- I. Предпосылки развития индуизма
- 1. Протоиндийская культура
- 2. Дравидская культура
- 3. Ведийская культура
- 3.1 Исторический и социальный обзор
- 3.2 Ведийская литература
- 3.3 Ведийские божества
- 4. Брахманизм
- 4.1 Возникновение брахманизма
- 4.2 Учение брахманизма
- 4.3 Даршаны (философские школы)
- 5. Буддизм
- 5.1 Исторический и социальный обзор
- 5.2 Буддийская литература
- 5.3 Личность Будды
- 5.4 Учение буддизма
- 5.5 Сангха (буддийская община)
- II. Индуизм
- 1. Введение в индуизм
- 2. Основные течения индуизма
- 2.1 Смарта-дхарма (смартизм)
- 2.2 Вайшнава-дхарма (вишнуизм)
- 2.2.1 Кришнаизм
- 2.3 Шайва-дхарма (шиваизм)
- 2.4 Шакта-дхарма (шактизм)
- 3. Резюме
- III. Трансформация индуизма
- 1. Начальный период
- 2. Теософское общество
- 3. Второй период реформации индуизма
- 4. Распространение неоиндуистского мировоззрения на Западе
- IV. Анализ индуизма и неоиндуизма
- Заключение
- Список литературы
- Полный текст
Заключение
В заключение можно подвести итоги исследования в соответствии с поставленными задачами:
- рассмотрено зарождение современного индуизма на территории Индии из нескольких составляющих (хараппской, дравидской, ведийской и буддийской культур), вбирание им в себя представлений этих культур, переработка их, и выработка на этой основе своего собственного учения;
- показано развитие индуизма от архаических форм брахманизма до более совершенных богословских и философских форм Средневековья; классический индуизм представлен на примере четырех ведущих направлений индуистской религии, показаны их характерные особенности и отличия друг от друга;
- в достаточной мере раскрыто основополагающее учение индуизма и показан тот круг идей, который можно считать характерным для всего учения в целом. Это следующие идеи:
- существует единое высшее Божество, из которого проявляется все остальное множество богов;
- существуют безначальные и бесконечные циклы (кальпы) созидания и уничтожения космоса;
- существование мира и человека является бесцельным и возникло в результате непостижимой божественной игры (лила);
- существует сансара и закон кармы;
- существует потенциальная возможность конечного освобождения от сансары и воссоединения с Божеством (мукти);
- мукти невозможно достичь без непосредственного руководства гуру;
- исповедующие индуизм признают необходимость исполнения варнашрамы для мирян и не отрицают жреческих полномочий и особого статуса сословия брахманов;
- исповедующие индуизм почитают или открыто не отвергают Веды; у всех исповедующих индуизм существует общая мифология и общий пантеон, хотя верховное божество в одном из течений может являться второстепенным в другом, а также отдельные божества могут особо почитаться различными этническими группами;
- не существует четко обозначенных границ между течениями индуизма и принадлежность той или иной семьи или общины санньясинов определяется принадлежностью гуру к определенной цепи ученической преемственности (парампара) той или иной традиции (сампрадая).
- показана постепенная трансформация индуизма в неоиндуизм, освещены причины реформации классического индуизма с конца XVIII в., возникновение в Индии традиционалистского и реформаторского движения и отражено начало постепенной трансформации индуизма под влиянием некоторых идей западного христианства в новое учение;
- рассмотрена деятельность основателей Теософского общества и учение их индийских современников – Рамакришны и Свами Вивекананды, оказавших большое влияние на развитие многих идей современных неоиндуистских культов;
- достаточно подробно рассказано о распространении неоиндуистского мировоззрения в странах Северной Америки и Западной Европы, показаны некоторые из основателей известных неоиндуистских сект;
- проведен анализ учений индуизма и неоиндуизма, приведены высказывания Святых Отцов и церковных писателей, касающиеся учений этих религиозных систем.
В результате проделанной в исследовании работы, мы пришли к выводу, что:
- мировоззрение неоиндуистских культов является синтетическим и представляет собой соединение мировоззрений присущих религиям Древней Индии, оккультного мировоззрения западной цивилизации и некоторых идей западного христианства;
- учение неоиндуизма и родственного ему теософского учения совершенно чуждо догматическому учению христианства, трансформирует человеческое сознание в сторону духовной деградации, демонизации человека, изначально являющегося образом Божиим и призванного, по учению Святых Отцов, к обоживанию.
Завершая данное исследование, хочется отметить, что это исследование является обзорным и представляет собой попытку собрать воедино материалы, содержащиеся в различных работах. Ограниченный объем исследования не позволил подробно рассмотреть:
- влияние теософского учения на мировоззрение последователей неоиндуистских культов;
- развитие движения Нью Эйдж и его влияние через СМИ на мировоззрение современного западного человека;
- восточный аскетизм, и его пагубное влияние на человеческую психику.
Это оставляет достаточно большое пространство для более детального и обширного исследования, в рамках данной работы не представляющегося возможным. Несмотря на узкие границы проведенного исследования, тот объем целей и задач, который был заявлен во введении, в работе достигнут.