Исихазм (от греч. ἡσυχία (исихия) – молчание, безмолвие, покой) – мистическое подвижническое течение в монашестве, подразумевающее жизнь, связанную с отшельничеством и безмолвием.
Исихазм – понятие, использовавшееся в Восточной церкви с древности. В раннюю византийскую эпоху исихазм означал вообще отшельничество – одинокий подвиг пустынника.
В позднюю византийскую эпоху исихастами назывались монахи, посвятившие себя священному покою, внутреннему духовному сосредоточению, непрестанной «умной» молитве, «внутреннему деланию». Этого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившему Спасителя на Фаворской горе.
Хорошо иллюстрирует это понятие пример из монашеской жизни. Некий старец в монастыре ругает послушника: «Что ж ты все время болтаешь? Я тебе говорю – молчи, а ты только и знаешь, что болтать!» Юноша чуть не плачет: «Отче, да я же рта не открываю, за весь день ни единого слова не вымолвил!» – «Нет, болтаешь!» – стоит на своем старец. Прошел год. Однажды подходит к послушнику отче и хвалит: «Молодец, сегодня хорошо молчал!» Инок в недоумении – «Да ведь я сегодня только и делаю, что разговариваю – и по тому поводу пришлось, и по тому…» – «Это ты устами говорил, а ум твой пребывал в благоговейном молчании, не мешая сердцу молиться. И потому через тебя Святой Дух мог действовать. А раньше ты уста-то смыкал, да от болтовни помыслов твоих у меня в ушах гремело, так что и сам в свое сердце Господа не впускал, и мне вдобавок мешал всячески».
Непрестанное повторение Иисусовой молитвы принято было в глубокой древности как благодатное подспорье в деле достижения этой тишины ума и перемещению ума из головы в сердце. Многократно повторяли слова молитвы, добиваясь ухода всех остальных мыслей и образов. «Отрывки» этой практики мы слышим на каждом богослужении при 12-ти и 40-ка повторах «Господи, помилуй».
Неверно отождествлять повторение Иисусовой молитвы с исихазмом как таковым. Эта молитва помогала избавиться от постоянных внутренних «разговоров» и от доминирующей роли рассудочного ума. А когда молитва перемещалась в зону сердца, словесная молитва прекращалась. И вот тогда наступало единение с Богом...
***
Список подвижников исихазма
- Прп. Антоний Великий (17/30 января) († 356)
- Прп. Макарий Египетский (19 января/1 февраля) († 391)
- Прп. Нил Синайский (12/25 ноября) († 450)
- Прп. Исихий Иерусалимский (28 марта/10 апреля) († 451)
- Прп. Иоанн Лествичник (1/14 апреля, 30 марта/12 апреля) (VII в.)
- Прп. Филофей Синайский (Собор Синайских святых) (Греч.) (IX в.)
- Прп. Прохор Пчиньский, Мироточивый (15 января/28 января) (X в.)
- Прп. Афанасий Афонский (5/18 июля) († ок. 1000)
- Прп. Симеон Новый Богослов (12 марта/25 марта, 12 октября/25 октября) († 1022)
- Прп. Никифор Уединенник (4 мая/17 мая) (Греч.) († ок. 1300)
- Прп. Никодим Исихаст Ватопедский (11 июля/24 июля) (Греч.) († ок. 1320)
- Свт. Феолипт Филадельфийский (25 июня/8 июля) (Греч.) († ок. 1325)
- Прп. Герман (Марулис) (11 октября/24 октября) (Греч.) († ок. 1336)
- Прп. Григорий Синаит (8 августа/21 августа) († ок. 1346)
- Прп. Савва (Дзискос) Ватопедский, Христа ради юродивый (5 октября/18 октября) (Греч.), (14 июня/27 июня) (РПЦЗ) († 1348/1349)
- Прп. Максим Кавсокаливит (13 января/26 января) (Греч.) († 1354/ок. 1365)
- Свт. Григорий Палама, митрополит Солунский (14 ноября/27 ноября) († 1357/1359)
- Прп. Феодосий Тырновский (17 февраля/2 марта) (Болг.) († 1362)
- Свт. Каллист I, патриарх Константинопольский (20 июня/3 июля) (Греч.) († 1363/1364)
- Свт. Филофей Коккин, патриарх Константинопольский (11 октября/24 октября) (Греч.) († 1377/79)
- Прп. Каллист Ангеликуд (20 июня/3 июля) (Румын.) († не ранее 1377)
- Свт. Каллист II, патриарх Константинопольский (и прп. Игнатий) Ксанфопулы (22 ноября/5 декабря) (Греч.) († 1397)
- Прп. Никодим Тисманский (26 декабря/8 января) († 1406)
- Свт. Киприан (Цамблак), митр. Киевский (27 мая/9 июня) († 1406)
- Свт. Евфимий, патриарх Тырновский (20 января/февраля) († 1402-1409)
- Свт. Марк Эфесский (19 января/1 февраля) († 1444)
- Прп. Даниил Пустынник, Исихаст (18 декабря/31 декабря) (2-я пол. XV в.)
- Прп. Нил Сорский (7/20 мая) († 1508)
- Прп. Иннокентий Комельский (19 марта/1 апреля) († 1521)
- Прп. Василий Поляномерульский (25 апреля/8 мая) († 1767)
- Прп. Косма Этолийский (24 августа/6 сентября) († 1779)
- Прп. Паисий (Величковский) (15 ноября/28 ноября) († 1794)
- Прп. Василиск Туринский, Сибирский (29 декабря/11 января) († 1824)
- Прп. Зосима (Верховский) (24 октября/6 ноября) († 1833)
- Свт. Игнатий (Брянчанинов) (30 апреля/13 мая) († 1867)
- Свт. Феофан Затворник (10/23 января) († 1894)
- Прп. Софроний (Сахаров) Святогорец (11 июля/28 июня) († 1993)
- Прп. Ефрем (Папаникита) Катунакский (14/27 февраля) († 1998)
- Прп. Иосиф Исихаст (Коттис) (16/29 августа) († 2020)
На иконе (слева)
1 ряд: преподобные Афанасий Афонский, Никифор (Уединенник) Отшельник, Максим Кавсокаливит.
2 ряд: преподобные Петр Афонский, Григорий Синаит, святитель Григорий Палама.
3 ряд: преподобные Ефрем Катунакский, Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец
(справа)
1 ряд: преподобные Савва Вишерский, Паисий Величковский, Василий Поляномерульский
2 ряд: прп. Нил Сорский, святитель Киприан (Цамблак) Киевский, прп. Антоний Печерский
3 ряд: преподобные Софроний (Сахаров), Силуан Афонский, Антипа Валаамский
Цитаты об исихазме
«Печальная и даже трагическая реальность нашего времени заключается в том, что многие говорят об обожении человека... не упоминая о пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как и во всех науках, если нет метода, не будет и результатов. Эта истина относится и к православному богословию. Когда богословие не указывает путь и метод, то есть аскетический исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно».
митрополит Иерофей (Влахос) («Святитель Григорий Палама как святогорец»)
Литература по теме
- Триады в защиту священнобезмолвствующих свт. Григорий Палама
- Исихазм (аннотированная библиография)
- Исихазм – путь к обожению игум. Петр (Пиголь)
- Практика исихазма в России игум. Петр (Пиголь)
- Возрождение исихазма и практики умного делания в России в период: конец XVIII–XIX вв. Д.В. Павлов
- О традициях исихазма свящ. Вадим Коржевский
- Истоки и распространение исихазма схиархим. Плакида (Дезей)
- Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма
- Телесная молитва. Исихастский метод и его нехристианские параллели митр. Каллист (Уэр)
- Мистические духовные практики С. Хорунжий
Комментировать