- I. Предпосылки развития индуизма
- 1. Протоиндийская культура
- 2. Дравидская культура
- 3. Ведийская культура
- 3.1 Исторический и социальный обзор
- 3.2 Ведийская литература
- 3.3 Ведийские божества
- 4. Брахманизм
- 4.1 Возникновение брахманизма
- 4.2 Учение брахманизма
- 4.3 Даршаны (философские школы)
- 5. Буддизм
- 5.1 Исторический и социальный обзор
- 5.2 Буддийская литература
- 5.3 Личность Будды
- 5.4 Учение буддизма
- 5.5 Сангха (буддийская община)
- II. Индуизм
- 1. Введение в индуизм
- 2. Основные течения индуизма
- 2.1 Смарта-дхарма (смартизм)
- 2.2 Вайшнава-дхарма (вишнуизм)
- 2.2.1 Кришнаизм
- 2.3 Шайва-дхарма (шиваизм)
- 2.4 Шакта-дхарма (шактизм)
- 3. Резюме
- III. Трансформация индуизма
- 1. Начальный период
- 2. Теософское общество
- 3. Второй период реформации индуизма
- 4. Распространение неоиндуистского мировоззрения на Западе
- IV. Анализ индуизма и неоиндуизма
- Заключение
- Список литературы
- Полный текст
IV. Анализ индуизма и неоиндуизма
Ибо заблуждение не показывается одно само по себе, чтобы явившись в своей наготе оно не обличило само себя, но хитро нарядившись в заманчивую одежду оно достигает того, что по своему внешнему виду для неопытных кажется истиннее самой истины.
свт. Ириней Лионский
(Пять книг обличений и опровержения лжеименнаго знания)208
Проблема анализа. Исходя из вышеизложенного, нужно признать, что в настоящее время индуизм, бесспорно, является наиболее мощной языческой традицией мира. Выдержав в XVIII–XIX вв. натиск западного христианства, он позаимствовал у него некоторые идеи и миссионерские приемы и стремительно наступает на западную постхристианскую цивилизацию, заполняя духовный вакуум, вызванный апостасией, и лестью привлекая души заблудших: «основная причина привлекательности индуизма заключается в том, что он льстит человеку»209. С конца XIX в. Индия экспортировала на внутренний и внешний идеологические рынки множество различных синтетических культов, ориентированных на определенного потребителя. Эти неоиндуистские культы приспосабливаются к европейским вкусам, практически все они адогматичны в своем вероучении, аморфны и расплывчаты, все они возглавляются различными гуру, каждый из которых имеет свое учение и свою систему. Очень сложно дать анализ современным неоиндуистским сектам вследствие их неопределенности и текучести, можно лишь определить общие положения для них. Подавляющее большинство опирается на учение адвайта-веданты.
Учение индуизма о Боге. Все древнеиндийские религиозные учения отрицают личного Бога и настаивают на безликости, на множественности временных персонификаций Брахмана, являющихся всего лишь надеваемыми и снимаемыми масками. Брахман в вероучении индуизма является принципом бытия, которое проявляется в двух состояниях – качественном (сагуна210) и бескачественном (ниргуна211). Качественное бытие имеет атрибутику, бескачественное лишено атрибутов, множественности и находится за пределами всяких свойств. Также определяется и истинность состояний: «Поистине, есть два образа Брахмана – воплощенный и невоплощенный. И воплощенный [образ] – неистинный, невоплощенный – истинный»212. Исходя из этого, бытие мира является в индуизме всего лишь иллюзией (майя), сновидением, которое видится Ниргуна Брахману, и которое он же во сне переживает как Сагуна Брахман, персонифицируясь в качестве многочисленных индийских божеств.
В индуизме и в неоиндуизме божеством является беспредельный космос, и по утверждению игумена Анатолия (Берестова), это божество безлично, бездушно, бездуховно, неразумно, не способно творить, находится в спячке, не может управлять миром – оно не есть Бог, а есть всего лишь реальность вселенной213. По мнению архимандрита Рафаила (Карелина), человеку технологического общества нередко ближе учение о божестве, существующем как безличная космическая сила, чем идея о живом личном Боге. Незнание христианства нередко приводит людей, уставших от жизни в современном социуме, к духовному самоубийству, стремлению к небытию214. Живой Бог, согласно словам евангелиста и апостола Иоанна, «любы есть» (1Ин.4:8, 4:16) и «свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя» (1Ин.1:5), представления же индуистов разительно отличаются от новозаветных слов. В Бхагавадгите бог Кришна говорит о себе: «Я – всеуносящая смерть»215. Свами Вивекананда, как и его учитель Рамакришна, почитавший богиню Кали, рекомендовал своим последователям учиться «познавать Мать в Зле, Ужасе, Страдании, в Небытии, так же как в Кротости и Радости!.…Размышляйте о Смерти! Поклоняйтесь Ужасному! Лишь через культ Ужасного может быть побеждено Ужасное и достигнуто бессмертие»216.
Учение индуизма о творении. Индийское учение о мироздании говорит о том, что все в этом мире является цикличным. Внутри Ниргуна Брахмана назревает желание творить, это желание становится Космическим яйцом (Хираньягарбха217), из которого рождается Брахма (Сагуна Брахман) и творит мир, начинается «день Брахмы». Просуществовавший несколько миллиардов лет, мир проходит как сновидение и наступает пралайя218, «ночь Брахмы». Вышеуказанное составляет «сутки Брахмы», а после того, как он просуществует сто своих «лет», наступает махапралайя, все мироздание погибает в огне, Брахма умирает и его бытие продолжается в непроявленном качестве. Через какое-то время внутри Ниргуна Брахмана опять назревает желание творить и временной цикл повторяется.
Священное Писание Нового Завета говорит о том, что мир придет к своему концу и настанет «последний день» (Ин.8:39), когда Бог «хощет судити вселенней в правде, о Мужи, Егоже предъустави, веру подая всем, воскресив Его от мертвых» (Деян.17:31). Преподобный Иустин (Попович) пишет: «через все свои изменения и перемены вся тварь спешит к своему концу ... к последнему дню, в котором завершится таинство этого мира и человеческая история ... Начав свое существование Христом, время и закончит свое существование Им»219. Мир в представлении индуизма является иллюзорным, существующим в сонном представлении Ниргуна Брахмана, и преподобный говорит, что для индуизма «весь видимый мир – выставка привидений, которые превращаются в нереальные фантомы»220.
Учение индуизма о человеке. Человек в индуистском вероучении одновременно является всем и ничем. Человеческий дух (Атман) идентичен Брахману: «Поистине, этот Атман есть Брахман»221, но как индивидуальная личность человек не существует, его бытие всего лишь иллюзия, а так как мироздание также представляет собой иллюзию, то ни субъекта, ни объекта не существует, и все взаимоотношения и эмоции между ними также являются иллюзией, ложью. Вся этика, таким образом, оказывается излишней и единственное достойное состояние для человека с точки зрения индуизма – медитация222 (дхьяна223) себя самого как Брахмана. Как уже отмечалось в первой главе, при рассмотрении брахманизма, одной из основ древнеиндийских религий, является учение о сансаре (реинкарнации, метемпсихозе224). Само это учение уничтожает понятие и чувство греха, который рассматривается как акт, направленный против морального закона (дхарма) и собственного «я» того, кто грешит (Атман). Поэтому индуизм не знает покаяния как эмоционального отвержения греха, размышляет о грехе как о невежестве и незнании (авидья). Основоположник неоведанты, Свами Вивекананда, проповедовал, что: «Самая худшая ложь, которую мы когда-нибудь говорили себе, это что мы родились грешниками или злыми людьми. Только тот, кто сам грешник, видит грешника в другом»225, в своем учении совсем отвергая греховность: «Не говорите о порочности мира и его грехах. Плачьте, что вы сами все еще принуждены видеть порочность. Плачьте, что вы не можете не видеть везде греха, и если хотите помочь миру, не осуждайте его»226. Грех в индуизме – задержка в длинной цепочке перевоплощений, рая и ада не существует – это всего лишь временные местопребывания перевоплощающегося Атмана в «хороших» или «плохих» мирах и следующие воплощения в соответствии с накопленной во время очередной из жизней кармой. Собственно адом для индуиста является земная жизнь в виде бесконечной череды перевоплощений (сансара), а раем – избавление (мукти) от этого и выход за пределы жизни – небытие. По словам святителя Николая Сербского: «у индийцев нет ... понятий ни греха, ни покаяния, ни Царства Небесного, ни одного Бога как Отца, ни любви к Богу, ни искупления, ни конца света, как и начала света, ни воскресения мертвых, ни всеобщего суда Божия, ни справедливого воздаяния в вечном Царстве Божием»227. Во взаимоотношениях индуизм руководствуется нейтральным и самоподдерживающимся безличным понятием кармы, не знающего отношений, основанных на любви. Понятие кармы настаивает на исправлении физического действия физическим же действием, а не раскаянием и прощением. Если карма является основным жизненным законом, то не нужно ни покаяние, ни очищение души от грехов – это не поможет в дальнейшей жизни. Святитель Иоанн (Шаховской) сказал: «в самом принятии веры в перевоплощение человек отрекается от веры в Боговоплощение ... от веры в Воскресение Христово»228.
Анализ. Как уже упоминалось выше, индуизм льстит современному западному человеку, его прагматизм является самой привлекательной чертой этой религии для современного человека. Вся философская база, в основном, опирается на практические религиозные конструкции, получаемые учеником от своего учителя. Выполняя практические упражнения (садхана), ученик должен на личном опыте удостовериться в истинности философских утверждений. Индуизм является религией практического опыта, никакой постулат не должен приниматься на веру, пока он не опробован на деле. Адепту предлагается развитие оккультных сил, умение самообладания и влияния на других, излечение различных болезней, которые не может вылечить официальная медицина и даже обещания вечной жизни и молодости уже здесь, на земле. Различные секты манят к себе разные типы личностей: людей, для которых смыслом жизни является наслаждение, привлекает или гедонизм кришнаизма, с его медитациями и обрядами, наполненными чувственностью или тантризм, который призывает своих последователей к полной свободе, подразумевая под этим свободу от общественных моральных норм. Чувству духовной гордости созвучно учение адвайта-веданты, говорящее человеку о том, что он не осознавший себя Абсолют: «Я воистину тот высший Брахман, который вечен, чист, свободен, един, целостен и недвойственен; чья сущность – Блаженство, Истина, Знание и Беспредельность»229. Это и есть стремление твари утвердить себя как Бога, о котором сказано в Священном Писании Ветхого Завета: «Взыду выше облак, буду подобен Вышнему» (Ис.14:14). Человек, интересующийся мистикой, но не ищущий истинного Бога, испытывает тяготение к изучению магии и оккультизма, который предлагают некоторые неоиндуистские культы, имеющие своим истоком тантрические практики шиваизма и шактизма.
Многие секты неоиндуизма совершают синтез всех имеющихся религиозных систем, вытекающие из воззрений Рамакришны, Вивекананды и их последователей о том, что Бог един во всех религиях. Следствием этого синтеза является такое понятие как Нью Эйдж230 – идейное соединение Востока и Запада, новейшие теории сущности человеческого существования, трансформация сознания человека, освоение практик эзотерических мировых традиций. Неоиндуизм в своем развитии сближается с западным оккультизмом. Под воздействием оккультной пропаганды сознание некоторых людей претерпевает расщепление и духовную деградацию. Традиционные ценности теряют значение и на смену приходят искаженные представления об истине, пробуждаются греховные страсти и душа наполняется вожделением плоти. Деградация поражает нравственную сторону, это видно в вырождении человеческого творчества: «художественная литература, сцена, кино, общественное телевидение и радио сплошь наполнены мистицизмом, оккультизмом и магией»231, что свидетельствует о духовном кризисе общества. Оккультизм укореняется в сознании общества и неотъемлемой его частью и являются различные неоиндуистские культы, которые составляют ядро формирующегося «консенсуса религий антихриста»232.
208 Ириней Лионский, свт. Творения. М.: 1996. С. 19
209 Лжеучения нашего времени. Сборник материалов из серии «Троицкий благовестник». – Сергиев Посад., 1999. С. 22
210 Наделенный качествами, атрибутами .
211 Лишенный качеств, атрибутов .
212 Упанишады / Пер. А. Я. Сыркина. – М., 2003. C. 588 («Майтри упанишад», VI.3).
213 Анатолий (Берестов), иером. Православие и теософское учение о карме… – М., 2006, Кн. 2. С. 45
214 Рафаил (Карелин), архим. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. – М., 2010. С. 206
215 Бхагавадгита / Пер. Б. Л. Смирнова. – СПб., 2000. С. 265 («Бхагавадгита» X.34)
216 Цит. по: Философия йоги. – М., 2006. С. 918 (Роллан Р. «Жизнь Вивекананды»).
217 Золотой зародыш .
218 Растворение; погружение .
219 Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М., 2005. С. 67, 69
220 Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. М., 2004. С. 40
221 Упанишады / Пер. А. Я. Сыркина. – М., 2003. C. 128 («Брихадараньяка упанишад», IV.4.5).
222 Размышление; обдумывание (meditatio).
223 Размышление; религиозное созерцание .
224 Переселение душ (ἡ μετεμψύχωσις).
225 Философия йоги. – М., 2006 С. 390 («Жнана-йога. Человек действительный и кажущийся (Нью-Йорк)»).
226 Философия йоги. – М., 2006. С. 378 («Жнана-йога. Человек действительный и кажущийся (Лондон)»).
227 Святитель Николай Сербский. Избранное. – Мн., 2004. С. 515-516 («Стеклянные глаза Индии»).
228 Цит. по: Анатолий (Берестов), иером. Православие и теософское учение о карме… – М., 2006. Кн. 2 С. 118
229 Шри Шанкарачарья. Семь трактатов. – СПб., 2007. С. 173 («Самопознание», 36); Упанишады / Пер. А. Я. Сыркина. – М., 2003. C. 773 («Атмабодха», 36).
230 Новый век (New Age).
231 Карасев Н., свящ. Путь оккультизма: Историко-богословские исследования. – М., 2003. С. 292
232 Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2003. С. 312.