Слово «успех» известно давно, но в настоящее время на слуху производное от него — «успешность». Для многих это понятие имеет некий отрицательный налет. Увы, слишком часто в наше время успешности так или иначе, прямо или косвенно сопутствуют ложь, интриги, бесчестие, скандальность, а то и настоящее преступление. Но действительно ли успешность настолько связана с безнравственностью? Или же успешным можно в полной мере назвать даже глубоко верующего христианина? Об этом размышляет настоятель храма в честь Рождества Богородицы в Крылатском, духовник Московской Патриархии протоиерей Георгий Бреев.
Успешность заложена в человека Богом
Мне кажется, Сам Господь заложил в человеческую природу стремление к успешности. Это одна из духовных сил, которая человека активизирует, собирает воедино и побуждает стремиться к избранной цели — мыслями, чувствами, действиями. И эта движущая сила склоняет нашу волю к исполнению того, что мы задумываем, что ложится желанием в душу.
Успех — это то, что дается человеку не сразу, но если он его достигает, то это сообщает ему некое чувство радости, и даже счастья. Цели у всех разные — кто-то хочет быть кандидатом наук, кто-то иметь хорошую, прибыльную работу, кто-то хорошую семью и много друзей. Но всех тех, кто достигает поставленных перед собой целей, мы, современным языком, называем успешными, перспективными.
Многие говорят себе: «Я должен успеть». Слово «успеть» имеет двоякий смысл: во-первых, уместиться в срок, успеть завершить какое-то дело; а во-вторых, открыть для себя путь, который может стать путем восхождения.
Как только человек начинает себя сознавать личностью, у него появляется стремление в чем-то успеть. Это можно наблюдать даже на примере детей. Родители и педагоги всячески поощряют ребенка, чтобы он преуспевал в учении, в душевном развитии; этим ему открывается дорога, по которой можно вступить в самостоятельную жизнь. Если дитя чувствует, что справляется, слышит одобрение, этот успех вызывает у него чувство удовлетворенности, ощущение, что он, пусть отрок или младенец, действительно в жизни чего-то достигает. И тут же это берется ребенком на вооружение. Это стимул для его развития. Потому одна из воспитательных мер — показать ребенку, что он молодец, что он не лентяй, что у него что-то получается.
Думаю, что, какую бы область человеческой деятельности мы ни взяли, стремление к успеху — это то, лишившись чего жизнь потеряла бы смысл. Потому что успех является показателем, что мы двигаемся и, преодолевая трудности, держимся правильного курса. Чувство успешности окрыляет человека.
Что есть успех в духовной жизни
Духовная жизнь тоже связана с восхождением. Стремление к духовному успеху, к совершенству неотъемлемо от человеческой души, вложено в нее Богом. Однако духовная жизнь — это нечто другое, нежели земное поприще. Одаренные люди — художники, артисты — много работают, чтобы достичь уровня, когда их искусство становится высоким и совершенным, и взойти на вершину успеха. Но в духовном плане все гораздо глубже, все меняет ценность перед лицом вечности. Порой, если преуспевшему в земном отношении человеку сказать, в чем состоит духовное преуспеяние, у него руки могут опуститься.
Углубляясь в познании веры, человек постепенно приходит к все более высокому состоянию, обогащающему его. И многие, всматриваясь в себя, решают, что сами добились духовного преуспеяния. Так мыслящие, конечно, ошибаются. Ибо здесь начинается самое страшное: самонадеяние, оглядка на себя. А успешность всегда связана с благодатью и силой Божией, которая человека ведет на всех путях, если он искренен, чист и добивается успеха не с корыстными целями.
«…У самого берега он потерпит крушение»
Вспоминается случай из жития преподобного Антония Великого. Святой, оставив мир, ушел в пустыню, но народ находил тропы к нему. Однажды к нему пришли люди с рассказом, что в Александрии появился молодой подвижник, настолько сильный духом и совершенный делами, что творит знамения и чудеса. Уже в таком возрасте у него есть признание и слава! И тогда авва Антоний, помолившись, горько заплакал и сказал: «Я вижу огромный корабль, наполненный драгоценными грузами, но у самого берега он потерпит крушение». Почему он так сказал об этом иноке? Не мерою дает Бог Духа (Ин.3:34). Человек возлюбил Бога, и Господь тут же ответно дает ему дары за его ревность. Но самое трудное в жизни человека — этот дар Божий пронести. Силу, благодать, дар Духа легче вымолить у Бога, чем сохранить его. Вот потому преподобный сказал так вопрошающим, и впоследствии они действительно увидели исполнение слов святого: молодой монах, будучи таким облагодатствованным, имея такие дивные успехи в духовной жизни, соблазнился, пал и даже лишился сана.
Всякое дело венчает только Господь
Я могу привести десятки примеров из жизни наших современников, по сути подобных истории инока. Вот женщина подходит к священнику со слезами: «Батюшка, у нас все было так хорошо раньше: жили мы скромно, но дружно, в храм ходили, работали, детей растили, но вот муж получил денежное место, ему такие широкие возможности открылись, и все у нас пошло кувырком: у него появились поклонницы, секретаршу на отдых возил. Он теперь говорит, что семья ему не нужна, что он хочет жить для себя, потому что он имеет право “на личное счастье”». Успешность прельщает. Есть такое понятие — прельщение. Это бывает и в мирской жизни, и в духовной. Вернемся к случаю из жития преподобного Антония. Почему монах погиб? Потому что он духовно еще не был подготовлен, чтобы данную ему славу вынести. Он должен был сказать: «Господи, это Ты меня прославил такой чудесной славой! Разве я своими силами могу творить чудеса?! Это — благодать Твоя, которая во мне!». Но когда тысячи людей говорят с восхищением: «Какой ты великий! Ты творишь чудеса, по твоему слову все сбывается!», то как немощной человеческой душе не соблазниться, не приписать все это себе и своим достоинствам?! И тут действует духовный закон: если ты имеешь дар от Бога, а приписываешь его себе, то все теряешь, и Бог оставляет тебя!
Вспомним слова апостола Павла: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1Кор.3:6). Можно спросить: что есть успех в мирской жизни, в чем же его ценность заключается? А заключается она в глубине понимания, что, каким бы достойным и успешным я ни был, что бы я ни делал, не я творец своей жизни, не я создал себя; жизнь конечна, и я не могу сказать, точно ли я достигну вечности и спасения. Может быть, наоборот: пред вечностью я предстану совершенно беспомощным, и выяснится, что в земной своей жизни я так ничего и не сумел сделать. Все люди, просвещенные подлинным знанием Бога, носящие благодать Божию, останавливали себя и говорили, что человек должен трудиться, должен принять все меры к достижению успеха, но венчает всякое дело только Господь.
Испытанные успехом: по стопам праведного Иова
По рассуждению многих святых, не тогда человек преуспевает, когда восходит по достоинству своему на большую степень славы человеческой и когда его жизнь очень плодотворна, а тогда, когда человек выдерживает испытания, посланные ему Богом. Тут-то и открывается подлинная красота, величие, достоинство человека, если он в трудностях сохраняет себя, не ищет виноватых, не падает духом. Яркий пример — история праведного Иова. Господь видит его совершенство, но посылает ему страшные испытания. Однако, и лишившись богатейших имений и детей, а затем и собственного здоровья, Иов не возроптал, не стал хулить Бога, но благословлял Его, говоря: Господь дал, Господь и взял (Иов.1:21) и Он способен опять мне все вернуть и в большей мере. Так и получилось. Настоящее преуспеяние, думаю, состоит в некоем таинственном созревании в период скорбей нашего внутреннего человека, способного приобрести такое духовное богатство, которого он не лишится вовек. Ибо все оставим здесь, и имения, и честь, и славу суетную: в перспективе вечности они не имеют цены, а вот духовные качества остаются с нами бесконечные веки.
Поэтому один из основных духовных законов, который нужно всегда помнить людям успешным, таков: как бы ни преуспевали мы в этом мире, жизнь настолько изменчива, что человек может всего в одно мгновение лишиться. Немногие люди могут выдерживать такое. Вот пример: завтра у нас будут отпевать современного преуспевавшего человека — мужчина, сорок лет. Его близкие получили разрешение из Патриархии на заочное отпевание. Некогда он открыл свою фирму, его дела шли в гору. И вдруг кризис. Он теряет все: фирма закрывается, несколько месяцев он совсем без работы, и в конце концов, в отчаянии,— ведь он уже отвык ограничивать себя, жил как человек богатый, друзей имел таких же состоятельных, а тут и друзья отвернулись, и возможности широко жить нет,— он решает уйти из этой жизни. Был ли успех у этого человека? Да. Но он оказался не готовым понести испытание — лишиться этого успеха. Если мы увлечемся нашим преуспеянием, нужно уметь себя остановить и сказать: «Слава Богу, что я это имею, а придет другой день и, может быть, я окажусь в совершенно других условиях, в другой ситуации». Готовить себя надо, что может в едино мгновение все поменяться. Разум не должен спать, но держать на вооружении слова апостола Павла: кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? (1Кор.4:7).
Будь умелым возницей и стремись к почести горнего звания
Человек достигает какого-то высокого положения, славы, богатства, может себе позволить то, что раньше было недоступно: усадьба с прислугой — пожалуйста, все бросить и полететь среди зимы на Канары — запросто. Конечно, в таком состоянии семья, обязанности, проблемы детей начинают его тяготить, становятся скучными. А вседозволенность может привести к крайней внутренней недисциплинированности — ума, сердца, воли. И «вожжи души» распускаются. По-моему, у святого Макария Великого (он жил в IV веке) был очень точный образ движения по жизни: возничий, управляющий колесницей твердой рукой, с рассуждением, легко преодолевает расстояния; другой ездок мчится во всю прыть с ослабленными вожжами, и его кони в конце концов переворачивают колесницу. Поэтому важно, чтобы, будучи вознесенным на колесницу успешности, человек держал разум, волю, чувства в узде рассуждения и ведения — не только этого мира, но и горнего. Если это будет так, то колесница полетит вперед.
Бог нас любит и много дает нам. Но непременный закон для любого человека: не губи себя. Надо понять, что губить себя — это не только стаканами водку глушить и гулять дни и ночи, проматывая богатство. Я буду также губить себя, если возгоржусь, если буду смотреть на всех, как на чернь какую-то, и вместо того, чтобы жалеть и помогать людям, стану презирать их и надмеваться над ними. Ради успеха житейского нельзя забывать восхождения духовного. Апостол Павел призывает нас воздерживаться от всего для получения венца нетленного (см.: 1Кор.9:25). Если моя цель такова, то дай мне хоть все богатства и всю славу мира — они не повредят моей душе. Чтобы не впустую наша жизнь прошла, мы должны быть нацелены не к материальному преимуществу, не к высокому социальному статусу, а к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп.3:14). Желание стяжать почесть горнего звания — вот что в сердце каждого должно быть. Только тогда мы пройдем этот путь достойно, сохранив верность Богу и любовь к людям.
Не прилагайте сердца…
Как преуспевшему сохраниться христианином? Живой, деятельной верой. Душа может привязаться к богатству, славе, но нужно выйти на уровень такого понимания, чтобы, ценя данное мне и благодаря Бога, не прилепляться к этому настолько, чтобы жить только этим. Надо помнить о том, что сказал пророк Давид: когда богатство умножается, не прилагайте сердца (Пс.61:11). Пользуйтесь успешностью, состоятельностью, но не прилагайте к этому своей души. Говорите: «Слава Тебе, Господи, за все!» — и ищите, как данное вам употребить разумно. На жертву, на помощь нуждающимся, на строительство храма, на благотворительность. И человек так сохраняется душевно, потому что он, во-первых, видит щедрость и любовь Божию и благодарит Его, а во-вторых, стремится от своих возможностей быть полезным людям. Это единственно верный путь. Если человек будет добиваться успеха всеми средствами, не гнушаясь нечестных и жестоких путей, то такой успех относителен, он может быть лишь внешне эффектным, а внутренне он не принесет человеку удовлетворения, радости, счастья, даже при всех, казалось бы, положительных моментах. Примеров подобного очень много можно найти.
Все мы перстны, смертны. Философы уподобляли нашу жизнь пузырю в океане жизни. Вот пузырек только из воды появился, а через секунду — нет его на поверхности океана вечности. Мы настолько хрупкие! И человеку необходимо непрестанно работать над собой, чтобы это усвоить сердцем, понять смысл духовной жизни и жить в соответствии с ним. Настоящий успех там может быть, где мы предаем себя, путь своей жизни, свои дела в высшую волю Промысла Божиего.
журнал «Православие и современность» № 14 (30)