Пищевые запреты
Пищевые запреты имеются у многих народов. Они основаны на культовом различии между ⇒ чистым и нечистым. В Древнем Израиле также существовали законы, нарушая которые человек становился нечистым. Они являлись составной частью запретов Пятикнижия и были даны через Моисея Самим Господом.
I. Закон Моисея содержит след. установления относительно пищи:
1) а) самым древним является запрет на употребление в пищу крови (Быт. 9:4; Лев. 19:26), потому что ⇒ кровь, как вместилище жизни, считается священной (Лев. 17:14; Втор. 12:23) и является средством очищения (Лев. 17:11; Втор. 12:27). Существует и запрет есть мясо падшего или растерзанного зверем животного (Лев. 11:39; Лев. 17:15). Такое мясо разрешалось отдать или продать только иноземцу (Втор. 14:21);
б) не разрешалось есть курдюк жертвенных животных, а также весь тук, покрывающий их внутренности (Лев. 7:3, Лев. 7:23–25); это предназначалось в жертву Господу (Лев. 3:3.16). кроме того, простым израильтянам не разрешалось есть определ. части жертвы, предназначенные священнику (Лев. 22:10). Тук павших или растерзанных животных разрешалось применять для других целей (Лев. 7:24). ⇒ Тук, жир; в) запрещалось употреблять в пищу определ. виды млекопитающих, а также некоторых птиц, водоплавающих, пресмыкающихся и насекомых (Лев. 11:1; Втор. 14:3–21);
2) а) под особым запретом находилось мясо вола, забодавшего человека до смерти (Исх. 21:28); запрещалось есть плоды фруктовых деревьев в первые три года плодоношения (Лев. 19:23–25; ⇒ Первородство, II,3); б) нечистой считалась пища, пришедшая в соприкосновение с умершим человеком (см. Числ. 19:14) или животным (Лев. 11:31–38). ⇒ Идоложертвенное;
3) по поводу значения П.З. в борьбе за веру в период ⇒ Маккавеев см. 1Мак. 1:62–64; 2Мак. 6:18
II. П.З. полностью соблюдались иудео-христианами ранней Церкви (ср. Деян. 10:14; Деян. 21:20). Что же касается обращенных из язычников, им предписывалось только воздерживаться от идоложертвенного, крови и удавленины (Деян. 15:20.29).