Природа (естество, сущность)

Литература по теме

Приро́да (естество́, су́щность) – бытие, характеризуемое сущностными различиями; онтологическое содержание ипостаси.

1) Сущность Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа одна – божественная. Бог един по сущности и троичен в Лицах.
2) Сущность по отношению к объектам тварного мира – общее неизменное «начало», охватывающее тварные индивидуумы, представляющие тот или иной низший вид (человек, лягушка, лиса) и объединяющее их как вид. В этом значении «вид» и «природа» – синонимы.
3) В Лице Господа Иисуса Христа заключены две сущности (природы): божественная и человеческая. Они соединены в Нём неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно).
4) Тварный мир.

В каких областях богословия термин «природа» употребляется в первых двух значениях?

В значении «сущность» («естество») понятие «природа» употребляется в таких разделах Православной Догматики как учение о Пресвятой Троице, учение о Лице Господа Иисуса Христа, учение о человеке (см. подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).

При этом в формате учения о человеке термин «природа» нередко заменяется синонимом «вид». В разделе же о Пресвятой Троице такая замена недопустима.

Это связано с тем, что понятие «человек», в зависимости от вариантов употребления, может указывать и на представителя (человеческого) вида, и на вид в целом.

Как вид человек объединен с некоторыми другими видами более общей структурой – родом (род – это то, что охватывает собой несколько видов, имеющих общие родовые характеристики). Так, например, род «живое существо» включает в себя и «человека», и различные виды животных.

Бог же, будучи Самобытным, Сам в Себе есть превыше всего. Он не имеет над Собой никакого более общего рода, объединяющего Его с какими-либо прочими видами. Поэтому, хотя мы и говорим, что Три Лица Пресвятой Троицы имеют единую сущность, однако не утверждаем, что Они принадлежат одному виду и являются Друг по отношению к Другу обособленными Индивидуумами.

***

св. Иоанн Дамаскин

Языческие философы, различали субстанцию (ousia) и природу (phusis). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же – субстанцию, определенную ее существенными разностями...

Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (phusin) и формой (morphe|n), – например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ousia – субстанция – происходит от (глагола) einai, а phusis – природа – от глагола pephukenai, но einai и pephukenai означают одно и то же – быть, существовать. Равным образом слова eidos – вид и morphe|| – форма – имеют значение одинаковое со словом phusis – природа. Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (energeia). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это – акциденции, характеризующие ипостась.

***

Анафема поместного Константинопольского Собора 1087 г. против мон. Нила Калабрийского.

«Если кто станет учить, что все человеческие ипостаси пребывали в воспринятой Владыкою плоти и сообожились с нею, да будет анафема. Ибо это очевидная нелепость и, более того, явное нечестие. Как, по здравому рассуждению, может пребывать в чистой и не имеющей никакого греха [Христовой плоти] то, что сделалось скверным и нечистым? Как можно обоженному низвергнуться в погибель? И не Богородицей ли будет тогда и родительница [всякого человека]? И, что всего смехотворнее, не увлечет ли развратник, отсылаемый в геенну, с собою и содержащую его [плоть Христову]? И множество еще подобных порождений этой нелепицы может обнаружить тот, кто рассмотрит ее внимательнее.

Если кто станет нести вздор, будто лишь по Воскресении обожился Господь наш Иисус Христос, восприняв обожение как награду за добродетельную жизнь, да будет анафема. Ибо мы веруем, что обоготворилась плоть Владыки в силу самого соединения и общения, как богословствует песнопевец (μελωδοῦ), а по Воскресении она сделалась нетленной».

Gouillard J. Le Synodikon del'Orthodoxie: ed. et comment. // Travaux et mémoires. 1967. Vol. 2. P. 300-303.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka