vd
Часть 1
Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2013 года утвердил документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», в котором предписано в рамках подготовки к Таинству Крещения проведение как минимум двух огласительных бесед, а также одной беседы покаянно-исповедального характера (со священником). На практике мы видим, что где-то проводится до 12-ти бесед перед крещением, а где-то в лучшем случае – всего одна беседа. Ниже предлагаются несколько тематических блоков, основные мысли которых в той или иной степени необходимо раскрывать при катехизации. В зависимости от количества и продолжительности бесед эти темы и блоки можно варьировать, сокращать или развивать.
«Чтобы все было хорошо»
Мы зачастую воспринимаем Церковь как некое учреждение, которое с помощью духовных средств помогает нам разрешить земные вопросы
Если спросить у людей, приносящих ко крещению своих детей: «Для чего нужно крещение?» – то в большинстве случаев мы услышим приблизительно следующие ответы: «чтобы не болел», «от сглаза – от порчи», «потому что наши предки были православными», кратко говоря: «чтобы у него все было хорошо». То есть Церковь мы зачастую воспринимаем как некое учреждение, которое с помощью духовных средств помогает нам разрешить земные вопросы.
Но ведь если бы основной задачей Церкви являлось благоустройство нашего земного существования, то ее можно было бы заменить другими учреждениями, например медицинскими, финансовыми, экономическими и т. д. И действительно, многие люди вполне успешно достигают своих земных целей без церковной помощи.
Если для вас главным в жизни является здоровье, то существует множество оздоровительных диет и методик, физические упражнения, помогающие жить долго и безболезненно. Если вашим основным устремлением является финансовое благополучие, то можно найти множество путей для его достижения, также не прибегая к Церкви. Мало того, церковная жизнь может помешать финансовому росту. Ведь в Церкви существуют заповеди, например такие, как «не лжесвидетельствуй», «не укради», которые в определенных ситуациях, скажем мягко, не благоприятствуют развитию бизнеса.
Это не означает, что Господь не помогает нам в наших земных нуждах. Помогает. И даже очень помогает. И часто мы в своих бедах, скорбях, болезнях молим Бога о помощи и получаем эту помощь. Сам Господь призывает нас: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Но если мы просим Бога только о предметах земных, временных, преходящих, то, возможно, мы получим просимое, но при этом лишимся чего-то несравнимо более важного, того, что не ограничится пределами нашего земного существования и будет иметь продолжение в вечности.
Если же главной целью жизни для кого-то является счастье, понимаемое вполне по-земному, то Церковь ему по большому счету не нужна: «В этом году впервые в жизни отдыхала в Турции. Вернулась с ощущением полного счастья: море, солнце, песок – что еще человеку нужно?»[1]
Все мы прекрасно знаем, что ничего не возьмем с собой из этого мира – ни деньги, ни дом, ни машину. Каким бы ни был человек в этой жизни здоровым, сильным, красивым, богатым, талантливым, успешным, счастливым, прославленным, чего бы не добился, он не избегнет общей человеческой участи. И мультимиллиардер, и бомж – все умрут и будут погребены в земле.
В истории человечества известны только двое людей, которые избежали смерти. Это праотец Енох и пророк Илия. Они взяты Богом на небо. Но и их в свое время настигнет смерть. Согласно Священному Преданию Церкви, эти святые вновь придут на землю незадолго до Второго Христова Пришествия и будут умерщвлены Антихристом.
Но христиане верят, что жизнь человека не заканчивается со смертью тела, поскольку остается бессмертная человеческая душа. А от того, в каком состоянии встретит человек конец своего земного существования, зависит его вечная участь.
Спасение как жизнь в общении с Богом
И дело здесь не в том, что Бог хочет кого-то спасти, а кого-то предать мучениям. Наоборот, Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Господь сотворил человека не для мучений, а для блаженства. В Священном Писании говорится, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Но все мы обладаем свободной волей, и по этой причине человека нельзя спасти без участия самого человека.
Спасение в христианстве понимается как жизнь в соединении, в общении с Богом. Но жизнь с Богом предполагает уподобление Ему. Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Грех же является некой духовной тьмой, наполняющей душу человека, пребывающего во грехе. Если человек в этом состоянии станет приближаться к Богу, сможет ли он радоваться такому приближению? Вопрос риторический. Ему нужно или измениться, преобразиться, просветиться, или же удалиться на более-менее «безопасное» расстояние, где интенсивность света не столь сильна.
Как сказал Сам Господь:
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» (Ин. 3:19–20).
Каждый человек здесь, на земле, добровольно выбирает свою радость. Но любая радость вне Бога имеет временные рамки
В Царстве Небесном не будет возможности удовлетворить те страсти, которые человек возрастил в себе в земной жизни, что станет причиной человеческих страданий даже в раю. Алкоголик будет страдать от отсутствия любимого напитка, наркоман – без дозы, блудник – не имея возможности удовлетворить свою похоть. Каждый человек здесь, на земле, добровольно выбирает свою радость. Но любая радость вне Бога имеет временные рамки, и человек, предпочитающий ее Богу, сам лишает себя райского блаженства.
Человек, привыкший к жизни в грязной луже, воспринимает это как норму. Один из героев фильма Андрея Тарковского приводит следующий пример:
«Есть одна история. Один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Понимаешь? Спасает с риском для собственной жизни. Ну вот, они лежат у края этой глубокой лужи, тяжело дышат: устали оба. Наконец спасенный спрашивает:
– Ты что?
– Как что? Я тебя спас!
– Дурак! Я там живу»[2].
Даже добрые человеческие чувства могут стать нам помехой на пути в Небесное Царство, если объект этих чувств занимает в нашей душе место Бога. К примеру, любовь к родине является добрым чувством, но может стать гибелью в том случае, когда родина заменяет для человека Небесное Отечество. Здесь можно вспомнить стихотворение Сергея Александровича Есенина, которое часто декларируется на разного рода патриотических мероприятиях:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!», –
Я скажу: «Не надо рая,
дайте родину мою»[3].
У церковных писателей можно найти мысль о том, что одна и та же божественная любовь становится для принявших Бога в свою душу светом, радостью, блаженством, а для тех, кто не пожелал быть с Богом, отвергнувшим Его любовь, – жгущим пламенем.
К тому же, если представить, что Бог спасет всех людей, независимо от их добродетелей и пороков, то кем в этом случае наполнится рай? Убийцами, ворами, блудниками, сквернословами, смертельными врагами… Во что же превратится такой «рай»? Очевидно, в свою противоположность – в ад.
Любовь к Богу и к ближнему
Без любви к человеку, к ближним своим мы не сможем наслаждаться благами Царства Небесного
Без любви к Богу вечность для человека не может стать блаженством, поскольку в вечности человек не будет иметь иного источника радости, кроме Бога. Но и без любви к человеку, к ближним своим мы не сможем наслаждаться благами Царства Небесного. Поэтому и Господь говорит о двух главных заповедях:
«Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:29–31).
Если представить, что мы попали в рай, но встретили там своего заклятого врага, с которым не примирились в земной жизни, то это соседство может отравить нам даже небесную радость.
Поэтому Церковь и призывает нас прежде чтения молитв перед Причастием: «первее примирися тя опечалившим». То есть каждый христианин, перед тем как приступить к Таинству Причастия, должен испытать свою совесть не только на предмет того, попросил ли он прощения у тех, кого обидел, но и примирился ли он с теми, кто опечалил или обидел его самого. В противном случае мы остаемся в состоянии, которое делает для нас невозможным не только достойное причащение Святых Христовых Таин, но и пребывание в блаженной вечности. И главной причиной этого становимся мы сами.
Архимандрит Епифаний вспоминал такой случай:
«Некий старостильник с самоуверенностью и раздражением заявил однажды батюшке:
– Вы, новостильники, не войдете в рай!
– Войдем! – с улыбкой ответил ему отец Епифаний.
– Нет, не войдете! – настаивал тот.
– Войдем! – повторил батюшка.
– Ну, если вы войдете, то мне такой рай не нужен!»[4]
А ведь другого рая не существует…
Поэтому главной задачей нашей жизни является подготовка к жизни вечной, к жизни в общении с Богом и с ближними. И Церковь существует, чтобы помочь нам подготовиться к этой жизни, и только она обладает всеми необходимыми для такой подготовки средствами.
Часть 2
Духовные законы
Мир духовный имеет свои законы, которые действуют вне зависимости от того, знаем мы эти законы или нет
Мир духовный имеет свои законы, которые действуют вне зависимости от того, знаем мы эти законы или нет. Их действие можно сравнить с действием законов физических. Если ребенок, не знакомый со свойствами огня, кладет в него руку, он получает ожог. Если мы подбрасываем камень вверх над своей головой, то он упадет нам на голову. Так и духовные законы действуют независимо от нашей осведомленности.
Если мы совершаем грех, не понимая этого («Да ладно! Все так поступают!»), то тем самым вредим своей душе, делаем ее больной, можем даже убить свою душу. Конечно же, душа не способна исчезнуть, разложиться на составные элементы, подобно телу. Смерть души проявляется в ее омертвении, в состоянии бесчувствия. Человек начинает испытывать различные неконтролируемые состояния: печаль, уныние, приступы неудержимого гнева. Неудивительно, что, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, 4–6 % населения земного шара страдают депрессией и процент этот постоянно увеличивается.
Человек старается справиться с этими состояниями, ищет причины, но зачастую приписывает их внешним обстоятельствам: плохая жена, негодное начальство, «идиотская страна», ну и, конечно, власти, несущие, по-нашему мнению, ответственность за все наши беды. Он меняет жену, работу, страну, но лучше не становится, потому что причина не снаружи, а внутри – в душе.
Человек обращается к медикам, психологам, психиатрам, психотерапевтам и порой получает некоторое облегчение, но временное и ненадежное. Потому что страсть не уходит, а лишь преобразуется. Некоторые прибегают к помощи экстрасенсов, знахарей, колдунов, но приходят в еще более худшее состояние, поскольку связываются таким образом с миром падших духов, ищущих лишь гибели человека.
И только если у человека хватает мудрости и сил обратиться к Церкви, он получает облегчение, потому что в Церкви Христовой действует Сам Господь, и только Он один способен очистить нас от деспотии страстей, завладевших нашими душами.
В этом смысле является иллюстративной деятельность общества «Анонимные алкоголики», члены которого при знакомстве представляются следующим образом: «Здравствуйте! Меня зовут Денис (Андрей, Сергей…), мне 45 (25, 75 …) лет, и я алкоголик». Они признают, что «бывших алкоголиков не бывает». Основная деятельность «Анонимных алкоголиков» заключается в проведении регулярных встреч людей, страдающих от алкогольной зависимости. Люди на этих встречах общаются, делятся своими историями, помогают друг другу удерживаться в трезвости. Но если «анонимный алкоголик», даже пробывший, как они говорят, «в чистоте» 10–15–20 лет, перестает посещать эти собрания, то обычно он вновь начинает пить.
Страсть непреодолима человеческими силами. Ее действия можно временно приостановить, купировать, преобразовать в другую страсть, но сама страсть как болезненное состояние души при этом останется неизменной. А в Церкви страсть исцеляется полностью, потому что в Церкви действует Сам Бог, хотя это исцеление совершается и не без усилий со стороны человека.
Прародители человечества
Некоторые люди, будучи крещены, тем не менее полагают, что посещение церковного богослужения не обязательно для христианина. В оправдание этому обыкновенно говорится: «У меня Бог в сердце». Звучит это обычно убедительно, поскольку, если человек действительно имеет в своем сердце Бога, то что можно еще к этому прибавить?
Но, во-первых, возникает вопрос: насколько основательна эта уверенность? Всегда ли наши мысли и ощущения соответствуют реальности? Где тот образец, духовный камертон, с которым бы мы могли сверить себя? Если же такового мы не имеем, то вполне может оказаться, что бог у кого-то не в сердце, а, что называется, «в печенках», а для кого-то, по слову апостола Павла, и сам желудок становится богом: «их бог – чрево» (Флп. 3:19).
Во-вторых, говорящие так люди забывают, что все мы потомки одних прародителей. И как от своих родителей мы наследуем их свойства и особенности, так и прародители человечества передали своим потомкам то, что имели сами, и, к сожалению, не только хорошее.
Состояние первозданного человека отличалось от того состояния, которое мы воспринимаем сегодня как естественное
Состояние первозданного человека отличалось от того состояния, которое мы воспринимаем сегодня как естественное. Он не болел, не умирал, не обуревался страстями. Это не значит, что Адам был бесчувственным, но означает лишь, что он владел своими чувствами, которые не обращались (как это обычно для нас) в страсти, владеющие уже самим человеком. Его умственные и душевные способности были столь развиты, что ему непосредственным образом открывались законы мироздания и тайны жизни божественной.
Перед Адамом и Евой был открыт путь бесконечного совершенствования. Для этого нужно было выполнить лишь одно условие, одну заповедь – не есть от плодов Древа познания добра и зла. Эта заповедь была необходима для того, чтобы человеческая добродетель была не вынужденной, а добровольной. Если бы человек не имел способности и возможности выбирать, он оставался бы животным, лишь более развитым в сравнении с остальными животными.
Бог не дает человеку какую-нибудь трудноисполнимую заповедь, но самую простую – воздержаться от вкушения плодов лишь одного райского дерева. Как мы знаем, человек не удержался в послушании Богу, и это незначительное на первый взгляд преступление привело к катастрофическим последствиям, поскольку являлось сознательным отступлением от Бога.
Мыслительные способности первозданного и современного человека соотносятся как полет орла и движение черепахи
Отступив от Бога, человек лишается божественной благодати и, как следствие этого, теряет многое из того, что имел до грехопадения. В душу его входят страсти, в тело – болезни и смерть. Он теряет многие способности, которые имел до грехопадения. Например, блаженный Августин говорит, что мыслительные способности первозданного и современного человека соотносятся как полет орла и движение черепахи.
Кроме того, вследствие грехопадения первых людей изменяется и весь мир, поскольку, по свидетельству святых отцов Церкви, человек сотворен Богом не только как малый мир – «микрокосм», но и как «микротеос» – малый бог. Человек представляет собой связь, соединение двух миров, физического и духовного, являясь неким средоточием, центром мироздания, через который Божественная благодать распространяется на мир.
Но самым тяжелым для человека следствием грехопадения стала невозможность даже после смерти возвращения к общению с Богом и миром ангельским. Согласно учению Церкви, до пришествия Христа души всех людей после смерти тела шли в преисподние места земли, места, где невозможно богообщение, и сам человек, будучи духовно мертвым, был не способен вернуть себя в то состояние, при котором для него становится возможным возвращение в небесное отечество. Поэтому Сам Бог по Своему милосердию и по Своей любви к отпавшему человечеству изыскивает способ для возвращения человечества к Себе, и способ этот заключается в том, что Бог становится Человеком.
Бог един по существу и троичен в Лицах
Христиане исповедуют свою веру в Бога единого, но пребывающего в Трех Лицах: Бог един по существу и троичен в Лицах – Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Это исповедание мы можем воспринять как некий парадокс, который противоречит человеческому разуму. По точному выражению одного православного богослова, «троичный догмат есть крест для человеческой мысли». Единство природы Трех различных Лиц находится за пределами нашего опыта и способностей рационального понимания.
Откуда же у нас имеется знание этого догмата? От святых, которым Бог открывается как Троица. Именно как Святая Троица Господь открывался праотцу Аврааму (Быт. 18), преподобному Александру Свирскому и другим святым. В противном случае мы не имели бы никакого представления об этой божественной тайне.
Легче вычерпать ложкой море, чем своим умом проникнуть в неведомую тайну Святой Троицы
Существует предание, согласно которому блаженный Августин, занимаясь сочинением о Святой Троице, утомившись, вышел для прогулки на морской берег. Там он увидел мальчика необыкновенной красоты, который серебряной ложечкой черпал воду из моря и выливал ее в маленькую ямку. Ученый муж удивился этому странному занятию и спросил его, что он делает. «Хочу вычерпать море и вместить его в эту ямку», – ответил тот. «Да это невозможно!» – воскликнул Августин. «Конечно, невозможно, – ответил мальчик, – но скорее я вычерпаю ложкой море и вмещу его в эту ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свое сочинение». Сказав это, мальчик тут же сделался невидим.
Некоторые люди отождествляют христианское учение о Боге с индуистским верованием в Тримурти[5], в три верховных божества индуизма – Брахму, Вишну и Шиву. Но это отождествление ошибочно, поскольку названные боги, согласно индийским верованиям, являются, с одной стороны, разными существами, а с другой – всего лишь различными проявлениями верховного божества.
Не таково христианское учение о Пресвятой Троице. Церковь учит, что сущность Пресвятой Троицы одна и единственна, божественные Лица – не три различных божества, но Бог единый, и каждое Лицо Святой Троицы являет собой всю полноту Божества. В то же время важно подчеркнуть, что в Православии Троичные Лица не являются личинами, временными масками, как в индуизме, но есть совершенно отдельные Личности.
У святых отцов можно найти различные образы земного мира, которые помогают нам приблизиться к пониманию тайны Пресвятой Троицы. Например, в солнце мы можем увидеть сам солнечный диск, свет и тепло исходящие от него. Но все это – единое солнце. Также приводится явление радуги, в которой, по слову святителя Василия Великого, обнаруживается одна сущность, «преломляемая в солнечном луче, но свет явления многовиден». Блаженный Августин использовал для иллюстрации единства Лиц Святой Троицы образ дерева, в котором «корень есть древесина, ствол – древесина и ветви – тоже древесина, однако они называются не тремя, а одной древесиной»[6].
Тем не менее все эти образы не могут вполне раскрыть нам троическую тайну, но лишь делают ее более доступной нашему ограниченному сознанию.
«Наконец, заключил я, – писал святитель Григорий Богослов, – что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях (Писания), иметь руководителем Духа, и какое озарение получено от Него, то, сохраняя до конца, с Ним, как с искренним сообщником и собеседником, проходить настоящий век, а по мере сил и других убеждать, чтобы поклонялись Отцу и Сыну и Святому Духу – единому Божеству и единой Силе»[7].
Часть 3
Сын Божий – Сын Человеческий
Желая дать людям возможность спасения, возвращения к Себе, Сам Бог становится Человеком
Господь по Своей милости не оставляет человека в его плачевном состоянии. Желая дать людям возможность спасения, возвращения к Себе, Сам Бог становится Человеком. По выражению святых отцов Церкви, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Одно из Лиц Пресвятой Троицы – Сын Божий – становится Сыном Человеческим, рождается чудесным образом без земного отца от Девы Марии и Святого Духа, принимает человеческую природу, становится таким же, как и любой человек, за исключением греха, принимает имя Иисус Христос[8], проходит все возрасты человеческой жизни от младенческого до взрослого, в 30-летнем возрасте выходит на проповедь, учит Божественным заповедям, призывает апостолов, творит чудеса: исцеляет больных, воскрешает мертвецов, претерпевает смерть на Кресте и воскресает.
Все эти события подробно описаны в книге, которая называется Евангелие. У многих она есть в доме. Меньшее число людей ее открывало. Еще меньше тех, кто ее читал. Ну и совсем немногие читают ее регулярно. Между тем, святые отцы говорят о необходимости постоянного чтения Евангелия – хотя бы понемногу, но каждый день. Ведь в Евангелии изложены основы нашей веры. К тому же, кроме просвещения ума чтение Евангелия действует и на наши чувства, очищая и освящая их.
Слова «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате» были введены в Символ веры специально, чтобы подчеркнуть реальность существования Иисуса Христа
Иисус Христос – это не миф, не символ и не аллегория. Он является конкретным историческим Лицом, жившим в конкретное время. В церковном вероисповедании, которое называется «Символ веры», есть фраза: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате». Эти слова специально были введены отцами I Вселенского Собора в Символ веры, чтобы подчеркнуть историчность, реальность существования Иисуса Христа. В них говорится, что Христос был распят в период правления Иудеей прокуратора Понтия Пилата, который, согласно историческим документам, правил в Иудее, бывшей в то время римской провинцией, с 26 по 36 годы нашей эры. Впрочем, и само летоисчисление говорит нам о реальности Личности Иисуса Христа. Ведь еще не так давно вместо современных выражений «до нашей эры» и «после нашей эры» использовались словосочетания «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова».
Смерть и Воскресение Христовы
Некоторые отвергают церковное учение о Боге, ставшем Человеком и умершем столь страшной смертью. И действительно, в это непросто поверить. Можно сказать, что это «не укладывается в голове». Всемогущий, безграничный и неприступный Бог становится слабым, ограниченным и уязвимым человеком, родившимся не в царских палатах, но в небогатой и незнатной семье, проводит жизнь бедного бродячего проповедника и умирает позорной, мучительной смертью на Кресте.
Крестная смерть была, пожалуй, самой жестокой казнью того времени. Чтобы сделать вздох, распятому человеку требовалось подтянуться на пробитых гвоздями руках и отжаться на таких же пробитых ногах, после чего он вновь опускался, то есть распятый вынужден был все время двигаться. Некоторые умирали от болевого шока, большинство – от удушья. Когда не оставалось сил подтянуться, человек задыхался. Мучения, которые испытывали казнимые, были столь велики, что даже суровые римские воины проникались к ним жалостью и давали специальную одурманивающую смесь, чтобы облегчить страдания умирающих.
Воплощение Сына Божия, Его смерть и воскресение нужны были не Богу, а человеку
Но ведь Христос не только умер, но и воскрес. Он и умирает, прежде всего, для того, чтобы воскреснуть и победить смерть. Потому что Бог ни в чем не нуждается. Воплощение Сына Божия, Его смерть и воскресение нужны были не Богу, а человеку. Если бы Христос не победил смерть, то мы бы до сих пор были обречены на схождение во ад после смерти, как и ветхозаветные люди, и никакой возможности изменить это положение не имели.
Для того, чтобы преодолеть эту человеческую обреченность, Господь наш Иисус Христос позволяет Себя убить, после чего сходит душой во ад, где проповедует душам людей, умерших до Него, на третий день воскресает и является ученикам, в сороковой день возносится на небеса, а в пятидесятый день после Своей крестной смерти посылает Святого Духа на апостолов. Этот день, известный нам как День Пресвятой Троицы, считается также днем рождения Церкви.
Церковь
Под словом «церковь» мы обыкновенно подразумеваем храмы, помещения, где собираются христиане. Изначально же это слово обозначает самих христиан, соединенных со Христом. По-гречески «церковь» звучит «экклесия», переводится как «собрание» и подразумевает самих христиан – тех, кто собран воедино и соединен со Христом. По этой причине все, что совершил Иисус Христос в Своей человеческой природе, доступно нам в Церкви.
Пребывая в Церкви, мы имеем возможность идти тем путем, которым уже прошел воплощенный Бог, – путем победы над грехом и смертью
Что же Он совершил? Он преодолел все трудности, болезни, немощи, победил все искушения, соблазны, страсти, грех и саму смерть. Поэтому, пребывая в Церкви, мы имеем возможность идти тем путем, которым уже прошел воплощенный Бог, – путем победы над грехом и смертью. И это является той главной целью, для достижения которой и существует Церковь. Все остальное, как уже было замечено выше, вторично.
О главном
Христиане, как и все люди, пользуются земными благами и прибегают к божественной помощи в своих нуждах. Но здесь существенно важным является правильная расстановка акцентов. Своей жизнью нам постоянно приходится отвечать на вопросы. Что для нас важнее? Земные блага или Евангелие? Комфорт или заповеди? Истина или выгода? Христос или продвижение по службе? И если мы в ситуациях, когда приходится выбирать между земным и небесным, предпочитаем первое и пренебрегаем вторым, то мы, как это ни странно, обрекаем себя на потерю и того, и другого.
Знакомый всем пример. Основой любого поздравления у нас стала фраза: «Главное – здоровье!» Она превратилась во что-то вроде общепринятого заговора, в «установку на здоровье». Ее произносят люди церковные и нецерковные, верующие и атеисты. Но ведь все мы прекрасно знаем, что придет время, когда мы лишимся не только здоровья, но и самой жизни. И, следовательно, лишимся этого «самого главного».
Конечно, для христианина здоровье является очень важной жизненной составляющей. Здоровье дает Бог, и наша обязанность – беречь его, но лишь до той поры, пока это не мешает здоровью души, которое гораздо важнее не только здоровья тела, но и самой жизни. Сам Господь говорит об этом так: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:36–37). Ценность души такова, что с ней не могут сравниться никакие, даже самые великие материальные ценности.
Парадокс же заключается в следующем. Если главным для нас является здоровье тела, то в конце концов мы потеряем здоровье и телесное, и душевное. Если же мы печемся прежде всего о душе, то к здоровью душевному в вечности мы получим и здоровье телесное.
В начале IV века римский император Ликиний приказал умерщвлять всех воинов-христиан, которые не отрекутся от Христа. В Севастии Армянской, находившейся на территории современной Турции, были схвачены 40 воинов, сохранивших верность Христу, и поставлены раздетыми на лед замерзшего озера на целую ночь. На берегу озера прямо напротив исповедников находилась натопленная баня. Один из воинов, не стерпев зимней стужи, бросился в баню, но на пороге упал замертво. Чуть позже один из стражников увидел золотые венцы, спускавшиеся с неба на оставшихся мучеников, и с криком: «И я христианин!» – сбросив с себя одежду, присоединился к исповедникам веры и также сподобился мученического венца. Таким образом, отрекшийся от Христа лишился и земной жизни, и вечного спасения, а те, кто решился умереть ради Господа, наследовали вечное блаженство.
И пусть нам сегодня не грозит смерть за веру во Христа, но нередко мы встаем перед выбором: соблюсти заповедь, потерпев некоторый материальный убыток, или нарушить ее ради сиюминутной выгоды.
Впрочем, и открытые гонения на веру могут начаться в любой момент. В начале XX века Российская империя была мощнейшим европейским государством, имея усиленные темпы роста во всех сферах государственной, научной и культурной деятельности. Но этот колосс оказался «на глиняных ногах». Горстка самозванных богоборцев пришла к власти в православной стране, превратив ее в большой концлагерь и установив даже по свидетельству европейских марксистов «диктатуру разбойников»[9]. Могучее государство было разрушено в кратчайшее время, подобно царю Ироду, внезапно изъеденному червями (Деян. 12:23).
Это стало возможным потому, что русский народ в своей массе отошел от веры, от Церкви, а поскольку Российское государство создавалось во многом благодаря объединяющему действию Церкви, то и отход русского народа от Церкви естественным образом повлек за собой развал государства. И за веру, которая лежала в основе нашей государственности, стали убивать.
Земная жизнь является для нас школой, задача которой – научить нас жить с Богом
То есть получается, что наша укорененность в церковной жизни не только необходима для достижения духовных целей, но и просто выгодна в смысле бытовом и политическом. Будем мы молиться и утверждаться в православной вере – Господь продлит наше мирное существование в родной земле. Пренебрежем духовной жизнью – Господь попустит нам скорби, чтобы мы осознали вещи, которых всячески избегали в мирной жизни. За примерами далеко ходить не нужно…
Поэтому земная жизнь является для нас школой, задача которой – научить нас жить с Богом. Только Православная Церковь обладает всеми средствами для того, чтобы помочь нам в достижении этого, и первым из таких средств является Таинство Крещения.
Часть 4
Крещение
Крещение святые отцы называют дверью, через которую мы входим в Церковь, чтобы получить доступ к духовным богатствам, хранящимся в ней
Крещение святые отцы называют дверью, через которую мы входим в Церковь, чтобы получить доступ к духовным богатствам, хранящимся в ней. Если же мы вошли, вышли и забыли о своих церковных богатствах, то смысла в этом крещении немного. К сожалению, сейчас такое происходит нередко. Ребенка крестят и с чувством выполненного долга забывают об этом. Ребенок вырастает и случается, что он даже не знает, крещен ли он. Если же знает, что крещен, то, к примеру, когда он носит имя, отсутствующее в святцах (Снежанна, Эдуард и т. п.), он остается в неведении относительно своего христианского имени.
Это можно сравнить с ситуацией, когда человек, живущий, к примеру, на помойке или в землянке, получает во владение новый роскошный дом, оборудованный всеми необходимыми для проживания коммуникациями и приспособлениями, наполненный продовольствием и всякого рода драгоценностями. При этом человек лишь входит в дом, осматривает прихожую и снова возвращается жить на помойку или в землянку. Владение богатым домом никоим образом не влияет на жизнь такого «домохозяина».
Крещение в этом случае может нам принести не пользу, а вред. Ведь если мы – христиане, то есть люди Христа, люди близкие Богу, то и ответственность на нас больше. Когда же мы, называясь христианами, живем по-язычески или как люди неверующие, то спросится с нас больше, чем с язычников и атеистов.
От взрослого человека, приходящего к Таинству Крещения, требуются вера и покаяние – вера в основные догматы Церкви и покаяние в тех грехах, которые человек совершает в течение жизни. В этом Таинстве человек очищается от всех грехов.
Основные же догматы зафиксированы в крестном знамении. Три пальца, сложенные вместе, обозначают единство Лиц Пресвятой Троицы, а два пальца, прижатые к ладони, символизируют Боговоплощение.
Правильно крестясь, мы прежде всего исповедуем свою веру, освящаем душу и тело и, что немаловажно, отгоняем нечистых духов.
Святые отцы запрещают верить снам, поскольку во сне человек подвержен большой опасности подпасть под действие нечистых духов, которые стремятся к тому, чтобы вызвать у нас доверие и через это удобней привести нас к погибели. Поэтому толкование сновидений является опасным в духовном плане действием.
Тем не менее, если мы видим во сне Крест, то, согласно поучениям тех же святых отцов, такой сон бесы представить не могут. Они страшно боятся Креста, поскольку именно на Кресте Господь наш Иисус Христос лишил сатану и подвластных ему нечистых духов власти над человеком.
Если крестится младенец, который еще не может ни понимать, ни грешить, и которому, соответственно не в чем каяться, то Крещение совершается по вере восприемника – крестного, который во время совершения Таинства от лица младенца произносит обеты – отрицается от сатаны, сочетается Христу и с этого времени разделяет с родителями ребенка ответственность за его духовное воспитание и возрастание в православной вере.
Молитва родителей привлекает на ребенка Божие благословение и является лучшим наследством, которое мы можем оставить своим детям
В подавляющем большинстве случаев крестные редко видятся со своими крестниками и поэтому лишены возможности непосредственно влиять на их жизнь. Поэтому самым действенным средством здесь становится молитва. Мы обязаны молиться за своих детей и крестников. В чине венчания говорится, что «молитвы родителей утверждают основания домов». А крестные – это тоже родители, только духовные. Молитва родителей привлекает на ребенка Божие благословение и является лучшим наследством, которое мы можем оставить своим детям, поскольку любые материальные ценности легко теряются, а Божественная помощь, вызванная родительской молитвой, не оставит человека. Таким образом, молитва родителей и крестных становится надежным фундаментом человеческой жизни.
Младенцы нуждаются в крещении, поскольку в рождении получают природу, склонную ко греху, измененную грехопадением прародителей человечества.
Ангел-хранитель и ангел-губитель
В крещении каждому христианину дается от Бога ангел-хранитель, опекающий нас до самого смертного часа. Мы можем отогнать его от себя нашими грехами, тем самым затрудняя себе помощь со стороны ангела, но полностью лишиться его не можем.
В житии блаженного Василия мы находим следующее описание:
«Многие замечали, что, когда святой проходил мимо дома, в котором совершалось молебное пение, или читали Божественное Писание, или беседовали о Боге, он собирал камни и с улыбкой метал их в углы сего дома. Когда же спрашивали люди, которые привыкли вопрошать о странных его действиях, для чего бросает камни, он отвечал: “Отгоняю бесов, которым нет места в таком доме, исполненном святыни, чтобы и вне его не прилеплялись, и мысленно благодарю владыку дома, что не дает им у себя места”. Если же проходил мимо такого дома, где пили вино, или пели бесстыдные песни, или плясали, то со слезами обнимал углы дома и на вопросы мимо ходивших отвечал: “Неподобающее христианам творится в этом доме. Спаситель повелел нам непрестанно молиться, да не внидем в напасть, а не суетными делами утешаться; сказано в Евангелии: Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6:24). Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих – ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников»[10].
О том, что у каждого христианина есть ангел-хранитель, знают многие, но немногие знают, что диавол, будучи, по слову священномученика Иринея Лионского, «обезьяной Бога», приставляет к каждому новокрещеному христианину своего ангела – падшего, но только не хранителя, а губителя. Поэтому христианин живет как бы в поле повышенного напряжения. У него есть великая помощь от Бога, но у него же сильнее противодействие и искушения со стороны врага. Любой шаг на пути исполнения заповедей Божиих будет многократно усиливаться божественным действием. Но и любое греховное поползновение получит содействие со стороны врагов нашего спасения. Кратко говоря, у христианина больше помощь, но сильней и нападения.
Если же после крещения человек не старается жить по-христиански, то ему просто нечего противопоставить действиям нечистых духов, стремящихся к деспотической власти над созданием Божиим.
«Мы, христиане, знаем, как бесы всегда желают и стараются нас прельстить, то есть завлечь сладкой ложью своей; каждому малоопытному в духовной жизни начинают предлагать под видом аппетитных яств напитанные смертельным ядом плоды, каждое доброе начинание наше стараются уклонить в сторону лжедобра. Все свои козни, сети, капканы злые духи облекают в самые красочные привлекательные одежды. Поэтому мы, христиане, стараемся быть очень недоверчивыми ко всем “сладким”, “приятным”, “особенным” своим душевным состояниям, не принимаем без тщательных проверок никаких “откровений”, “видений”, “просветлений”, “явлений”, “блаженных состояний” и т. п. необычайностей. Не доверяем и внезапным “сильным чувствам” и в покаянии, и в молитве, и в проявлениях вдруг горячей ревности, но во всем этом считаем возможным быть обманутыми дьяволом, потому очень хранимся и осторожничаем (ведь ошибка может привести к самому страшному, что только может быть, – погибели души нашей!). При всем при том часто бываем прельщаемы и обмануты бесами.
Что же происходит с теми, кто жаждет и ищет именно таких сильных, ярких, приятнейших ощущений, новых и новых, более необычных переживаний, видений, “откровений”, “представлений”? Такой человек вскоре попадает под всецелое влияние злых духов, становится их рабом – и телом и душою»[11].
Миропомазание
Православные святые – это те христиане, которые научились владеть своей второй природой, божественной благодатью
В Таинстве Миропомазания мы получаем божественную благодать, утерянную Адамом и Евой в раю. В этом Таинстве христианин становится обладателем новой природы – божественной энергии, уподобляясь Господу нашему Иисусу Христу, и усыновляется Богу, являясь теперь богом по благодати. Вся дальнейшая жизнь «новорожденного» становится для него школой владения этой новой природой. Как младенец, возрастая, учится различать лица, предметы, ходить, говорить, совершать различные жизненно важные действия, так и христианин стремится к обожению, к тому, что преподобный Серафим Саровский назвал «стяжанием Духа Святаго», что становится возможным благодаря Таинствам Крещения и Миропомазания. Православные святые – это те христиане, которые научились владеть своей второй природой, божественной благодатью. Обучение это совершается через исполнение евангельских заповедей:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:15–17).
Часть 5
Таинство Тела и Крови Христовых
Мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом
Центральным церковным таинством является Божественная литургия. Во время этого богослужения хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, не изменяя, впрочем, своего вида. И Церковь учит, что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем именно Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Не всегда человеку просто поверить в реальность такого чудесного изменения. Некоторые полагают, что «Тело и Кровь» – это символическое название, некая аллегория. Между тем, мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом.
«Авва Даниил Фаранский рассказывал: отец наш авва Арсений говорил об одном жившем в скиту, что он был великий подвижник, но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а только вместообразное (αντιτύπον). Два старца услышали, что он так говорит, и, зная его великим по жизни, уразумели, что говорит сие не по злобе, а от простоты. Они пришли к нему и говорят: авва! мы слышали об одном старце, что он учит противно вере, ибо говорит, что хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а один только образ. Старец отвечал: это я говорил. Тогда они начали его увещевать, говоря: не так принимай, авва, но как предала нам Вселенская Церковь. Ибо мы веруем, что самый хлеб есть Тело Христово, и чаша – есть самая Кровь Христова, истинно, а не вместообразно. Как в начале Бог, взяв персть от земли, создал из нее человека по образу Своему, и хотя сей образ Божий для нас непостижим, никто, однако же, не может сказать, что нет его в человеке, – так точно мы веруем, что и хлеб, о коем сказал Иисус Христос: сие есть Тело Мое – истинно есть Тело Христово.
Старец отвечал: если не уверюсь самым делом, не могу вполне убедиться. Они сказали ему: помолимся Богу сию неделю о Таинстве сем и надеемся, что Бог откроет нам. Старец принял слово сие с радостью и молился Богу так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злобе, но чтобы не заблуждаться по неведению; открой мне, Господи Иисусе Христе! Старцы, возвратясь в свои кельи, и сами молились Богу таким образом: Господи Иисусе Христе! открой старцу Таинство сие, да уверует он и не погубит труда своего! – Бог услышал их. По прошествии недели они пришли в воскресенье в церковь и отдельно от других трое стали вместе, а старец посреди их; и отверзлись им очи. Когда хлеб положен был на святой престол, он представился троим братиям в виде Младенца. Когда же священник простер руку для преломления хлеба, Ангел Господень сошел с неба с ножом, заклал Младенца и кровь Его вылил в чашу. Когда же священник раздроблял хлеб на малые части, тогда и Ангел отсекал от Младенца малые части. Когда они приступили к принятию Таинства, старцу одному подана была плоть с кровию. Увидев сие, он ужаснулся и воскликнул: верую, Господи, что хлеб сей есть Тело Твое, и чаша сия есть Кровь Твоя! И тотчас плоть в руке его стала хлебом, как бывает в Таинстве; и он приобщился, благодаря Бога. После сего старцы говорят ему: Бог знает, что человек по природе своей не может есть сырой плоти, а потому и преподает Тело Свое под видом хлеба и Кровь Свою под видом вина принимающим с верою. Возблагодарили Бога, что Он не попустил старцу погубить своих трудов, и все трое с радостью возвратились в свои кельи»[12].
Смысл этого действительно страшного таинства в том, что именно в нем Церковь совершенным образом формируется как Тело Христово. Мы принимаем в себя Тело и Кровь Христа, приобщаемся Его обоженной и преображенной плоти и становимся единым богочеловеческим организмом, единым телом, объединенным не только божественной благодатью, но и человеческой природой воплотившегося Сына Божия. Господь Иисус Христос является главой, а все православные христиане – различными частями этого тела. И как в человеческом теле каждая его часть, каждый орган имеют свои функции, так и в теле церковном каждый христианин имеет свои способности, свои дары от Бога, которыми он может приносить пользу другим. Даже если эти способности незаметны, они все равно есть.
Яркий пример в этом отношении являет нам блаженная Матрона Себинская и Московская. Казалось бы, больная, слепая, парализованная женщина. В социальном плане – бесполезный член общества. В Спарте таких убивали в младенческом возрасте, сбрасывая со скалы. Но скольким людям она помогла при жизни и продолжает помогать после смерти!
И в этом соединении верующих в Церкви со Христом заключается наша надежда на пребывание с Ним в блаженной вечности.
Жизнь по заповедям и молитва
Поэтому основная задача нашей жизни – научиться жить со Христом, жить в соединении с Богом. И все, что предлагает нам Церковь, служит достижению этой цели. Молитва, пост, бдение, милостыня, добрые дела, участие в храмовом богослужении, даже участие в таинствах важны не сами по себе, но лишь потому, что они помогают нам соединиться со Христом. Если же этого соединения не происходит, то сами по себе все церковные средства остаются бесплодными и бесполезными.
Бог уважает человеческий выбор и не врывается в нашу жизнь насильно
Соединиться с Богом невозможно без любви, любовь же, согласно Евангелию, заключается в исполнении заповедей Божиих. Но жизнь по заповедям настолько противоречит нашему привычному образу существования, что практически всегда приводит человека к пониманию неспособности справиться с этой задачей собственными силами. Откуда же мы можем получить надежную помощь, как не от Самого Бога? А чтобы получить эту помощь, нужно попросить. Бог уважает человеческий выбор и не врывается в нашу жизнь насильно. Если же мы просим Его, то Он получает возможность формировать события нашей жизни, чтобы они наиболее способствовали нашему спасению.
Как, например, в другом случае мы через приверженность к суевериям, веру в приметы даем нечистым духам власть влиять на свою жизнь. Если же мы надеемся на Бога и пренебрегаем приметами, то лишаем их такой возможности. Как говаривал старец Амвросий Оптинский: «Не надо верить приметам, и не будут исполняться»[13].
Вот что писал об этом святитель Василий Великий еще в IV веке:
«Многим из христиан кажется делом безвредным – склонять к нему слух, собирать приметы, слушать истолкователей примет. Чихнул кто-нибудь на слове, говорят: и это имеет значение. Кого-нибудь сзади назвали по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма серьезные, ожидающие Судию с небес, легко впадают в этот вредный порок. Но слушай: отвержен род, предавшийся сему… Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отвернется, зажмурит глаза. Что бедственней такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»[14].
Мы уже здесь, на земле, учимся жить в общении, в соединении со Христом, надеясь, что это общение продолжится в вечности
Поэтому христианин старается всю свою жизнь освятить молитвой. Труд и отдых, сон и прием пищи, лечение и учебу, да и любое вообще дело он предваряет и заканчивает молитвой. При этом следует не забывать и общественное храмовое богослужение, которое выстраивается вокруг таинства Тела и Крови Христовых. Христиане стараются как можно чаще участвовать в храмовом богослужении, по меньшей мере – в воскресные и праздничные дни. То есть мы уже здесь учимся жить в общении, в соединении со Христом, надеясь, что это общение продолжится в вечности.
Таким образом, исполнитель заповедей познает свою немощь и приходит к пониманию необходимости божественной помощи и, следовательно, молитвы, а молящийся не останется без Божественного попечения:
«Сказал Господь Своим ученикам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:9–13).
Примечания
[1] Елена Бережная, фигуристка.
[2] «Ностальгия», худ. фильм. Реж. А. Тарковский.
[3] Есенин С.А. Гой ты, Русь моя родная!
[4] Епифаний (Феодоропулос), архим. Заветы жизни
[5] «Три лика» (санскрит).
[6] Аврелий Августин, блаженный. О Символе веры.
[7] Григорий Богослов, святитель. Слово 31 // Творения. Т. 2. С. 107–109.
[8] «Иисус» в переводе с еврейского означает «Спаситель», а «Христос» с греческого переводится как «Помазанник».
[9] Слова Розы Люксембург. Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис. Т. 3: От романтизма до наших дней. 1997. – С. 533.
[10] Житие блаженного Василия Московского.
[11] Лазарь (Абашидзе), архим. Грех и покаяние последних времен. Глава IV: Краткий разбор наиболее распространенных в наше время греховных увлечений
[12] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Данииле
[13] Изречения прп. Амвросия Оптинского // https://www.optina.ru/pub/p12/
[14] Василий Великий, свт. Творения. М.: Паломник. – Ч. 2. – 1993. – С. 87–88.
Комментировать