Развлече́ния — занятия, наполненные удовольствием, весельем, радостью, забавой. Развлечения — способ отвлечения от уныния и печали, отдых от трудов праведных.
Священное Писание о развлечениях
Положительно:
Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости. (Сир.40:20)
И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. (Еккл.8:15)
Отрицательно:
Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою. (Сир.19:5)
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. (Еккл.11:9)
Допустимы ли для христианина радость и веселье?
Несмотря на то, что Господь Иисус Христос предрекал Своим ученикам cкорби и cтрадания за веру (Лк.21:12), несмотря на то, что святые отцы нередко смотрели на скорби как на особые средства для врачевания нравственных недугов, христианство не следует понимать как религию, априори отвергающую радость и веселье.
В Ветхом Завете мотив радость – определяющий мотив жизни Израиля с Богом. В книге Второзакония часто говорится о радости, которую человек испытывает во время жертвоприношений (Втор.12:7; 14:26). Эта радость должна переполнять человека и в случае принесения десятин (Втор.14:26), и во время посвящения Богу начатков урожая (Втор.26:10). Особенное же проявление радость человека находит в случае принесения мирных жертв: Приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим (Втор.27:7). Естественно, что своего максимума такой вид человеческой радости обретает в дни праздников, когда следует отложить в сторону все житейские заботы и только веселиться (Втор.16:15). В связи с этим праздник в Чис.10:10 называется днем веселия вашего, т.е. особо выделенным периодом, когда радость человека должна быть полной и совершенной.
В Новом Завете мотив радости также звучит достаточно часто. В первую очередь отметим, что апостольское пожелание всегда радуйтесь (1Фес.5:16) в точности соответствует настроению, с которым Второзаконие описывает жизнь Израиля в земле Обетованной. Вспомним, что первым словом архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии об Её избрании к миссии стать и быть Матерью Бога по человеческому естеству, было: «радуйся!» (Лк.1:28). В своё время радость и веселье были обещаны и Захарии, в связи с предстоящим рождением сына, Иоанна, будущего Крестителя и Предтечи Господня (Лк.1:14). Сам Спаситель в одной из бесед с учениками желал им радости, причём радости совершенной: «радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).
Однако радость радости рознь, равно как и веселье веселью. В библейских высказываниях о радости и веселье можно выделить два смысловых аспекта: «радости жизни» (все, что связано как с важнейшими событиями в жизни каждого человека, так и с ее повседневными удовольствиями) и «радости Союза-Завета». Последняя концепция в свою очередь выражается в трех аспектах: «радости совместного служения Богу», «радость личной верности» и «эсхатологические радости»1.
Таким образом, в Священном Писании и христианской традиции можно найти немало одобрительных высказываний о человеческой радости. Однако большая часть таких высказываний относится к радости о Господе или «радости Завета». Но такие радость и веселье ничего общего не имеют с развлечениями.
Что можно сказать о развлечениях?
Развлечения – низшие проявления человеческой радости, способы проведения досуга, нечто второстепенное, без чего можно обойтись, то, что не является для человека жизненно необходимым. На основании такого определения праздничные трапезы, застолья вряд ли можно считать развлечениями. Принятие пищи и общение – естественные потребности человека, без них невозможно представить быт; к тому это – древнейший способ выражения радости. Если же человек при этом уклоняется в крайности, занимается чревоугодием, пустословием или праздным времяпровождением, то такие «издержки» можно считать искажениями нормы, греховными крайностями нормальных процессов, но не развлечениями в буквальном смысле слова.
Довольно часто развлечения обозначаются в христианско-нравственной и аскетической литературе в негативных тонах. В первые века существования Церкви святые отцы предостерегали христиан от таких развлечений как театральные зрелища, конские ристалища, непристойные игры, пиршества, пляски и многих других. В наше время появилось множество новых развлечений, возбуждающих в человеке греховные движения, страсти, отвлекающие его от богоугодного настроя и делания. Такие развлечения служат человеку соблазном и сетью, и именно поэтому их следует избегать.
Главным критерием оценки развлечения с точки зрения христианства является известный принцип медицины «не навреди». Это значит, что если какой-то способ проведения досуга приносит вред душе или организму человека, он однозначно заслуживает отрицательной оценки. В частности, однозначно неприемлемы азартные игры: участие в них связано с действием самых низменных человеческих страстей, еще и увлечение азартными играми приводит к формированию зависимости (общепризнанным является понятие «игромания»). Об отрицательном отношении Церкви к азартным играм можно прочитать, например, у профессора А. П. Лебедева. В отношении других развлечений применение принципа «не навреди» можно признать решающим.
Также общим критерием можно считать бережное отношение ко времени и недопустимость чрезмерного расточительства в этом аспекте. Для нас руководящим правилом должны быть слова апостола: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф.5:15-16). Умеренность в развлечениях, «золотая середина» — те принципы, которых всегда следует придерживаться.
Для более конкретных ответов на вопрос о совместимости развлечений с христианским образом жизни нужно обозначить отдельные виды развлечений, доступные для современного человека. Нижеприведенный список не претендует на полноту изложения, он открыт для пополнения различными видами досуга, которые мы могли упустить из виду. Кроме того, мы попытались расположить развлечения в порядке деградации (уменьшения пользы): от более полезных к менее приемлемым и в конечном счете нравственно бесполезным и вредным.
- Походы, прогулки, занятия игровыми видам спорта – полезное для здоровья времяпровождение, снятие стресса и оптимальный фон для общения; такие развлечения заслуживают безусловного одобрения.
- Посещение музеев хотя и формально является развлечением, но зачастую может считаться частью образовательного процесса, способствует развитию человека, потому также оценивается положительно.
- Настольные игры. Настольных игр множество (от шахмат, которые являются видом спорта и своего рода наукой, до обычных ходилок, с которых дети начинают знакомство с миром настольных игр) и вряд ли их можно оценить в обобщённом виде и однозначно. Однако думается, что из «домашних» развлечений (то есть из тех развлечений, которые доступны не выходя из дома) настольные игры – самое полезное время проведения досуга, так как спутниками настольной игры обычно являются два безусловно положительных фактора: общение и познание (интеллектуальное развитие). Если взрослый человек играет в настольную игру с детьми, то зачастую такая игра – важная составляющая образовательного процесса и развития ребенка, так что она безусловно необходима.
- Посещение театра и разного рода культурно-образовательных мероприятий, концертов. Об этом виде развлечений хорошо сказано в нижеприведенном фрагменте из 8-го тома «Настольной книги священнослужителя». В целом такое время проведения досуга полезно, но конкретная оценка зависит от вида и качества театральной постановки/концерта.
- Просмотр телевизионных программ, фильмов. В этом формате проведения досуга пользы гораздо меньше, чем во всех предыдущих. Однако и здесь возможен выбор образовательных и повышающих культурный уровень передач, которые безусловно будут полезны для человека. Кроме того, в определенных случаях просмотр серьезных, с хорошим нравственным смыслом фильмов вместе с детьми может быть полезен как часть образовательного процесса и развития ребенка; такой досуг является даже не развлечением, а выполнением родительских обязанностей.
- Компьютерные игры. Зачастую такой вариант проведения досуга вредоносен, ибо чреват проблемами для здоровья (малая подвижность, вред для зрения), да и является пустой тратой времени. Только в тех случаях, когда сама игра несет интеллектуальную нагрузку (обучающие платформы для детей, шахматные компьютерные программы и др.), такое развлечение может быть частично оправданным с нравственной точки зрения.
Церковные каноны о недопустимых для христиан развлечениях
«53-е правило Лаодикийского собора повелевает, чтобы христиане, приходящие на брак, соблюдали подобающую им скромность и не обращали внимания на пляшущих или играющих. А теперь определением сего правила пренебрегают»2.
«54-е правило Лаодикийского собора посвященным или клирикам, угощаемым на браках или на других праздниках, повелевает, чтобы они отнюдь не вращались и не внимали обыкновенно бывающим при этих случаях смешным зрелищам, но удалялись прежде, чем войти (туда) позорищным.
Повелевая согласно с сим, и 24-е правило VI-го Вселенского собора возбраняет посвященным и монахам ходить на конские ристалища и присутствовать на позорищных играх; при этом излагает и сказанное правило отцев, бывших в Лаодикии, а обличенных в сем убеждает или отстать, или упорствующих (повелевает) извергать...
Α 51-е правило VI-го Вселенского собора так называемых смехотворцев и их зрелища, и зрелища звериные и плясания на позорищи повелевает совершенно упразднить. Ибо строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили нераспущенно и допускали не то, что расслабляет настроение души, но что прилично святым.— Смехотворцами называет (правило) тех, которые, подражая звукам и обычаям чьим-либо, производят неудержимый смех в присутствующих. Α звериными зрелищами правило называет не охоту с собаками или как-нибудь иначе: ибо это дело, а не зрелище; но (правило имеет здесь в виду то, что) в больших городах кормили зверей — львов и медведей, которых выводили в некоторые времена на зрелища и пускали в борьбу — то с быками, то с пленниками, или с осужденными на растерзание их,— к удовольствию зрителей, что обличает большую жестокость тех, которые обращают несчастия других в свое удовольствие и услаждаются кровию людей, имеющих с ними одну природу. Α сцена есть притворное лицемерие; поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило, запрещая пляски на сцене мужчин и женщин, бесстыдно вертящихся и бесчинствующих и вызывающих зрителей к невоздержанию, а также удары по щекам и шум, тех — которые предаются чему-нибудь из сего подвергает — клириков извержению, а мирян отлучению. — Ищи еще 62-е правило VI-го Вселенского собора и 65-е правило VI-го Вселенского собора...»3
«Α 15-е (18-е) правило Карфагенского собора возбраняет детям священников представлять позорища; ибо у некоторых из граждан, которые заведывали театральными представлениями, содержались кони, дрессируемые для ристания, и звери для звериных боев. Итак, правило повелевает, чтобы дети священников не только не делали этого, но и не смотрели на тех, которые приходят туда: ибо должно воспитывать их в научении и наказании Господни (Еф.6:4), как говорит Великий Павел и в послании к Титу о пресвитерах: аще кто имеет чада верна, не в укорении блуда, или непокорива (Тит.1:6); и в послании к Тимофею: желающему епископства подобает быти чада имущу в послушании со всякою чистотою (1Тим.3:4); а посещающий позорища не может избежать подозрения в нецеломудрии. Да и всем христианам заповедано совершенно воздерживаться от сего и отвращаться от тех, которые допускают хуления и употребляют нескромные слова и дела.
Α 60-е (71-е) правило Карфагенского собора возбраняет быть пиршествам во дни памяти святых мучеников и непристойным плясаниям на них: ибо случается, что и благообразные из женщин из-за этого не приходят в церкви, так как не стыдящиеся решаться на постыдное похотливо устремляются на них.
Α 61-е (72-е) правило Карфагенского собора возбраняет быть позорищным представлениям и конским ристаниям в воскресные, или другие праздничные дни, или в седмицу Пасхи, дабы христиане, предаваясь сим забавам, не пренебрегли церковными собраниями, а повелевает правило — никого не принуждать ходить на зрелища.
Α 66-е правило VI-го Вселенского собора требует, чтобы верные всю седмицу Пасхи упражнялись в церквах, увеселяя себя псалмами и пениями, а зрелища и конские ристания в то время — возбранять...
Α закон считает бесчестными всех тех, которые вступают в бой ради корысти и выступают на сцене по честолюбию; нанявшийся же на сцену для представления игр и не обнаруживший искусства не почитается бесчестным, а нанявшийся на бой с зверями хотя и не вступит в бой с ними, бесчестен, как предавший свою жизнь из-за постыдной корысти»4.
Цитаты о развлечениях
«Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Люди разучились жить серьезной жизнью, трудом на пользу нуждающихся и внутреннею духовною жизнью, и начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем общественное развлечение - это уже общественный порок, общественная страсть!»
святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Коль скоро люди не могут победить смерть, нищету, невежество, то чтобы стать счастливыми, они решили об этом не думать». «Единственная вещь, утешающая нас в несчастиях, — это развлечение, а между тем оно является самым большим из наших несчастий. Ибо оно, главным образом, мешает нам размышлять о себе и незаметно губит. Без него мы очутились бы среди тоски, а эта тоска принуждала бы нас искать более действенного средства выйти из нее. Но развлечение забавляет нас и заставляет совершенно незаметно приближаться к смерти».
Блез Паскаль
«Миродержитель [диавол] старается содержать нас в непрестанном развлечении, омрачении, посредством наслаждений телесных! Чрез чувства, эти двери в душу, которыми она сообщается с видимым миром, он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение, неразлучные с ним грех и плен. Гремит в знаменитых земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти страсти представлены на земных театрах... в земных увеселениях: человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и Кровь Богочеловека, которою мы искуплены.».
святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести
«Ища расслабления ума, до́лжно остерегаться нарушить ту гармонию, которая возникла из согласия добрых дел».
свт. Амвросий Медиоланский
«Отчего не повеселиться? И Господа надо благодарить за все. Но мне думается, что после увеселений лучше поступать так, как поступал Иов. Дети его веселились каждый вечер. А он утром приносил за них жертву Богу в очищение, говоря: не погрешили ль они чем-нибудь. Вот и вам тоже после веселья надо делать. Во время развеселости мысли не знают куда заносятся, и слова текут, как ручей дождевой, куда попало; ибо нет русла. А ведь Господь близ, и все видит, – и все на счет берет. Потому после развеселости лучше молиться: прости мне, Господи, если нагрешила мыслями и словами».
свт. Феофан Затворник
«Только физически, нравственно и духовно полезное, – то, что освежает и возвышаете наш дух, нравственно ободряет нас, укрепляет наши силы и энергию к исполнению обязанностей и к перенесению труда, – это только и может доставлять нам истинное удовольствие. Если удовольствие назидательно может служить уроком для нравственного совершенства человека, оно позволительно; а если оно только портит человека, сбивает его с истинного пути, нравственно развращает, что особенно можно сказать об азартных играх, театре, маскараде, то его должно избегать. Наконец, можно испытывать всякого рода нравственно дозволенные удовольствия, но не следует делаться рабом их, не следует доходить до той крайности, чтобы они возобладали над нами. Вообще все то, относительно чего нет прямого запрещения в законе Божием, что согласно со славою имени Божия и требованиями нравственного закона и совести, – все это может быть предметом наслаждения и удовольствия для человека-христианина».
священник Иннокентий Бобровницкий
«Не ходи на собирающиеся гульбища, кулачные бои, толпы и хороводы для шутки и пустых развлечений; не ходи на святочные игрища; также и прочих греховных забав удаляйся».
свт. Димитрий Ростовский
«Спаситель благоволил показать Своё сочувствие к человеческим радостям, через что освятил и возвысил их, дал духовно-религиозный характер самым скромным обязанностям человеческой жизни, облагородил её, освятил самые простейшие её случаи. Он не видит греха и ничего непристойного, и неблагоприличного в веселии, изящной одежде, употреблении вина во время торжеств и пиршества, лишь бы все совершалось благовременно, благообразно и по чину, с соблюдением приличия в украшениях тела, благоповедении и без излишества в пище и напитках».
сщмч. Неофит Любимов
Примечания
1 Словарь библейского богословия. Под ред. К. Л.-Дюфура. Киев – Москва, 1998, Сс. 967-968
2 Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. О том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм.
3 Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. О зрелищах и различных театральных играх.
4 Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. Об обычаях эллинских.
Литература по теме
- Радости и удовольствия жизни прот. Николай Стеллецкий
- О развлечениях в канун праздничных дней свт. Иоанн Шанхайский
- О детских забавах и развлечениях вообще архиеп. Феофан (Быстров)
- Виды семейного досуга для детей и родителей – 10 идей активного и спокойного отдыха
- Как развлечь детей — 15 идей для дешевого досуга
- Может ли существовать добродетель в отношении развлечений? Фома Аквинский
Комментировать