Сущность и энергии Божии

СУЩНОСТЬ БОЖИЯ ЭНЕРГИИ БОЖИИ
Сущность Божия — онтологическое содержание Божественных Ипостасей. Энергии Божии (от греч. ἐνέργεια — действие, деятельность; энергия) — проявление сущности Божьей, Божественные действия.

Пример: Излияние Божественных благости, милосердия, любви. Проявление Божественной премудрости.

Что чем обусловлено?
Сущность Божия не обусловлена энергиями Божиими. Энергии Божии обусловлены сущностью Божией.
О чём можно говорить только в единственном числе, а о чём и в единственном, и во множественном?
О сущности Божьей допустимо говорить только в единственном числе. Сущность Божья одна и неделима: Бог един по существу, и троичен в Лицах О Божественной энергии можно говорить и в единственном числе, и во множественном.
Как соотносятся понятия «благодать» и «энергии Божии»?
Благодать — действие Божье, направленное на попечение (заботу) о мире. В более строгом значении благодать — действие Божие, направленное на спасение человека.
Божественные энергии тварны или нетварны?
Божественные энергии нетварны.

Пример: Мир сотворен благодаря Божественной энергии — благодаря действию Божьему. Стало быть, Божественная энергия существовала прежде творения мира, прежде, чем было сотворено самое первое творение.

Разделимы ли Божественная сущность и Божественные энергии?
Божественная энергия нераздельна с Божественной сущностью.
Что познаваемо, для творений, а что нет?
Сущность Божия не познаваемая для творений. Энергии Божьи познаваемы в той мере, в какой Бог открывается творениям и в какой творения могут это откровение воспринять
Допустимо ли прилагать к энергии Божьей именование «Бог»?
Допустимо.
Причастность твари Богу — это причастность Его сущности или Его энергиям?
Тварь не может соединиться с Богом по сущности. Причастность твари Богу — причастность Его нетварным энергиям.
Пример: Допустить, что человек может приобщиться к Божественной сущности, значит допустить, что он может стать обладателем и человеческих, и Божественных сущностных свойств, то есть стать, по сущности, и тварным, и нетварным, и зависящим от условий пространства и времени, и совершенно не зависящим от них, быть вместе и ограниченным, и беспредельным, бесконечным. Пример: Символом Бога нередко служит огонь. В святоотеческом богословии святые иногда сопоставляются с металлом, помещённым в огонь. Ржавое железо в огне начинает сиять, и чем больше нагревается в огне, тем больше сияет. Так и человек, приобщаясь к Богу, сияет светом благодати.
Уподобляясь Богу при содействии Божественной благодати, человек становится богом по благодати (по причастности к Богу).
Учитывая, что Бог троичен по Лицам, можно ли утверждать, что каждое Божественное Лицо обладает собственным обособленным действием?
Бог обладает единым (единотроичным), а не тройственным действием (не суммой трех обособленных действий). Действие Божье проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Сколькими естественными действиями обладает Господь Иисус Христос: одним (так как Он — одна Ипостась) или двумя (так как в Его Ипостаси заключено два естества)?
Господь Иисус Христос обладает двумя действиями: по Божескому и по человеческому естеству (то есть Он действует и как Бог, и как Человек).
Различать в Боге сущность и энергии, и при этом прилагать к энергиям именование «Бог» — не является ли это признанием двух Богов?
Не является.

Аналогия: Если мы говорим, что человек — это одно, а его действие — это другое, из этого не следует, что сложив (умозрительно) человека с его действием мы «получим» двух людей. Действующий человек — это один человек, а не два.

Мог бы существовать наш мир (вселенная) независимо об Божественных энергий?
В отличие от Самобытного Бога мир не самобытен. Если бы Бог хоть на мгновенье прекратил попечение о мире, мир тут же прекратил бы существовать (обратился бы в ничто).
Можно ли утверждать, что мир – проявление Божественных энергий?
Создание мира — результат (проявления) творческого действия Бога. Существование мира — результат Промысла Божьего о мире. Однако нельзя утверждать, что мир — это форма Божественного действия (нельзя отождествлять нетварное Божественное действие и тварный мир)
Существовала ли энергия Божья до создания мира?
Божественные энергии — проявление Божественной сущности. Бог существует вечно, и никогда не существовал как лишенный Своих (Божественных) энергий. Признать, что энергии Божьи — ровесники миру, значит признать, помимо прочего, изменяемость Бога и обусловленность Бога миром.
В некоторых пособиях по Догматическому Богословию утверждается, что Бог запределен миру по сущности, но во всём присутствует в Своих энергиях. Следует ли считать, что Бог присутствует в мире только Своими энергиями, но не сущностью и энергиями?
Бог присутствует в мире и сущностью, и энергиями. Если признать, что Бог не присутствует в мире Своею сущностью, но только Своими энергиями, придётся признать, что Он ограничен по сущности условиями пространства, тогда как в действительности Бог — безграничен (беспределен, бесконечен).
Почему к действиям (энергиям) Божьим мы прилагаем именование «Бог», а к действиям человека не прилагаем именование «человек»?
Согласно прологу Евангелия от Иоанна, прежде, чем было сотворено первое творение, существовал только Бог (Ин.1:1-3). Стало быть, нельзя утверждать, что энергии Божьи представляют собой нечто обособленное от Бога (равно как и нельзя утверждать, что они составляют некую часть Бога).
Что касается действий человека, например, он делает зарядку, читает книгу, они не являются человеком: хоть он совершает те или иные действия, хоть не совершает, он — человек по естеству.

См. также:

Комментировать

8 комментариев

  • Денис Хохлов, 25.01.2020

    А в таинстве Причастия, мы соединяемся с сущностью Бога или его энергиями?

    Ответить »
    • Kirill, 27.01.2020

      Денис, см. выше: «Тварь не мо­жет со­еди­нить­ся с Бо­гом по сущ­ности».

      Ответить »
  • Екатерина, 20.10.2020

    Сущность Бога познать не возможно, но Бог при­сутс­тву­ет в ми­ре и сущ­ностью, и энер­ги­ями. Ес­ли приз­нать, что Бог не при­сутс­тву­ет в ми­ре Сво­ею сущ­ностью, но толь­ко Сво­ими энер­ги­ями, при­дёт­ся приз­нать, что Он ог­ра­ничен по сущ­ности ус­ло­ви­ями прос­транс­тва, тог­да как в дей­стви­тель­нос­ти Бог — без­гра­ничен (бес­пре­делен, бес­ко­нечен). Бог неделим. Значит мы причащаемся Всем Богом, и сущностью тоже.

    Ответить »
    • Kirill, 21.10.2020

      Екатерина, первая часть вашего комментария верна. Бог действительно присутствует в мире и сущностью, и энергиями. Однако заключение — не верно. Если представить себе, гипотетически, что человек соединится с сущностью Божьей, он враз станет обладать Божественными сущностными свойствами, то есть оставаясь ограниченным, как человек, будет вместе и неограниченным, окажется и рожденным в определенный момент, и вечным, зависящим от условия пространства, и не зависящим: будет Богом по сущности. Это — ересь. А вообще подобную вам точку зрения отстаивают не православные, а пантеисты.

      Ответить »
      • erkovich_mihail, 24.03.2023

        Здравствуйте, Кирилл!
        Но ведь Бог присутствует в этом мире только Своими энергиями! Бог трансцендентен миру Своей Сущностью, но имманентен энергиями Своими.

        Ответить »
        • Kirill, 07.04.2023

          В каждой точке пространства Бог присутствует во всей Своей полноте. Божественные энергии неотделимы от Божественной сущности. Считать, что Бог присутствует в мире только Своими энергиями, но не сущностью, значит, как минимум, считать:
          1) что в сущности Божьей зияет дыра размером со вселенную,
          2) что Бог, по Своей сущности, зависит от условий пространства;
          3) что энергии Божьи могут существовать автономно от сущности Божьей.

          Ответить »
          • dyl, 30.10.2023

            Здравствуйте, Кирилл!
            В каких творениях Св. Отцов есть тезис о присутствии Божества во всей своей полноте в каждой точке пространства?

          • Kirill, 10.11.2023

            Вездеприсутствие Божие нельзя понимать таким образом, будто Бог пребывает в пространстве частями: в одной части пространства – одна Его часть, в другой – другая, в третьей – третья и т. д. Во-первых, Бог прост и не состоит из частей, во-вторых, Он – Чистейший Всесовершеннейший Дух, и, как Дух, чужд какой-либо телесности (а мнение о том, будто он находится в разных частях пространства разными Своими частями имеет в своем основании ложную мысль, что Он, все же, обладает некой тончайшей телесностью).

            См. о простоте и абсолютной бестелесности Бога:
            «то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически, и имеет очень возвышенный смысл, ибо Божество – просто и не имеет формы» (прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).

            О том, что Бог – Дух:
            «Итак, Бог называется… Духом» (прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).

            Наконец:
            «Должно же знать, что Божество – неделимо, так что Оно все всецело повсюду находится, и не часть в части, разделяемая телесным образом, но – все во всем и все выше всего» (прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).