Программа самокатехизации

Программа самокатехизации


Памятка для воцерковляющихся

Здравствуйте! Если Вы пришли на этот сайт, часто бываете на нем, читаете литературу о Христианстве, то, возможно, это потому, что Бог коснулся Вашего сердца и Вам хочется быть с Ним, жить с Ним и для Него, но пока Вы еще не знаете, как это правильно делать. Однако самой вере научить нельзя, так же, как и нельзя научить любви. Чтение книг может умножить веру, которая уже в зачатке в Вас имеется, прибавить Вам интеллектуальных знаний о том, как правильно строить свои отношения с Богом, но не прибавить опытного познания Живого Бога, которое приобретается таинственным (мистическим) образом. Итак, если Вы уже считаете себя человеком православным, верующим и хотели бы в этом углубляться, то эта страница –– для Вас. Если это не так, то Вам лучше вернуться на главную страницу и пока просто выбирать и изучать те материалы, которые Вас интересуют.

Из Священного Писания, из опыта жизни христиан мы знаем, что Бог соблаговолил так, чтобы полнота жизни с Ним и в Нем у людей достигалась некоторым особым способом, который называется Церковь. Не все, к сожалению, правильно понимают значение этого слова. Оно имеет несколько значений. Но сейчас речь идет о Церкви в смысле Тела Христова (Кол.1:24), в смысле мистического, невидимого единства всех верующих, пребывающих в Духе Святом. Если я с Богом и в Боге, и ты с Богом и в Боге, то ты и я – вместе и не можем быть порознь. Процесс присоединения человека к Церкви (через Таинство Крещения), а значит, и к Богу, или возвращения в Церковь (через Таинства Исповеди и Причастия), или углубления жизни в ней (если ранее церковная жизнь шла формально) называется воцерковлением. Этот процесс сложный, но для него как раз можно дать ряд «инструкций», советов, известных из опыта ранее воцерковлявшихся людей, в том числе Святых Отцов, и составить некую «памятку».

Сейчас воцерковляющийся человек, обращаясь в Интернет, может найти великое множество важных и интересных материалов о Боге и Церкви. Но чаще всего они представлены вне какого-то иерархического порядка, и очень трудно бывает понять, с чего надо начинать чтение, в какой последовательности изучать те или иные вопросы, что среди представленных тем самое главное, а что ― второстепенное. Для Церкви это особенно важно, потому что, когда второстепенные вещи выходят для людей на передний план, церковная жизнь, то есть жизнь с Богом, искажается и человек теряет благодатную связь с Ним, что всегда приводит к печальным последствиям. Поэтому по-хорошему воцерковляющемуся человеку, человеку, который хочет стать православным, нужен курс, некая система обучения, передачи опыта воцерковления, посредством которой опытные члены Церкви, давно старающиеся жить в Боге и с Богом, передавали бы, лично или через книги, свой опыт тем, кто только стремится к этому. В древности так и было: существовали так называемые школы для оглашенных, то есть людей, готовящихся ко Крещению. В нашей стране в течение долгого времени такая возможность отсутствовала, что привело к чрезвычайному распространению религиозной безграмотности, околоцерковных суеверий. В настоящее время, слава Богу, институт катехизации, то есть системного воцерковления, начинает возрождаться и развиваться. При храмах и монастырях появляются воскресные школы и катехизические курсы для взрослых, создаются православные учебные заведения. Конечно, Вам, как воцерковляющемуся человеку, лучше всего было бы найти такие курсы в своем регионе и поступить на них. Нельзя научиться плавать или кататься на велосипеде по книжкам. Нужно, чтобы рядом были опытные помощники, нужно начинать тренироваться, реально действовать, хоть и лень. Что уж говорить о такой сложнейшей науке, как общение с Богом. Самоучкой в ней вряд ли преуспеешь, даже все великие святые всегда учились у кого-то. Как и в любом человеческом деле, в любой науке, в жизни с Богом все зависит от двух моментов: таланта и прилежания. Если первое дает Бог, то второе полностью зависит от нас самих, а Господь, как мы знаем из Евангелия, строго спросит даже с тех, кто получил самый маленький дар (Мф.25:14-30).

Однако, к сожалению, не у всех есть возможность найти катехизическую школу при храме и сразу начать учиться в ней. На такой случай к нам приходят на помощь интернет-курсы катехизации. Слава Богу, сейчас они появляются и, с развитием современных интерактивных технологий, предоставляют прекрасные возможности для дистанционного обучения, которое, в отличие от классического заочного, дает возможность постоянного плодотворного общения воцерковляющихся христиан.

Одна из первых таких дистанционных школ катехизации, «Православный Интернет-Курс» (azbyka.ru/pravkurs), тесно сотрудничает с православным порталом «Азбука веры» и регулярно проводит набор на обучение. Для тех же, кто не успел поступить на этот курс, или по каким-либо причинам не видит это для себя возможным, катехизаторы «Правкурса» предлагают примерную программу для самостоятельной катехизации. На этой странице Вы можете видеть перечень из 16 тем, для каждой из которых дана ссылка на соответствующий раздел «Азбуки веры». Из всего многообразия нашей православной энциклопедии выбраны ― и даны в наиболее приемлемом для усвоения порядке ― лишь те темы, которые наиболее необходимы для правильного воцерковления.

Мы предлагаем Вам начать строго последовательно, по порядку, читать материалы из этих разделов. Не обязательно все, какие в них содержатся, а хотя бы только те, которые Вас наиболее заинтересуют. Предлагаем отводить на изучение каждой темы какое-то определенное время, но не больше недели. Не беда, если не будете успевать прочитывать все материалы разделов, сейчас важнее получить общее представление о церковной жизни, а углубиться мы всегда сможем потом.

Однако считаем свои долгом предупредить об опасности могущей возникнуть иллюзии, что простого изучения предложенных материалов, даже всех, уже достаточно для полноценной жизни с Богом, для воцерковления. Конечно же, это не так. Во-первых, то, что Вы читаете, весьма сложно и не всегда может правильно истолковываться, для этого нужна помощь опытных людей. Во-вторых, мало читать, надо действовать. Вспомните пример про плавание и велосипед. Можно отлично знать всю религиозную литературу, знать наизусть Библию, но при этом оставаться бесконечно далеко от Бога. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем, как только у Вас появится возможность, все же записаться на катехизические курсы, дистанционные, а лучше – реальные. Не стесняйтесь, обойдите близлежащие православные храмы и монастыри в своем городе, спросите, есть ли у них какие-либо курсы или беседы для воцерковляющихся.

Напоследок приводим для Вас список тех дел, которые ежедневно необходимо делать тому, кто стремится к Богу:

Бороться, со своей леностью, ложной скромностью. Принуждать себя к добрым и полезным делам и проявлять жизненную активность. Из предложенных материалов Вы узнаете, что человек – такое существо, которое, хотя и стремится к Богу, постоянно чем-то тяготится, устает, ленится, хочет грешить. Противление этому часто вызывает боль, неудобство, беспокойство. Поэтому нам надо научиться постоянно преодолевать себя ради высшего, научиться железному терпению и разумному самоотвержению. Без них, как мы знаем, невозможно достичь успеха не только в религиозной жизни, но и в спорте, и в искусстве, и в науке. Нет времени на Божии дела? Но это значит, что есть время на другие, что нечто другое мы любим больше, чем Бога, и тем нарушаем первую заповедь (Мф.22:37) и обманываем самих себя, говоря, что хотим быть с Богом.

Мф.22:37-39). Если мы будем читать эти святые строки ежедневно, хотя бы совсем понемножку, но стараясь воплощать их в жизни, то постепенно, с годами, будем все ближе и ближе к христианскому идеалу. Тем, кому трудно поверить в Бога, Святые Отцы рекомендуют попробовать принуждать себя жить по заповедям Божиим, и тогда человеку ясно открывается Бог. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

— Читать Священное Предание. Священное Предание – это не одна какая-то книга, а творения всех Святых Отцов, то есть людей, которым удалось, с Божьей помощью, воплотить идеал христианской жизни и засвидетельствовать это различными дарами Святого Духа: прозорливостью, чудотворениями, пророчествами и т.п. Если нам даже в таком простом, казалось бы, деле, как обучение грамоте и счету, требуется помощь учительницы русского языка или математики, а иногда и тетрадки более умных товарищей, то было бы просто глупо пренебрегать записями «старших товарищей» в единственно важном в этой жизни деле, деле спасения собственной души. Опять же, читать их надо ежедневно, хоть и понемногу, ибо надо постоянно «бодрствовать, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).

Молиться. Молитва – разговор с Богом, Которого, мы, возможно, пока еще не очень хорошо знаем. Но Он знает нас лучше всех и слышит каждое обращенное к Нему слово, особенно соединенное с искренним сердечным чувством. Именно к этому призывает всех (а не только святых, монахов, священников) апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Ибо как можно быть вместе с Богом, Которого любишь, не общаясь с Ним? Но, как и в любом деле, мы начинаем с малого, поэтому надо приступать к молитве хотя бы по текстам молитвословов, хотя бы два раза в день, утром и вечером, и раз в неделю – соборно, в Храме.

Приступать к Таинствам Церковным (желать этого – ежедневно, приступать же более или менее регулярно, по возможности). Прежде всего – к Причастию Святых Плоти и Крови Христовых, а предварительно – к Покаянию. Таинства – это такие церковные священнодействия, в которых наиболее глубоко происходит общение и соединение человека с Богом, особенно же – в Таинстве Причастия. Поэтому Таинства всегда были главнейшей стороной жизни Церкви, ибо невозможно любить Бога и не стремиться к единению с Ним. Конечно же, участие в Таинствах подразумевает регулярное посещение общественных богослужений в храме, которые мы должны учиться знать и любить, потому что Церковь – единство всех в любви к Богу.

Совершать дела милосердия. Святой апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (Иак.2:20), подчеркивая то, о чем всегда говорил Спаситель. А апостол Павел обличает: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор.13:2). Поэтому, если мы хотим быть христианами, то мы обязаны отрывать себя от мониторов, вылезать из теплых комнат и идти к тем, кому плохо, больно, одиноко. В первую очередь – к своим родным и соседям. Если у них все более или менее хорошо – то в больницы, дома престарелых и т.п., причем помогать не «виртуально» (деньгами или вещами), а лично – чтобы смотреть им в глаза, общаться со страждущей душой. Сейчас, слава Богу, во многих городах налаживается социальное служение, и почти при каждом социальном учреждении есть группа добровольцев, которые организованно ходят помогать страждущим. Найдите его – и присоединяйтесь. Если же не так, то что Вам мешает пойти в ближайший храм (монастырь) и предложить батюшке помощь? Только Ваша собственная леность. Обычно при каждом храме прихожане занимаются какими-то делами милосердия и помогают кому-либо – больным, или бездомным, или самому храму. Если такого нет в одном храме – идите в другой. Предложите организовать что-либо подобное, проявляйте инициативу.

ПРОГРАММА САМОКАТЕХИЗАЦИИ

1 Смысл жизни. Счастье

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

2 Вера. Религия и наука. Чудеса. Религиозный опыт

О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

О БОГЕ

НАУКА И РЕЛИГИЯ

ЧТО ТАКОЕ ЧУДО?

НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ

3 Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

К ОДНОМУ ЛИ БОГУ ВЕДУТ РЕЛИГИИ

ОТЛИЧИЯ между ХРИСТИАНСКИМИ КОНФЕССИЯМИ

4 О Церкви и о Храме

ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ?

5 Исторический путь Православия

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

6 Священное Писание и Священное Предание

ИИСУС ХРИСТОС – БОГ ЯВИЛСЯ ВО ПЛОТИ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

7 Иерархия христианских ценностей, каноны и догматы

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА

МЕШАЮТ ЛИ ДОГМАТЫ СВОБОДЕ?

8 Основы Православного вероучения. Символ Веры, Заповеди Божии

КАТЕХИЗИС

9 Таинства Церкви. Крещение

ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

10 Священство и духовничество

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

О ДУХОВНОМ ОТЦЕ

11 Христианская антропология. Дух, душа, тело

ЧЕЛОВЕК

12 Грех. Покаяние. Таинство Исповеди

Я ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ?

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

13 Таинство Евхаристии

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

ЛИТУРГИЯ – ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ

14 Таинство Брака. Семья, дети, здоровье. Таинство Соборования

ТАИНСТВО БРАКА

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ. ЗАЧЕМ ВЕРА ДЕТЯМ?

15 Жизнь христианина в современном мире. Миссия, служение

МИЛОСЕРДИЕ

ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

ИСКАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

КУЛЬТУРА

16 Духовная жизнь

ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ?

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ДУХОВНАЯ БОРЬБА

МИСТИКА

КАК СТАТЬ СВЯТЫМ?

МОНАШЕСТВО – ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Комментировать

7 комментариев

  • Артём., 20.06.2015
    Теперь мне осталось понять, что же такое «ложная скромность». Ответить »
    • Антон, 20.08.2015
      Я думаю, имелось в виду ложное смирение. Можно внешне быть скромным, но внутри таковым не являться. Ответить »
      • Владимир, 01.08.2016
        За «ложной скромностью» кроется боязнь действий,нерешительность,которую напускает на человека лукавый.Строит перед ним горы мнимых страхов,препядствий и стеснений.В итоге человек «стесняется» делать благо. Ответить »
  • Илья, 06.01.2017
    я просто засыхал от жажды…..а теперь пришел  и  пью Живое Слово……напиться не могу….погрязший в грехах- получил такое от Бога)..что может сравниться с подарком таким???……на земле точно- ни деньги ни слава ни блага земные — ничто , по сравнению с тем подарком , когда Господь говорит- Следуй за Мной. Ответить »
    • Аристарх, 22.01.2019
      Не подвизайся безрассудно, подобно бурному потоку, чтобы не утекли сразу все твои силы, но с ревностью и рассуждением (тем более если ты ревностный от природы), чтобы враг не вызвал у тебя в душе тяжести оттого, что ты безрассудно будешь понуждать себя к подвигам выше сил.

      преподобный Паисий Святогорец Ответить »
    • Зоя, 02.04.2018
      Илья, мне знакомо и близко то, что вы говорите!!! Ещё 5 лет назад я и Бог были в параллельных плоскостях, а потом…. всё изменилось!!! Жизнь приобрела смысл и мне искренне жаль тех людей, кто не впустил к себе Бога. Ответить »
    • Вера Воронцова, 05.10.2017
      Завидую Вам, Илья, хочу то же испытать. Ответить »