Отше́льник (анахорет) – в христианстве: христианин, удалившийся от суеты и благ мира в уединенное место ради осуществления подвижнической жизни в целях достижения спасения.
Согласно «Положению о монастырях и монашестве», «прошедший искус в общежительном монастыре, утвержденный в монашеском делании, стяжавший необходимый духовный опыт и желающий большего уединения для исполнения сугубых подвигов воздержания и молитвы монах может получить благословение духовного собора монастыря во главе с игуменом на жительство в некотором отдалении от прочей братии. Такой монах освобождается от общемонастырских трудов, оставаясь при этом насельником монастыря и пребывая в послушании у игумена».
Отшельничество является противоположностью странствующему монашеству, которое существовало в древности. Оно предполагает полную изоляцию от мира и общества, пребывание по преимуществу на одном месте, пустынном и незаселенном, в горах или на острове. Формами отшельничества также считается затворничество в келье в общежительном монастыре или рядом с ним, и столпничество.
Ранние случаи отшельничества были известны уже в III веке, однако наибольшего распространения оно достигло в IV веке благодаря примеру прп. Антония Великого. Он не был первым отшельником, однако во многом повлиял на формирование отшельничества как идеала монашеской жизни.
Отшельничество не всегда заключается в полном одиночестве. Удаленность аскетов от мира не исключает их общения между собой, духовного руководства и ученичества. Многие отшельники жили по 2–3 человека в одной келье, другие собирали вокруг себя группу учеников, которые не проживали совместно, но селились особо, на небольшом удалении от духовного отца.Таким образом они стремились, с одной стороны, не нарушать его безмолвия, с другой – пользоваться его руководством.
Именно такая форма монашества была распространена в Нитрийской пустыне, в Среднем Египте, в Восточной пустыне на берегу Красного моря, а также в Палестине в IV–V вв. На Западе строгое отшельничество поначалу было явлением редким и даже порицалось, общежитие считалось более безопасной и совершенной формой монашества.
Среди известных русских отшельников можно назвать прпп. Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского.
***
иеромонах Сергий (Рыбко):
«Формы монашеской жизни весьма разнообразны: от строгого отшельничества до многолюдных лавр, миссионерских монастырей и обителей милосердия. Их разнообразие продиктовано самой жизнью: православное монашество существует много веков, и в разные времена в разных странах оно принимало различные формы. Во времена гонений монашество, вынужденное существовать тайно, имело свои характерные черты. Когда гонения прекращались, оно, выходя из «катакомб», облекалось в иные формы. Однако не бывал забыт и опыт времени гонений, и разнообразие жизненных условий порождало разные виды монашества.
Подлинная духовность умеет очень гибко приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям, порой оставляя форму, если того требуют обстоятельства, и все свои усилия направляя на то, чтобы сохранить неповрежденным внутреннее содержание. «Ищите всюду духа, а не буквы,– говорит свт. Игнатий. – Не должно привязываться к старым формам: борьба за формы бесплодна, смешна; вместо того, чтобы побеждать и назидать, она раздражает противников или вызывает их презрение.
Если мы рассмотрим историю монашества от его возникновения, то увидим, что сейчас оно достаточно сильно отличается по форме от монашества времени Отцов, но по своей духовной сути это все то же монашество. Различные формы его освящены примерами святых, просиявших в том или ином виде иноческого подвига.
Новоначальному, как правило, известны только самые традиционные формы иночества – общежительный монастырь и отшельничество. Причем чаще всего новоначального, движимого ревностью не по разуму, привлекает второе. Он даже не догадывается о том, что отшельничество, как и жительство в послушании старцам, не дано нашему времени: «В настоящее время в нашем Отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решительно невозможным, а затвор – очень затруднительным» (свт. Игнатий Ставропольский)».
Цитаты об отшельнике
«Жизнь пустынная освобождает избравшего ее от мирских треволнений и через молчание соделывает его собеседником Ангелов и, насколько возможно, возвышает ум до созерцаний Божественных».
свт. Григорий Нисский
«Отшельничество хоть и хорошо, но мы не считаем его полезным для всех. Ибо для многих оно не только бесплодно, но и гибельно».
авва Авраам
Литература по теме
- Отшельничество Сокровищница духовной мудрости
- Устав отшельнической жизни прп. Антоний Великий
- Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве свт. Василий Великий
- Об отшельнической жизни свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О качестве мест, которые должны избирать отшельники Авва Авраам
- Жития святых жен в пустынях Востока
- Отшельники и затворники католической Англии В.А. Соколов
Комментировать