Дух
Плоть всегда со страстями и похотями будет на тебя восставать и под свое иго покорять, но ты ей оружием духа воспротивься. Итак, если она гордостью и надмением против тебя подниматься будет, вооружайся духом смирения, помни, что ты земля и в землю пойдешь (Быт. 3, 19). Если похотью прелюбодеяния и нечистоты будет она бороть, вооружайся духом чистоты и целомудрия; если похотью сребролюбия и многостяжания – противься духом нестяжания и нищеты; если похотью сладострастия, невоздержания и пьянства – противься духом воздержания и трезвости; если похотью воровства и хищения – противься духом щедролюбия и милосердия; если похотью мщения – противься духом кротости и незлобия. Так и в прочем плоть духу покоряй, в помощь призывая Того, Чье имя на себе носишь, – Иисуса Христа.
* * *
Чего хочет дух, того не хочет плоть.
Дух хочет воле Божией следовать и ее творить – плоть не хочет.
Дух хочет перед Богом и людьми смиряться – плоть не хочет.
Дух хочет Богу послушание оказывать и заповеди Его святые творить – плоть не хочет.
Дух хочет любовно, мирно, искренно, простосердечно с ближним поступать – плоть того не хочет.
Дух хочет воздержанно и целомудренно жить – плоть не хочет.
Дух хочет ближнего миловать, и его в нуждах снабжать,
и ему помогать – плоть не хочет.
Дух хочет обиды терпеть и согрешения людям прощать – плоть того не хочет.
Дух хочет врагов любить, добро творить ненавидящим, благословлять проклинающих и молиться за творящих напасть – плоть от этого всего отвращается.
Дух хочет в бедах, напастях, искушениях и всяком злострадании молчать, терпеть и кротко сносить – плоть того не хочет.
Дух хочет во всем надежду свою полагать на Бога – плоть того не хочет.
Дух хочет всякую правду творить – плоть не хочет.
Дух хочет во всем Богу угождать – плоть не хочет, а хочет себе угождать, и прочее.
Это хотение и мышление духовное.
Видишь, какая битва и несогласие между плотью и духом. Об этом-то и говорит апостол: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5, 17). Видишь мышление плотское и мышление духовное. Видишь, чего хочет плоть и чего хочет дух.
* * *
Поскольку христиане воскресли духовно и вновь возродились и из плотских духовными сделались, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного.
Требует этого от них вера их, которая очищает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий, духовный, то и учит нас духовного искать, когда ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше.
* * *
Христианам необходимо знать, что в плотском рождении, которое бывает от родителей, отца и матери, не иначе рождаемся, как сынами человеческими от людей и плоть от плоти, как сказано: рожденное от плоти есть плоть (Ин. 3, 6). А в духовном рождении рождаемся свыше, люди – от Бога, и вместо сынов человеческих сынами Божьими благодатью Его возрождаемся, как говорит апостол: тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12–13).
В плотском рождении облекаемся мы в ветхого Адама (см. 1Кор. 15, 49), а в духовном облекаемся в нового – Христа, по Писанию: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). В плотском рождении мы рождаемся во грехах, как говорит пророк: я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя (Пс. 50, 7), – а в духовном омываемся, очищаемся, освящаемся и оправдываемся от скверн греховных и делаемся праведными благодатью Христовой, как говорит апостол верным: омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11), и служитель Божий новокрещенному говорит: «Оправдался еси, просветился еси, осветился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». В плотском рождаемся чадами тьмы, во власти сатаны, а в духовном рождаемся чадами света, и от тьмы приводимся к чудному Божьему свету, и от власти сатаны к Богу – в Царство Христа, Сына Божьего (Деян. 26, 18; 1Пет. 2, 9; Еф. 5, 8). В плотском рождаемся по природе чадами гнева (Еф. 2, 3), а в духовном – чадами благодати, чадами благословения Божьего (см. 1Пет. 3, 9). В плотском рождаемся к временной жизни, а в духовном – к вечной жизни (1Тим. 6, 12).
Итак, в плотском рождении рождаемся ко всякому духовному бедствию, злополучию, какого до конца умом понять и языком изъяснить невозможно, а в духовном от всего этого зла освобождаемся и приходим во всякое духовное блаженство, которое так же до конца ни ум наш постигнуть, ни слово изъяснить не может. Из этого разумей, возлюбленный христианин, что есть вера и плоды ее и что есть святое Крещение, которым вновь рождаемся и вновь начинаем жить. Как в плотском рождении рождаемся гнусными, скверными, проклятыми, осужденными, чадами гнева, тьмы, геенны и духовно мертвыми, так в духовном рождаемся чистыми, святыми, праведными, благословенными, чадами Божьими, чадами света, наследниками Небесного Царствия и духовно живыми и так сотворяемся новой тварью, по Писанию: кто во Христе, тот новая тварь (2Кор. 5, 17).
* * *
Бог наш бестелесный и невещественный, и потому Он есть Дух наичистейший.
Так о Нем свидетельствует Писание Святое: Бог есть Дух (Ин. 4, 24). Что Святое Писание приписывает Ему части тела, то не собственно Ему приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понятия нашего, поскольку мы иначе не можем понять действий Его, силою Его совершаемых. Так руки, Ему приписываемые, означают всемогущую силу Его, очи – всеведение Его, уши – всего слышание, так как от Него ни слово, ни дело, ни помышление наше сердечное не утаится. И как всех людей, так и всякого человека что делал, говорил, мыслил и для чего делал то, что делает, говорит и мыслит и для чего и что будет делать, говорить, мыслить и для чего, – все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все единым хотением и повелением делает, что хочет. Он не имеет очей, но все и в сокровенных местах, и в глубине сердца делаемое наблюдает и видит. Он не имеет ушей, но всякое слово, глас, пение худое и доброе слышит. Рассуждай об этом и берегись делать, говорить и мыслить то, что Ему противно.
От познания духовного Божьего существа последует то, что человек будет Его почитать не веществом, не золотом, не серебром и не другими материалами, не разбором пищи и одеяния и одними только видимыми церемониями, но духом, то есть страхом, любовью, смирением, терпением, покорением воли своей воле Его, и прочими делами, Им заповеданными. Ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13, 16).
Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество неприятно без внутреннего духа, потому говорит Господь: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 23–24). Почтим же Бога как Духа духом, сотворим волю Его и заповеди Его, за грехи наши – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное принесем. Жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
Все старание христианину надобно в том полагать, чтобы душу свою исправить. Ибо Бог к душе нашей говорит, а не к телу. Тело – это орудие души, через которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают то, что душа замышляет и хочет. Если же душа исправна будет, то и дела внешние будут исправными. Без душевного изволения уды телесные не действуют. Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу, тогда и внешние дела наши исправными будут, и так будем Бога нашего духом и истиной почитать.