В христианстве понятие богословия, понятие изучения божественных истин есть понятие опытное. Ведь Церковь только нескольких людей называет богословами – канонизированных святых – это Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.
Что значит богословие? Это не просто разговор о религии, а это, прежде всего, познание религии на опыте – опытное познание. И изучение Священного Писания, христианства должно быть опытным. Не может быть изучение Евангелия без жизни христианской. Не может быть понимание Евангелия без причастия Христу. И это совершенно однозначная позиция христианства.
К чему приводит рассуждение о текстах Библии без христианской жизни? Оно приводит к тому, что мы видим сегодня на примере протестантизма: тысячи всевозможных враждующих между собой сект, хотя у всех одно Евангелие. Но все-таки если мы занимаемся научной деятельностью, изучением, исследованием текста Библии, то наш уровень должен быть выше того, когда человек знает, кто с кем спит в Ветхом Завете, но не знает первой заповеди Бога. Это говорит о качестве, об уровне отношения к источнику.
Допустим, человек изучает творчество Пушкина. Что ему будет более интересно: «Евгений Онегин» или донжуанский список Александра Сергеевича? Если ему более интересно второе, то это свидетельствует о некоей его неадекватности по отношению к изучаемому объекту. Поэтому к священным текстам, к Евангелию нужно подходить так: надо стараться не грязное белье вытаскивать наружу, а понять глубинную сущность этой религии, что она собой представляет, что говорит людям.
Надо искать религию в ее рафинированном, очищенном от человеческой составляющей виде. Ведь дело в том, что Священное писание это откровение Бога, записанное людьми, и отпечаток человеческой руки на нем, безусловно, присутствует. Но смотреть на отпечаток человечности и говорить: вот вам характер вашего Бога – это недостойно исследователя.