Богословие (греч. теология) – учение Церкви о Боге.
Раскрываемое Церковью учение о Боге имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что источником церковного учения выступает БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ. Основателем богословия является Сам Богочеловек Иисус Христос. Возможность богословствовать восходит к явлению Сына Божьего во плоти, в Котором обитает «вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Святые отцы именуют Богочеловека Иисуса Христа Богословом. Например, св. Григорий Палама учит, что Бог не только воплотился ради нас, но и стал Богословом. Поэтому богословствовать человек может только в силу Откровения Самого Бога, раскрывающего Себя человеку в ответ на стремление познать Его бытие.
Понятие «богословие» имеет два значения.
Во-первых, под богословием понимается мистический путь Богопознания, реальность духовного опыта, в котором христианину раскрывается Бог. Такое понимание богословия отождествляется с «непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью» (Христос Яннарас).
Богословие, пришедшее из духовного опыта «сообщает душе величайший из даров, соединяя ее с Богом неразрушимым союзом» (св. Диадох Фотикийский). Оно – плод духовного подвига христианина, ибо созерцать Божественные тайны можно лишь «очищенным взглядом сердца» (св. Иоанн Кассиан). Для него нужна чистота души и просвещение БЛАГОДАТИ Святого Духа. Христианские подвижники созерцают глубочайшие Божественные тайны «по мере любви и хранения заповедей» (св. Симеон Новый Богослов), исполнение которых ведет к созерцанию Бога, по слову св. Григория Богослова, подобно ступеням. Такое богословие может быть названо благодатным, поскольку в нем присутствует желание всех желаний – благодать богословия (св. Фалассий Ливийский).
Во-вторых, под богословием понимается систематическое изложение истин Божественного Откровения, последовательное раскрытие истин христианского вероучения с помощью человеческого разума. В таком смысле богословие может быть представлено как наука, раскрывающая содержание христианских истин в систематическом порядке.
Оба понимания богословия взаимосвязаны. Причем, второе всецело подчинено первому, поскольку систематизировать и осмыслять христианскому богослову предстоит реалии Божественного бытия, открывающиеся только в живом духовном опыте. Второй вид богословия также необходим, поскольку превращает христианские богооткровенные истины в прекрасное целостное здание, хранящее знания доступные для усвоения всего человечества.
С IV в. в Церкви присутствовал принцип богословского различения между ИКОНОМИЕЙ (домостроительством) и собственно богословием («чистым богословием»). При этом под богословием понималось учение о Триедином Боге в Самом Себе, а под икономией учение о внешних действиях Бога в тварном мире. В сферу чистого богословия входило учение о СВЯТОЙ ТРОИЦЕ (ЕДИНОСУЩИИ, ИПОСТАСЯХ, ИПОСТАСНЫХ СВОЙСТВАХ), БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ и БОЖЕСТВЕННЫХ ЭНЕРГИЯХ. Вместе с тем эти же Предметы богословия могли быть рассмотрены домостроительно, то есть в контексте творения, истории спасения и грядущих судеб тварного мира. Разделение чистого богословия и икономии было удержано в догматическом богословии. Изложение православной догматики предполагает наличие учения о Боге в Самом Себе и учения о Боге в Его явлении сотворенному миру. Такой принцип лежит в основе догматических систем митрополита Макария, епископа Сильвестра, архиепископа Филарета и других авторов.