Источник

Дух злобный

Тяжка битва с людьми, но на­много тяжелее бороться с духа­ми злобными. Они нас видят и, что делаем и говорим, примеча­ют, а мы их не видим. Они ста­раются у нас отнять не города, не рубежи, не тленное сокро­вище, а вечное спасение, кото­рое Христос, Сын Божий, чест­ной Кровью и смертью Своей нам приобрел. Это неоцененное сокровище похитить у нас они стараются и усердствуют день и ночь. Искушают они нас бодр­ствующих, искушают и спящих; строят козни днем, строят козни ночью.

Христиане! Надо и нам не дре­мать, если хотим себя спасти и не быть их пленниками. Свое оружие они находят в нас са­мих. Страстями и похотями на­шими борют нас. Некогда тому богатства, чести и славы в ми­ре сем искать, кто против этих врагов хочет благополучно сра­жаться. И если кто, оставив не­бесное, о земном помышляет, кто не Богу, а миру и прихотям своим угождает, – то это верный признак того, что он их плен­ник.

* * *

Победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает. Христиане, общий и все­гдашний враг рабов Христовых есть диавол с темным своим пол­чищем, демонами и служителя­ми своими. Против этого врага им непрестанная брань и подвиг предлежит. Когда Израиль ру­кою крепкою и мышцею высо­кою избавился от рабства египет­ского, фараон, египетский царь, с воинством своим гнался вслед за ним, желая его снова себе по­работить. Так и христиан, новый Израиль, духовных чад Авраама (см. Рим. 4, 11; Гал. 3, 17, 29) гонит сатана со своим мрачным воин­ством, гонит, как от темной вла­сти и службы ему силою Хрис­товою избавившихся, дабы их опять себе покорить. Израилю ветхозаконному, идущему в зем­лю обетованную, многие враги препятствие чинили и не пуска­ли в землю ту. Так нового Из­раиля, христиан, старается не допустить тот же враг диавол в небесное отечество, которое обе­щал Бог верующим во имя Его. С этим супостатом имеют хри­стиане брань и подвиг всегдаш­ний.

Надобно признаться, что брань эта и подвиг трудный, что сле­дующие обстоятельства пока­зывают:

1. Враги эти христианские не видимые, но невидимые суть; не кровь и плоть, но духи злобы поднебесные, как апостол го­ворит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, про­тив мироправителей тьмы ве­ка сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). И пото­му в этой духовной брани не так бывает, как на брани мира сего, где друг друга враги видят и опасаются. Но здесь враги на­ши нас видят, наблюдают, что мы делаем, что начинаем, к че­му дело, слово и начинание на­ше склоняем, примечают, но мы их, как духов, не видим.

1. Они без меры злобные и враждебные нам и всяким об­разом ищут нас низложить и погубить.

3. Они лукавы и хитры и че­рез столько веков самим искус­ством научившиеся; знают хо­рошо, как приступить, с какой стороны напасть, каким оружи­ем кого уязвлять; знают, как под видом добра и зло нам пред­лагать, как под прикрытием ме­да яд и под видом вреда от доб­ра отводить, и часто мнимым нашим добром борют нас, при­водя в высокоумие.

4. Никогда не перестают бо­роть нас. Мы спим и почиваем, но они никогда не почивают, но всегда и везде на погибель на­шу бодрствуют; и когда кажется, что нас оставили, тогда с боль­шим стремлением хотят на нас напасть и более уязвить.

5. Оружие свое против нас в нас самих находят враги эти и нашими нас орудиями борют. Сердце наше растленное им есть как влагалище всяких орудий, которыми нас уязвляют. Ибо из сердца исходят злые помыслы (Мф. 15, 19), – говорит Христос, Царь наш. Этими орудиями всегда в нас стреляют. Ум наш, язык, очи, уши и прочие члены орудиями неправды стараются сделать, и так совесть нашу уяз­вить, и победу у нас отнять.

6. Так восставая против нас, не имений наших, не земли, не градов, не головы нашей, не жиз­ни временной лишить нас хо­тят, но того, что дороже всего света – вечного спасения. Против стольких и таких врагов хрис­тианам брань и подвиг предле­жит. Этот подвиг не дремлющим оком, не унывающим сердцем, но бодренно и неусыпно от­правлять им должно, когда хо­тят непосрамленными быть пе­ред Подвигоположником своим Иисусом Христом. Потому уве­щевает нас Христос, Царь наш и Господь: бодрствуйте и моли­тесь, чтобы не впасть в иску­шение (Мф. 26, 41). Увещевают Его апостолы святые, послан­ники Его и князи наши: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол хо­дит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Кор. 10, 12). Братия мои, укрепляйтесь Гос­подом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 10–11). И еще Хрис­тос: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11). Из этих и прочих увещаний, в святом Писании находящихся, видно, сколь тяж­кая у христиан брань с этими бесплотными врагами. И сами верные в любой день чувствуют лютые их нападения, когда че­рез злые помыслы то веру их как основание всего духовного блаженства разрушить, то лю­бовь погасить и свои плевелы беззаконий на ниве сердец их посеять стараются.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle