Но́вый год –
1) день начала (первый день) нового календарного года;
2) церковное новолетие, церковный праздник, обозначающий начало нового годового церковно-календарного цикла.
1-го января совершается гражданское новолетие, а 14-го (1-го стар. стиля) сентября церковное новолетие (см. также: индикт).
Во многих православных храмах России в наши дни существует практика совершения новогоднего молебна, а также Божественной литургии в новогоднюю ночь.
Древние римляне началом года считали март, потому что, по преданию, в марте Ромул основал Рим. Заимствованный из Византии счет нового года с сентября прослеживается уже в древнейших летописных статьях, однако широко распространился не ранее XIV века. Март же остался до наших дней началом и основанием пасхальных вычислений, и первое его число служит началом года, который называется пасхальным годом.
В конце 1699 года указом Петра I было установлено считать вместе с европейскими народами началом гражданского года 1 января.
До революции 1917 года он отмечался после праздника Рождества Христова, который празднуется 25 декабря по юлианскому календарю. 1 (14) февраля 1918 года в Советской России был введён григорианский календарь, из-за чего празднование сместилось, и дата нового года стала выпадать на предрождественское постное время по юлианскому календарю. Для советских людей празднование Нового года стало основным и практически вытеснило празднование Рождества Христова.
Год, началом которого служит 14/1 сентября, остался в церковно-богослужебном употреблении и называется церковным годом.
Празднование нового года, как в древние времена, так и сейчас связано с большим количеством суеверий и злоупотреблений. Святые пастыри Церкви в своих поучениях на новый год постоянно подчеркивали, что наступление нового года должно стать временем обновления души человека, временем совершения добрых дел. Сама по себе календарная дата начала года не является какой-то особенной и не следует связывать с ней счастье или несчастье человека.
Свт. Иоанн Златоуст в своем слове на новый год (1 января 387 г.), которое не теряет своей актуальности и в наши дни, говорил: «Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от дьявольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то – худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Дьявол, зная это и стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням. Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему, по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную. Зная это, мы должны избегать козней дьявола, исторгать из души такое убеждение, не наблюдать дней, не пренебрегать одним днем и не привязываться к другому».
В настоящее время пользуется популярностью обычай связывать каждый новый год с каким-то животным-покровителем. Это суеверие пришло из Китая и православным христианам его поддерживать не следует.
Новый Год
Проповедь иеромонаха Мефодия
Год – большой период в жизни человека... И особенно теперь, в наши дни.
В повседневных заботах, в сутолоке, в суете проходят дни человеческой жизни. «И не заметил я, как жизнь моя промелькнула», – горько признавался один из тургеневских героев на смертном одре.
Значение и смысл каждого Нового года именно в том, чтобы мы задумались над тем, как идет время и как пользуемся мы им в жизни своей. Новый год – это прежде всего оценка прошлого перед судом христианской совести, часто заглушаемой в жизненной суете. Один из самых ценных способов духовной работы над собой – это самонаблюдение, так называемый самоконтроль.
В этой духовной самооценке полезно и необходимо ежедневное чтение Евангелия и проверка по прочитанному своих чувств, своих намерений, поступков, самых мыслей своих.
И как раз Новый год, при духовном понимании его, – самый удобный момент для того, чтобы в жизни своей положить «начало благое», стать на путь бдительного наблюдения за собой.
Да подаст же и нам всем Господь, по молитвам святого Василия Великого – истинного подвижника в словах и делах – подлинного приятия Нового Года не для того, чтобы ожидать от него туманно представляемого «нового счастья» при старых грехах, а для того, чтобы самим стать кузнецами Божьего счастья, с избытком подаваемого всякой «познавшей свои согрешения» и ищущей избавления от них живой человеческой душе.
Цитаты о Новом годе
«Итак, что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год – это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов».
св. праведный Иоанн Кронштадтский
«Пусть каждый спросит самого себя: в чем и как провел он время минувшего года? Много ли из этого времени посвящено Господу Богу, на дела благочестия, богомыслия и молитвы? Много ли употреблено на дела благие и полезные? Не больше ли утрачено в праздности, в делах пустых и бесплодных? Не более ли еще погублено в душевредных забавах, в нечистых греховных удовольствиях, в делах злых? Пусть каждый спросит еще: как употреблял он дары благости Божией за прошедший год – во спасение ли души своей или в угождение плоти? Много ли давал взаймы Богу через руки бедных и труждающихся братий своих или все употреблял только на то, чтобы есть, пить и веселиться? Как исполнил каждый из нас обязанности, которые возлагает на нас наше звание в обществе? Пусть каждый испытает себя: что особо занимало и наполняло его душу? Такое самоиспытание будет наилучшим приготовлением ко вступлению в новый год жизни. Оно покажет нам: чего нам должно уклоняться, а к чему стремиться, что оставить, а что продолжить или начать, что исправить и улучшить в своей жизни в будущем, чтобы смерть не застала нас неготовыми к суду Божию и не повергла нас в непрестанную скорбь и страдание на всю вечность».
святитель Иустин (Полянский)
«Смысл Нового года в том, чтобы поблагодарить Бога за прошедший год и взять благословение на год начинающийся. В Новый год я бы посоветовал всякому верующему человеку, который умеет читать, прочитать 13 главу Евангелия от Луки. Там говорится о некоей смоковнице, которая была насаждена в винограднике, долго не приносила плодов, и хозяин решил её срубить, но виноградарь просил его, говоря: оставь её ещё на один год, я окопаю её и обложу навозом, если она не принесёт плода, срубишь её. В этом и есть смысл Нового года – каждый человек похож на дерево, Господь Бог ждёт с него плодов, и, если человек не приносит плода год за годом, то в конце концов дерево будет срублено».
протоиерей Андрей
«В духовной жизни Новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, понови; а если нет, произведи, и будет у тебя Новый год. Если благоволит Господь кому настроиться в Новый год таким образом, то есть не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом, по-христиански, отпразднует Новый год, и приготовится к христианскому препровождению всего лета».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Молитвы и последования в день нового года
- Молитва в день нового года
- Последование новогоднего молебна
- Проповеди и поучения
- В чем счастье человека и где его найти? архиеп. Анастасий Добрадин
- Слово на Новый год свт. Иоанн Златоуст
- Беседы на Новый год прот. А. Шмеман
- Слово на Новый год иеромонах Мефодий
- 1. Слово на новый год свт. Феофан Затворник
- 2. Слово на новый год свт. Феофан Затворник
- Слово на Новый год преп. Варсонофий Оптинский (Плиханков)
- Годовой отчет. Слово, произнесенное в преддверии нового года свт. Гавриил (Кикодзе), еп. Имеретинский
- Вечность. Слово на новый год праведный Иоанн Кронштадтский
- Новый Год еп. Митрофан (Зноско-Боровский)
- Новогодний молебен Антоний, митрополит Су́рожский
- Беседа на Новый год прот. Владимир Башкиров
- Поучение в день Нового года прот. Иаков Галахов
- Христианский смысл Нового года
- О встрече нового года
- Как отмечать праздник, который выпадает на пост? архим. Серафим Кречетов
- О праздновании христианами гражданского Нового года игумен Силуан (Туманов)
- Прочее
- Особенности церковного времяисчисления
- Новый год
Комментировать