Поучение в день нового 1911 года

Источник

Братие христиане, верные чада Церкви!

Не любопытство и не праздность, не пустое желание исполнить обряд церковный привело нас сюда в храм Божий, а более высокие побуждения христианской души. Наступил Новый год. У каждого верующего шевельнулся вопрос, что будет со мной в этом году и где тот предел времени, после которого для меня упразднится самоё время. В суетливой жизни незаметно мелькают дни, недели, месяцы, годы, незаметно подкрадывается старость, бремя жизни становится тяжёлым, поневоле смотришь вперёд на ту таинственную дверь, за которой скрывается вечность...

Нет, не напрасно Новый год мы встречаем молитвой. Нас привела сюда общая душевная потребность, начало которой скрывается во тьме веков, потребность вступить в общение с Богом, Существом бесконечным. Ведь самая сущность религии заключается в стремлений человека к бесконечному, существа ограниченного к безграничному, условного к безусловному, времени к вечному.

Какими интересами ни увлекался бы человек, как бы высоко он ни ставил свои задачи, все они имеют временный, преходящий характер, и не даром древний мудрец определил к ним своё отношение такими словами: «Всё суета и томление духа».

Будущее в руках Божиих; оно нам неизвестно. Но уроки прошлого остались в наследие будущему, и это позволяет нам приоткрыть завесу будущего. Не с радостным настроением верные чада Церкви встречают Новый год. Нечему радоваться. Последние дни церковной жизни показали отсутствие единомыслия, резкое колебание в вере; события обнаружили полное разобщение между членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, взаимное непонимание самого существа христианства.

Многие утверждают, что история не повторяется, что человечество не переживает те моменты, которые были однажды. Может быть, это и правда в том случае, когда дело идёт об умственном развитии людей, о росте культуры, технических усовершенствований. Но это оказывается глубокой неправдой по отношению к религиозно-нравственному состоянию людей. Тут история повторяется, и минувший год дал нам наглядный пример возврата к прошлому. В истории Церкви, как известно, были времена лютых языческих гонений на христиан. Но Христова Церковь победила ненависть, заживила внешние раны. Гораздо труднее оказалась борьба с внутренним недугом, с теми тёмными силами, что скрываются в непокорном, гордом разуме, в стремлении всё знать и всему найти логически разумное (основание) оправдание. Казалось бы, что можно иметь против разума, опыта, логики?

Конечно – ничего. Но когда наш здоровый разум, и опыт, и логика применяются к области явлений, лежащих совершенно в другой плоскости, к области чувства и веры, к области внутреннего мира, – тогда все наши усилия не приводят ни к чему хорошему.

История сообщает нам об этом самые яркие примеры. Когда христиане, вместо сердечной детской веры, захотели веры разумно-холодной, которая начинает сомнением, а кончает разочарованием, тогда появились впервые попытки понять тайну Божества и вочеловечения Сына Божия, тайну Святой Троицы с точки зрения здравого смысла, в полном соответствии с научным внешним опытом и даже арифметикой. Но в этом виде Божественная истина им не далась, и они её отвергли. Соборное сознание Церкви, при содействии Духа Божия, взяло, однако, верх. Буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит. И вера Евангельская, Христова и Апостольская, восторжествовала.

Это было давно. С тех пор прошли века, и снова стало заметно вторжение разума в область веры. По временам то там, то здесь вспыхивали опасные огоньки и показывался пламень, пламень протеста против церковного символа веры. В конце концов на Западе утвердилось рационалистическое течение, историческому христианству и соборному разуму враждебное, которое, в согласии с общим настроением, объявило, что оно не может признавать Христа истинным Сыном Божиим, Богом в собственном смысле. И опять возобновились старые споры о вере, о догматах, о Лице Иисуса Христа...

Оглядываясь назад, мы видим, что эти самые вечные вопросы были подняты и в недрах нашей Матери, Русской Церкви. Были подняты и решены в отрицательном духе. Виновник их скончался вне ограды церковной, потому что до конца исповедывал своё учение. Теперь он предстоит суду Божию. Но Церковь, благодаря этому, пережила и переживает великую смуту. В умах многих русских людей противохристианское течение пустило глубокие корни, смутило многих колеблющихся. Многие стоят перед вопросом: куда идти, за кем, кого слушать, кого признавать учителем, где искать настоящей Божьей правды, – в церкви ли, или в умах гениальных людей, которые всё ищут Бога и никак найти не могут?

Не будем, братья, утаивать правды. Тают церковные ряды, всё реже встречаются примеры детского, сердечного отношения к вере. Страсть к новому, оригинальному в области человеческой мысли увлекает и нас. Есть что-то непреодолимое, заманчивое в этих смелых попытках человеческого разума приподнять завесу непостижимого, понять благо жизни и смысл её, устранив с дороги церковный авторитет. Человеку страстно хочется быть Богом для самого себя, и не даром в умах человеческих успел зародиться идеал сверхчеловека. И эта новая вера от разума находит себе последователей. В сумятице жизни, в вихре новых течений все старые понятия забываются, всё получает иной, соблазнительный смысл...

И только вот эти сроки нового года настраивают мысль по старому пути, пробуждают совесть, обращают лице наше опять к вере и Церкви. «Боже правый! Ещё год в моей жизни прошёл, сделан крупный шаг по направлению к вечности. И когда подумаешь о моменте прекращения жизни, о вечности, какими маленькими кажутся все великие люди, и их величия, гениальные мысли, все их учения здравого смысла. И невольно хочется иметь верующее сердце, раскрыть его перед Отцом веков, истинным и вечным. Боже милосердый! Ты вызвал меня к жизни, дал мне разум и сердце. Они увлекают меня в сторону, к непризнанию в Тебе Бога и Отца, Христе, Свете истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, просвети меня светом разума Твоего, укажи мне путь, в онь же пойду»…

И слышим мы, ныне собравшиеся в храм для молитвы: «Не бойся, малое стадо. Отец ваш небесный приготовил вам царство. Там разрешатся сомнения вашего разума, там найдёте вы успокоение мятущейся совести, блаженство познания истины».

И примирённые, успокоенные общей молитвой, единодушными братскими воплями к Небесному Отцу, мы пойдём домой продолжать свой тяжёлый жизненный путь в чаянии будущего блаженного покоя.

И буди нам по вере нашей и по молитве нашей! Услыши нас, Боже, Спасителю наш! Аминь.

1910 год, 19 декабря

Проф. прот. Иаков Галахов


Источник: Галахов Иаков, прот. Поучение в день Нового года // Томские епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 14-18.

Комментарии для сайта Cackle