Успе́х —
1) достижение, положительный результат;
2) общественное признание.
Мешает ли стремление к успешности христианскому деланию?
Стремление к успеху как таковое присуще каждому человеку. Без него в принципе невозможны ни реализация творческих способностей, ни осуществление творческих замыслов, ни достижение поставляемых целей. Следовательно, само по себе, вне контекста конретных условий, стремление к успеху не может быть охарактеризовано ни с положительной, ни с отрицательной стороны: многое зависит от того, на что именно направлено это стремление и какими именно средствами достигается успех.
В современном потребительском обществе понятие «успешность» чаще обычного артикулируется в узко-прагматичном, утилитарном значении. Кого на сегодняшний день считают успешным? — Того, кто добился завидного положения в обществе, стяжал материальное благополучие, построил карьеру, достиг высокого социального статуса.
Человек же, не соответствующий подобным критериям зачастую причисляется к неудачникам. Под этот ярлык могут подпасть, например, учителя и врачи, сельские труженики и даже чиновники (непродажные, честные). Успешность как показатель личных духовно-нравственных достижений утилитарной системой оценок практически не берётся в расчёт.
Таким образом, в сознании обывателя успешность как главная жизненная цель подразумевает мотивацию в области сугубо земных, а не возвышенно духовных интересов. Главным фактором здесь выступают амбиции. Желание же угодить Богу отодвигается на задний план.
Понятно, что такая приземлённая ориентированность сознания сковывает добрые душевные расположения и порывы, приводит к конфликтам с собственной совестью (Мф.6:21), побуждает переступать через интересы ближних, ведёт к ожесточению сердца, вражде против Бога (Иак.4:1-4).
Имея в виду «худшие» стороны утилитарных стремлений, богатство, Господь чётко предостерёг, что богатому человеку войти в Царство Небесное сложнее, чем верблюду протиснуться сквозь игольные уши (Мк.10:25).
Но значит ли это, что искренне верующий человек должен всячески избегать социального и материального благополучия? Отнюдь нет. Закон Божий не требует, чтобы верующие непременно жили в нужде. Важно другое, чтобы земные стремления человека не обращались в земные пристрастия, не препятствовали исполнению религиозно-нравственного долга, не отталкивали от общения с Богом, не служили причиной для ссор, не мешали духовному совершенствованию.
Уместно вспомнить, что на протяжении истории Бог и Сам не раз одарял Своих праведников материальными благами. Причём, первый случай такого благодеяния был связан с самыми первыми в истории людьми. Позднее к числу таких праведников принадлежали: Иов, Авраам, Иаков, Иосиф, Давид и многие другие.
Цитаты об успехе
Успехи мирских людей суть падения в монахах, а успехи монахов суть падения в мирских людях. Успехи мирян состоят в богатстве, славе, силе, утехах, в благоплотии, многочадстве и тому подобных вещах, в которые вступя, монах погибает. Успехи же монаха суть: нестяжание, бесславие, бессилие, воздержание, злострадание, лишения и сим подобное, чему невольно подвергшись, миролюбец почитает то великим несчастьем...
прп. Максим Исповедник
Комментировать