Запрет

Литература по теме

Запре́т — требование не совершать определённое действие. В церковной практике система запретов определяется Церковными канонами — и частными требованиями церковной дисциплины.

Запреты в христианстве – не цель подвигов, а средство духовного роста.

Место аскетических запретов в христианской жизни можно сравнить с той ролью, которую играют в рождении ребенка правила безопасности, которым должна следовать беременная женщина. Запреты вторичны по отношению к главной цели — рождению здорового ребёнка, но они служат этой цели.

Запрет — это условие роста. Когда дереву ставят запреты, обрезая ветви, ему не дают расползаться вширь, и тогда дерево взмывает к небесам. Также и с человеком. Мы не даём власти над собой жизни временной ради подготовки к вечности как человек, стремящийся успеть к цели не отвлекается на то, что отвлекает от неё.

Среди всех видов запретов, действующих в отношении Православных христиан, наиболее общим является запрет на совершение каких-либо грехов. Этот общий запрет посредством заповедей, церковных канонов и предписаний подразделяется на множество частных.

Среди прочих запретов в первую очередь уместно выделить те, которые были наложены Богом на Израиль во времена Ветхого Завета, как то: запрет на почитание ложных Богов, создание и поклонение идолам и кумирам (Исх.20:3-4); запрет на произнесение имени Господа всуе (Исх.20:7); запрет на работу в те дни, в которые надлежало особо посвящать своё время и свои силы Господу (в «Десяти заповедях» под такими днями обозначены субботние (Исх.20:8-11)); запрет на убийство (Исх.20:13); запрет на прелюбодеяние (Исх.20:14); запрет на воровство (Исх.20:15); запрет на лжесвидетельство (Исх.20:16), запрет на помышления об овладении женой или «имуществом» ближнего (Исх.20:17).

Во времена Нового Завета в обиход верующих вошли более «тонкие» в духовном отношении запреты. Причём, многие из них изначально были представлены не в безусловной форме (через строго прописанное запрещение: этого делать нельзя), а в духовно-нравственном ключе (это — плохо; это — грех). Скажем, Евангельское предупреждение, что вожделенный взгляд на женщину соответствует греху прелюбодеяния (Мф.5:28), должен быть осмыслен как запрет на такой взгляд; указание «солнце да не взойдёт во гневе вашем» (Еф.4:26), запрещает неправедный гнев гнев.

Среди прочих запретов уместно выделить особые, условные запрещения, распространяющиеся на такие действия, которые, в зависимости от обстоятельств, могут расцениваться и как не нарушающие церковную дисциплину, и как нарушающие. К этой категории принадлежат, например: запрет на потребление определенных видов продуктов в постные дни, запрет на пребывание жен в храме с непокрытой головой.  Само собой понятно, что ни вкушение «запрещенных» продуктов, ни пребывание жены без головного убора само по себе не греховно. Однако, при совершении этих действий тогда, когда это запрещено, они могут быть расценены как грех чревоугодия, искушения ближних, гордости. Такого рода запреты (как и прочие) не напрасны, ведь они также способствуют формированию духовно-нравственных личностных качеств, и в результате способствуют достижению спасения спасения.

Существуют и такие условные запреты, которые хотя и считаются более или менее общими, однако могут сниматься по усмотрению священника. Например, некоторые Православные молитвословы содержат указание о важности для готовящихся к участию в Таинстве Евхаристии предварительного участия в вечернем храмовом богослужении. Некоторыми пастырями это правило осмысливается как строгий запрет на допущение к Причастию тех прихожан, кто отсутствовал во время этой храмовой службы. Другие пастыри не расценивают названное правило как обязательный запрет. Нередко к запрету сводится и рекомендация соблюдения перед Причастием дополнительного поста, кроме евхаристического с полуночи, что уместно для новоначальных (см. “Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка”).

Отдельную категорию составляют запреты, связанные с церковным брачным правом. Отчасти они соответствуют запретам гражданского права, отчасти — своеобразны. Так, согласно каноническому праву, запрет на вступление в брак распространяется:

1) на тех, кто уже состоит в браке, ибо христианский брак — моногамный;
2) на священных лиц (посвященных в сан) (заметим, что 6‑е правило Трулльского Собора налагает запрет даже и на иподиаконов);
3) на монахов и монахинь (обет девства и безбрачия Церковь сравнивает с обручением Небесному Жениху);
4) на лиц, овдовевших в третьем браке или расторгнувших третий брак;
5) на лиц, совершивших прелюбодеяние, ставших виновниками расторжения прежнего брака (после указа Святейшего Синода от 14 июля 1904 года таким лицам всё же было разрешено вступать в новый брак, но при условии удовлетворении прошения правящим архиереем);
6) на лиц, неспособных к браку в физическом или духовном отношении;
7) на лиц, не достигших брачного возраста (в прежние времена таким возрастом для мужчин считался 15-летний, а для женщин — 13 летний; и даже 14-летний и 12-летний соответственно);
8) на лиц (предполагаемых жениха и невесту), связанных узами близкого кровного родства;
9) на лиц, связанных через близкое свойство;
10) на лиц, связанных гражданским родством (усыновители и усыновленные) (впрочем, как препятствие к браку это обстоятельство имело свои ограничения);
11) на лиц, не желающих вступать в брак и принуждаемых к этому через внешнее давление или насилие;
12) на детей тех родителей, кои на дают своего согласия (благословения) на брак (этот запрет исполнялся и исполняется не повсеместно);
13) на лиц, желающие заключить брак с иноверцами.

Подробнее см. “Канонические препятствия к браку”.

Наряду с запретами на вступление в брак, существуют запреты на расторжение брака (См. “Брака расторжение”).

Отдельную группу запретов составляют запреты, направленные на кандидатов в священство (см. “Канонические препятствия к рукоположению”), представителей священства, монашествующих.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka