Дни памяти
Житие
Источником сведений о жизни Евфимия[*] является Похвальное слово, которое составил его ученик митрополит Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, около 1415–1418 гг., с целью инициировать его канонизацию[1].
В молодом возрасте Евфимий стал послушником, а затем монахом Килифаревского монастыря, основанного около 1350 г. прп. Феодосием Тырновским. Через некоторое время прп. Феодосий передал Евфимию руководство обителью. В начале 60-х годов XIV века монастырь разорили турки, и Феодосий вместе с Евфимием и несколькими учениками (среди них, весьма вероятно, был и будущий митрополит Московский и всея Руси Киприан) уехал в Константинополь и поселился в обители во имя св. Маманта. После смерти прп. Феодосия (1363) Евфимий жил в Студийском монастыре в Константинополе, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болгарского монастыря Зограф.
Около 1370 года, как противник унии с Римом, навязываемой византийским императором Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом Константинопольским Филофеем Коккином, Евфимий был подвергнут краткому заточению на острове Лемнос. Вероятно, в 1371 году вернулся в Болгарию и возглавил монастырь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром православной духовной и книжной деятельности в Центральной и Юго-Восточной Европе, здесь переводились с греческого на славянский язык библейские, литургические и другие книги. Ученики Евфимия, по словам митрополита Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», так как распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Великом Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Евфимия помимо митрополита Григория были будущий митрополит Московский и всея Руси Киприан, митрополит Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос), игумен Тисманского монастыря прп. Никодим Румынский и другие.
В 1375 году на Соборе болгарского духовенства Евфимий был избран Тырновским патриархом. Управляя Болгарской Церковью, Евфимий следовал за церковной политикой Константинопольских патриархов-исихастов Каллиста I и Филофея Коккина, строго следил за чистотой православия и вел борьбу с разными ересями, в том числе и с поздними формами богомильства. Евфимий заботился о нравственном состоянии паствы, запретил 4-й брак, осуждал неблагочестивые обычаи населения. Православные славяне и румыны уважали Евфимия и обращались к нему за разъяснением церковных канонов и правил.
В 1393 году в отсутствие болгарского царя Иоанна Шишмана он разделил с паствой тяготы осады и падения болгарской столицы, репрессии и выселение захватчиками. Григорий Цамблак намекает на какое-то противодействие туркам знатных граждан города, за что все 110 человек, в том числе и Евфимий, были приговорены к казни. Как описано в Похвальном слове, когда Евфимий, ожидая казни, положил голову на плаху, внезапно рука палача онемела. Турецкие власти испугались и заменили казнь ссылкой в так называемую Македонию – топоним, который в XIV в. воспринимался весьма широко и иногда охватывал и Фракию. По всем данным Евфимий был сослан в Бачковский монастырь. В монастыре он продолжил книжную деятельность. Евфимий был известен красноречием, его современник митрополит Бдинский Иоасаф писал в 1396 году, что «тогда… говорили многие: «Лучше бы солнце угасло, но не замолкал бы Евфимиев язык!»»
Точных сведений о времени и месте смерти Евфимия не сохранилось. Возможно, он скончался 10 января, как указано в заглавии единственного молдавского списка Похвального слова Григория Цамблака. 20 января как день его памяти появился в русских списках в XVI и XVII вв. по аналогии с днем памяти прп. Евфимия Великого. Многочисленные легенды о последних годах его жизни были собраны в конце XV–XVI в. в «Ловчанском сборнике». Одна из приписок к сборнику сообщает о тайном погребении Евфимия (здесь он уже назван святым, что указывает на его почитание) в Богородицкой церкви Бачковского монастыря, которая в момент составления сборника уже была разрушена. Это свидетельствует о том, что в конце XV в. место захоронения Евфимия было неизвестно. В настоящее время могила Евфимия считается утраченной.
В начале ХХ века в монастыре были открыты гробницы: близ западного входа в главную церковь (XVII в.) и под сводами церкви Архангела Михаила (XI в.), в одной из которых, возможно, был погребен Евфимий, но исследователи считают эти могилы «благочестивой фальсификацией». Наиболее вероятно, что Евфимий был похоронен в одной из 17 гробниц, которые находились в притворе старого кафоликона (XI в.), разобранного при строительстве нового в 1604 году[2].
Примечания
[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[1] Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168.
[2] Чешмеджиев Д. Бачковският манастир и гробът на Патриарх Евтимий // Црквене студиjе. Ниш, 2005. № 2. С. 169-195.
Жития и книги в библиотеке
- Память святителя Евфимия Тырновского, патриарха Болгарского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
По́двигом пусты́нным просия́л еси́/ и на престо́л первосвяти́тельства по достоя́нию возше́л еси́,/ отону́дуже луча́ми Богове́дения и доброде́тели всех озари́л еси́/ и ча́шу му́ченичества безкро́вно отпи́л еси́./ Ны́не же предстоя́ престо́лу Го́рняго Иерусали́ма, Евфи́мие,/ моли́ сидя́щаго на нем Христа́ Бо́га на́шего/ о почита́ющих честну́ю па́мять твою́.
Кондак, глас 8
Во бра́ни неви́димой быв победи́тель,/ от Вы́шния десни́цы вене́ц прия́л еси́,/ Евфи́мие, преподо́бне о́тче наш,/ во бра́ни же с злочести́выми неодоле́нный,/ усугу́бил еси́ мзду твою́ в кро́вех Небе́сных./ Темже воспева́ем ти такова́я:/ ра́дуйся, страда́льче безкро́вный земли́ Болга́рския.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11