Сущность и ипостась

СУЩНОСТЬ ИПОСТАСЬ
Божьих творений
Сущность — единое образующее начало, заключенное во всех представителях того или иного низшего вида в равной и неизменной степени, содержащее в себе видообразующие законы и признаки. Ипостась — конкретный предмет или конкретное лицо, рассматриваемое как представитель того или иного низшего вида, в котором конкретным, действительным образом осуществляется сущность (природа, естество).
Примеры:
Во всех людях заключена одна и та же человеческая сущность — и заключена в равной и неизменной степени (младенец, по сущности, — не в меньшей степени человек, чем взрослый, а взрослый — не в большей степени, чем младенец; представитель одной какой-либо расы, одной национальности, одного пола, по сущности, — не в меньшей и не в большей степени человек, чем представитель других).
Примеры:
Каждый человек является ипостасью (лицом, личностью), в которой заключается человеческая сущность.
Ипостаси гранита (как вида, горной породы): гранитный булыжник, гранитная скала, гранитная крупинка. Ипостась березы (как вида): конкретная берёза. Ипостась воды: водяная капля.
Бога
Божеская сущность — онтологическое содержание Божественных Ипостасей. Божественные Ипостаси не представляют Собой какой-либо вид. Вид — это то, что наряду с прочими видами, имеющими общие родовые характеристики, входит в состав рода. Бог же безмерно превосходит любые творения, Он несравнимо выше каких бы то ни было видов и родов тварных существ. Бог абсолютен в Своём бытии, в Своих совершенствах.
P.S.:
1) Низший вид — вид, не имеющий деления на более частные виды. Пример: человек, собака, конь.
2) В некоторых случаях термин (низший) «вид» может использоваться в качестве аналога термина «сущность».
3) Род — это то, что объединяет виды, имеющие общие родовые характеристики.
Синонимы термина «сущность» Синонимы термина «ипостась»
Природа, естество. Индивидуум; лицо, личность (по сложившемуся словоупотреблению, термины «лицо», «личность», как равнозначные термину «ипостась», употребляются в отношении разумно-свободных ипостасей).
Насколько тесно связаны между собой понятия «сущность» и «ипостась»?
Сущность не может существовать вне ипостаси; ипостась — это и есть то, в чём действительным, конкретным образом существует (осуществляется) естество природа, сущность). Не бывает безсущностных ипостасей, ведь сущность — онтологическое содержание ипостаси.
Насколько уместен издавна поставлявшийся философский вопрос: что существует в действительности, а что только лишь в умопредставлении: сущность или ипостась?
Заключенная в ипостаси (ипостасях) сущность существует в действительности, а не только в умозрительном представлении.
Примером, подтверждающим это, может служить то, что от человека всегда рождается человек, от собаки — собака. Из семени пшеницы вырастает пшеничный колос, из семени ячменя — ячменный и т. п. Это свидетельствует о реальном существовании видообразующих законов, что в свою очередь, свидетельствует о реальном существовании содержащих их сущностей (естеств).
Реальное существование ипостасей подтверждается самим фактом их реального существования.
Можно ли утверждать, что сущность есть совокупность сущностных свойств, а ипостась — совокупность ипостасных свойств?
Сущность является основой принадлежащих ей свойств, но не их совокупностью. Сущностные свойства характеризуют сущность, но не являются самой сущностью. Ипостась не есть совокупность характеризующих её свойств. Ипостаси свойственны и индивидуальные свойства, и, как содержащей в себе определенную сущность, сущностные.
Как называются ипостасные свойства тварных ипостасей?
Ипостасные свойства называются акциденциями. Акциденция — несущественное, преходящее свойство ипостаси (в отличие от существенного, сущностного).

Примеры:
Рост человека, цвет его кожи, цвет и длина волос, цвет глаз, особенности его интеллектуального развития, особенности его темперамента. Размер камня, его масса, форма. Высота дерева, диаметр его ствола, пышность его кроны, длина его корней.

Есть ли у Бога акциденции?
В Боге нет ничего превходящего: Он вечен, самобытен, неизменяем; Он — всесовершенен. Ипостасные свойства Отца, Сына, Святого Духа — не акциденции. Различие Божеских Лиц по ипостасным свойствам — различие в образах Их бытия: 1) Отец ни от Кого не рождается и не исходит, Сам же рождает Сына и изводит Святого Духа; 2) Сын вечно (в вечности) рождается от Отца; 3) Святой Дух вечно исходит от Отца.
Могут ли у ипостасей, обладателей разных сущностей, быть одинаковые акциденции?
Могут.

Примеры:
Вес человека может соответствовать весу камня, дерева, зверя. Цвет курицы — белый — соответствует цвету снега.

Ведёт ли утрата или приобретение ипостасью новой акциденции к изменению заключенной в ней сущности?
Не ведёт.

Пример:
Человек может загореть на солнце, отчего цвет его кожи изменится. При этом он останется человеком.

По каким свойствам представители одного низшего вида не отличаются от других: по сущностным или ипостасным?
Индивидуумы — представители одного низшего вида — не отличаются друг от друга по сущностным свойствам. Индивидуумы, представители одного низшего вида, различаются между собой по ипостасным свойствам (таким, например, как форма, объём, размер, цвет (положим, цвет кожи, если речь идёт о людях)).
Сущностные и ипостасные свойства Божественных Лиц
Самобытность; неизменяемость; вечность; неизмеримость и вездеприсутствие; всеведение; премудрость; всесвобода; всемогущество; святость; благость; любовь; милосердие; правда (справедливость); всеблаженство и др. Отец безначален (ни от Кого не рождается и не исходит, Сам же рождает в вечности Сына и изводит Святого Духа); Сын вечно (вне условий времени) рождается от Отца; Святой Дух вечно исходит от Отца.
С какими особенностями следует связывать волю человека: с сущностными? ипостасными?
Воля как способность к осознанному выбору, принятию решений, свободному действованию в отношении поставленных целей — сущностная особенность человека. Индивидуальные особенности воли конкретных людей относятся к их ипостасным особенностям.
С какими особенностями следует связывать ум человека: с сущностными? ипостасными?
Способность человека к мышлению, мыслительной деятельности является его сущностной особенностью. Интеллектуальные особенности конкретных людей относятся к их ипостасным свойствам.
С какими особенностями следует связывать чувства человека: с сущностными? ипостасными?
Способность к чувствованию относится к сущностным особенностям человека. Индивидуальные особенности функционирования чувственной сферы души конкретного человека относятся к его ипостасным свойствам.
Может ли содержаться в одной ипостаси две или более сущностей?
Может.

Примеры:
1) Человек (состоит из души и тела)
2) Булыжник с вкраплениями металла.

Может ли одна сущность содержаться в нескольких ипостасях?
Может.

Пример:
Во всех людях, коих миллиарды, содержится одна сущность — человеческая.

Бог — троичен по Лицам. Значит ли это, что в каждом Божественном Лице содержится лишь треть Божественной сущности?
Нельзя думать, будто Божественная сущность содержится в Божественных Ипостасях частями. Каждое Божественное Лицо содержит в Себе полноту Божеского естества; каждое — Бог (а не Бог на одну треть).
Сколько воль у Отца и Сына и Святого Духа?
Несмотря на то, что в Боге усматривается три Ипостаси, Отец, Сын, Святой Дух, и каждое Божественное Лицо — Бог, Отец и Сын и Святой Дух — не три Бога, а один, абсолютно единый, имеющий единую волю, а не сложенную из трёх.
Сколько естеств содержится в Ипостаси Сына Божьего?
В Ипостаси Сына Божьего содержится два естества: Божеское и человеческое.
Сколько воль усматривается в Господе Иисусе Христе?
Так как в Ипостаси Христа (в Ипостаси Сына Божьего) заключено два естества — Божеское и человеческое — то Он является обладателем двух воль: по Божескому и по человеческому естеству.
Обладает ли человеческая «ипостась» всей полнотой человеческой природы или только каким-то её «осколком» (на что настраивает, в частности, В. Н. Лосский, указывая, что природа человека раздроблена на части, в отличии от природы Троицы, каждая из Ипостасей Которой обладает всей полнотой Божеского естества)?
В каждой человеческой ипостаси человеческое естество содержится в полноте. В противном случае «людей» следовало бы признавать за недочеловеков (их нельзя было бы называть людьми в точном значении этого слова).
Корректно ли утверждение протоиерея Олега Давыденкова, что в связи с созданием Евы из ребра (бока) Адама (в связи с отличием мужчин от женщин по половым признакам) «человеческая природа разделена на две взаимодополняющие друг друга части»?
Не корректно. Если принять сказанное за правду, необходимо будет признать, что мужчина — лишь наполовину человек, равно как и женщина (то есть недочеловек). Причём поскольку, согласно данному утверждению, природа мужчины отлична от природы женщины, постольку, признав его, необходимо будет признать и то, что мужчины не единосущны женщинам. Адам и Ева, а равно и их потомки, мужчины и женщины вообще, являются обладателями одной сущности — человеческой. Различия между мужчинами и женщинами — различия половые, а не сущностные. Если бы мы признали обратное, пришлось бы признать, что Иисус Христос не единосущен Своей Матери, что Он воспринял не человеческую природу (единую для всех людей), а некую мужескую (причем, воспринял именно от Жены).
Уместно ли использовать в рамках православной догматики выражение Х. Яннараса «природа решается на попытку жизненной автономии», относительно желания Евы стать «как боги»?
Не уместно. Желание стать «как боги» изъявила не человеческая природа, а обладатель этой природы (ипостась) — Ева (позже её искушению поддался другой обладатель человеческой природы — Адам). Хотя способность мыслить и желать свойственна людям по естеству, однако конкретные мысли, конкретные желания — плод мыслительной и волевой деятельности не человеческой природы, а конкретных людей.
Корректно ли утверждение Х. Яннараса, что в лице Девы Марии «человеческая природа в результате свободного личного выбора дает свое согласие послужить вочеловечению Бога»?
Не корректно. Дева Мария лично дала Своё согласие стать Матерью Бога по человеческому естеству. Выражаясь иначе, дала его как лицо, личность, ипостась. Согласие, стало быть, прозвучало не из уст человеческой природы, а из уст обладателя этой природы. Правильно утверждать, что Она дала Своё согласие, как представитель людей.
Почему об Отце и Сыне и Святом Духе говорим, что это — один Бог, а о трех людях не говорим, что это — один человек?
Отец и Сын и Святой Дух — Единый Бог, причём, Он не только един, но и прост (не состоит из элементов). Божественные Ипостаси равносовершенны, пребывают одна в другой.
Отец и Сын и Святой Дух — не три действователя, но один. Воля Отца и Сына и Святого Духа едина. Хотя о трёх людях можно сказать, что они едины по существу и троичны по лицам (также, как и о Боге говорим: Бог един по существу и троичен по Лицам (в Лицах)), однако они не пребывают один в другом, отличаются друг от друга множеством индивидуальных особенностей, не являются одним действователем. Воля трёх людей не едина (даже в том случае, когда они желают одного и того же), но каждый является обособленным субъектом своего волеизъявления.

См. также:

Комментировать