Источник

Дружба

Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как злоба изменит и добрый разум. Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему (Сир. 13, 1), – говорит Сирах. И еще: со строптивым развратишься (Пс. 17, 27), – говорит псаломник.

* * *

Видим, что он [диавол], когда сам не может уловить человека, посылает к нему злых людей, служителей своих, через которых как настоящее свое орудие старается уловить его. Отсюда видим много прелестников, хитрецов, обманщиков, которые притворяются добрыми и стараются вкрасться в сердце благочестивое и войти в дружество с ним, но внутри – волки в овечьих шкурах и тайное орудие диавольское. Через таких служителей своих диавол старается уловить благочестивую душу и в сетях своих запутать. Такие волки опаснее, чем сам диавол. Но познаются они по плодам своим, ибо сколько ни хитрят и ни скрывают себя, однако яд свой, внутри их кроющийся, показывают. Таковых людей берегись, христианин! Сказано нам Спасителем нашим: по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16).

* * *

Нищ человек, потому как не имеет верных и искренних друзей. Истинная дружба не может быть без взаимной и сердечной любви, без единомыслия и согласия. Редка любовь в сынах человеческих. Лукавство, хитрость, ложь, лицемерие почти во всех показывается. Мало истины среди сынов человеческих. Суетное говорил каждый ближнему своему: уста льстивые говорили от сердца, и от сердца говорили злобное (Пс. 11, 2–3). Тот обманет, другой солжет, третий и четвертый то же сделают, и так надобно всякого опасаться и бояться. Сердце человеческое глубоко и лукаво (см. Иер. 17, 9).

Много случается нам иметь друзей, но потом они вскоре врагами нашими делаются; так вот и узнаем, что они ложными нам были друзьями. Друг искренний всегда друг. В счастье нашем много у нас друзей – это как тень во время сияния, но когда скроется сияние счастья нашего и день благополучия нашего помрачится, тогда они, как тень, от нас отступают и скрываются.

А отсюда видно, что и дружба их была ложной. Истинная любовь всегда с любимым соединена, и в счастье, и в несчастье. Так как истинная любовь двух одним делает, и потому где один, там неотлучно находится и другой, хотя и не всегда телом, но всегда сердцем. Истинный наш друг – тот, который и в несчастье нас не оставляет. Ищи же такого друга, тем более в нынешнее время, когда люди тому и учатся, чтобы друг друга обмануть и прельстить, посмеяться и оклеветать.

О бедные христиане, как вы далеко отступили от тех христиан, у которых было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). А отсюда видите сами, что христианство ваше ложное. Отец лжи, диавол, учит людей, чтобы друг другу лгали, друг друга обманывали и прельщали, и так бы вся верность и любовь из сердец человеческих иссякла…

Христианин, на каких здесь надеяться друзей? Здесь явная беда человеку: беда от соседей, беда от домашних, беда от друзей, беда от братии, беда от слуг и рабов. Не может быть большей дружбы, чем между мужем и женою, но и здесь как много видим вражды, сколько слышим жалоб от них друг на друга, и клеветы, и прочего зла! Какое это дружество – друг на друга жаловаться и клеветать?

Видишь, христианин, что мы не имеем верных и искренних друзей, и потому мы нищие, да и найти их негде. Обратимся ко Христу, к Нему присоединимся и приблизимся сердцем нашим. Без сомнения, Он любит нас и недостойных как Человеколюбец, так что и душу Свою за нас положил. Возлюбим и мы Его как любящего нас, и так между нами будет дружба, но верная, истинная, искренняя, непрекращающая, блаженная и вечная, ибо взаимная любовь дружбу соделывает. Тогда хотя и весь мир будет с нами враждовать, воистину ничем нам не повредит. Вы друзья Мои, – о благость, о человеколюбие Иисусово, о честь и достоинство христианское, – если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15, 14), – говорит Господь.

* * *

Хотящему хранить благочестие и преуспеть в этом должно от дружбы и бесед мирских удаляться. В собрании сынов века сего не иное что делается, как слова и дела, воле и святому закону Божию противные. В том собрании о том, в другом об ином переговаривают и пересуживают. Там того поносят и проклинают, здесь на другого жалуются и зубами, как оружием и мечом острым, имя его уязвляют, и когда злословием о том насытятся, на другого нападают. В том собрании пиршества, пьянства, бесчинные кличи и прочее, пьянству последующее; в другом – ссоры, свары и взаимная ругань совершаются, и так закон Божий то словом, то делом разоряется и соблазн подается.

Все это ударяет и почти уязвляет совесть нашу и лишает ее мира и покоя. И уже не таким, христианин, возвратишься в дом свой, каким вышел из дома. Как входящие в аптеку, благовонными мастями наполненную, и некоторое время там медлящие выносят с собою и благовоние тех мастей, так благочестивая душа, войдя в собрание людей, по плоти и миру живущих, и умедлив, выносит несколько злонравия, как зловония, от них прилепившегося. Чувства наши, особенно слух и видение, как двери, которыми всякое зло входит в сердце наше и, хотим ли, или не хотим, ударяет в него и влечет к тому, что или ухо слышало, или око видело. Но так как сердце человеческое ко злу склонно, то удобно обращается ко злу и прельщается и так зачинает и рождает беззаконие. Так Давид святой, выйдя из дома своего и гуляя на крове дома царского, увидел жену Уриину, и прельстился, и пал (см. 2Цар. 11, 2–4). Потому читаем в истории церковной, что святые от сожития с нечестивыми удалялись. Многие в пустынях изволяли жить, нежели во городах и селах, дабы соблазном дел и слов беззаконных не повредиться. Потому весь свет удивляется праведному Лоту, что, между беззаконными содомлянами живя, цел сохранился (см. Быт. 19). Но святому мужу немалое было мучение видеть и слышать такие беззакония нечестивых людей: ибо сей праведник, живя между ни ми, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2Пет. 2, 8). Мир этот есть Содом, беззаконный и нечистый, и миролюбцы суть подобны содомлянам.

Если не хочешь душу свою повредить и с этими содомлянами погибнуть, христианин, избегай общения и дружбы их, как огня или как моровой язвы. И если нужду имеешь выйти из дома твоего и быть в собрании, не медли там, очи и уши береги, да не внидет зло в сердце твое и, по подобию разбойника, не разорит душевный дом твой, и в том случае молись Богу: отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37). Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам (Мф. 18, 7), – говорит Христос.

Сатана везде полагает сети благочестивым и старается ими уловить: только что из дома выступишь, тут тебя и встречает соблазн слов или дел беззаконных, которым или уязвится, или обеспокоится совесть твоя. Но язвы познать не можешь, пока в доме не уединишься. Напротив того, в доме и уединении пребывающий свободен бывает от случаев, которые в собраниях и беседах находящихся ко греху приводят. Дом и стены соблазна подать не могут, ухо не слышит и око не видит зла – и так человек от других не принимает, и сам никому не подает соблазна, но всему тому противное может быть. Там может быть рассмотрение совести, которая, как книга записная, представит тебе прошедшего жития твоего грехи, представит суд Божий за грехи и геенну, грешникам уготованную, от чего последует истинное покаяние и сердечное сокрушение. Там бывает праведное и верное о мирских и тленных вещах, богатстве, чести, славе и сласти рассуждение, которое покажет тебе всю эту утеху, как сонное видение, на малое время являющееся и исчезающее, и представит смерть приближающуюся, и неизвестно когда, но ко всякому приходящую, которая всему конец полагает. От смерти двоякий путь представится тебе: один к благополучной, другой к неблагополучной вечности ведущий. Это размышление отведет тебя от суеты и возбудит готовиться к блаженному исходу – от вечности неблагополучной уклоняться благодатью Божией, благополучной же желать и искать.

* * *

Не знайся дружески ни с кем, пока не узнаешь, подлинно ли добрый человек, а не лицемер тот, с которым хочешь знаться, иначе после будешь раскаиваться и жалеть, но будет поздно. Многие волки в овечьих шкурах ходят: по плодам их, – говорит Господь, – узнаете их (Мф. 7, 16). Многие тихо, гладко и мягко говорят, многие молчат, многие постятся и много молитв читают и прочее (что само по себе неплохо и похвально), но внутри злы, горьки и гнилы, подобно яблокам, которые снаружи красивые, но внутри гнилые и с червоточинами. Знай точно: если внутри благочестия нет, то и по сути нет, а внешнее, видимое благочестие без внутреннего – обман и лицемерие. Однако ж никого не презирай, не гнушайся, но всех по-христиански люби и почитай и никого не осуждай, ибо не знаешь, что у человека внутри имеется.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle