Благода́рность –
1) чувство признательности за совершённое добро, оказанное благодеяние, внимание, услугу;
2) положительная оценка деятельности;
3) вознаграждение.
О благодарности в Библии
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лк.17:12-19).
Также см. 1Фес.5:18, Фил.4:6, 2Кор.9:15, Кол.3:17, Кол.4:2, Рим.1:21.
Следует ли в ответ за каждое доброе дело ждать благодарности от Бога?
Вопрос, вознаграждает ли Бог человека за добрые дела, в той или иной форме поднимался в богословской литературе неоднократно. Нередко он возникал в связи с другим богословским вопросом: почему страдают праведники и благоденствуют грешники?
Ведь, казалось бы, Бог силен отблагодарить первых и покарать последних, и это соответствует представлению о справедливости. Тем не менее, достаточно часто праведники испытывают в земной жизни лишения и скорбь, холод, голод, поношения, унижения, притеснения, тогда как злодеи имеют «все радости мира».
Бывает, что на Бога досадуют даже те верующие, которые стремятся, в меру своего понимания и своих сил, жить по Божьему закону, причём, именно это служит для них камнем соблазна; мол, они молятся, участвуют в храмовых богослужениях, стараются не грешить, но жизнь их не складывается так, как им бы хотелось (например, нет хорошей работы, нет здоровья, не удаётся создать крепкую православную семью и т. п.). Тут-то и возникает недоумение: неужели Бог не может их вознаградить и избавить от житейских неурядиц и бед?
В действительности Бог желает счастья каждому человеку, вне зависимости от степени его греховности. Другое дело, что сами люди не всегда правильно осознают, что для них вредно, а что полезно, что ведёт к истинному счастью, а что препятствует стать подлинно счастливым. Положим, небогатому человеку может казаться, что для счастья ему необходимо материальное благополучие. Допустим, он молит Бога, прося о содействии в преодолении земных нужд, но Бог почему-то «не содействует». В подобной ситуации человек может начать роптать на Господа или вовсе отвернуться от Него.
А зря. Во-первых, Богу, как Премудрому и Всеведущему, лучше известно, что служит человеку к большей пользе: богатство или бедность, здоровье или болезнь. Обретя временное «счастье», тот может лишить себя вечной радости и блаженства; но может быть, именно в бедности он достигнет (достиг бы) больших духовных успехов (вспомним слова Христа, обращенные к богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21)). Во-вторых, даже если человек желает угодить Богу, он не в силах реализовать все Его заповеди сполна, например требование о совершенстве «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В этом отношении по какой бы высокой правде он ни жил, ему уместнее молить Бога о прощении и милосердии, а не требовать благодарности, о чём, собственно и напоминают слова молитвы Господней: «и прости нам долги наши...» (Мф.6:12).
Заметим, что всё, чего ждет от человека Вседержитель, нужно не Ему, ведь Он – Всеблажен, а самому человеку. И, стало быть, не Бог человека, но человек Бога должен благодарить за все Его благодеяния и милости, в том числе связанные с попущением Божием земных страданий и скорбей.
Нуждается ли Бог в нашей благодарности?
Господь совершенен и в своём совершенстве и полноте не нуждается ни в чём, в том числе, в похвале, признании или внимании. Проявление благодарности со стороны людей не тешит самолюбия Бога, Он не страдает никакими духовными изъянами. Благодарность нужна не Богу, а нам самим. Когда мы искренне благодарим Бога, мы тем самым приближаемся к Нему; при регулярном благодарении нами нашего Создателя и Промыслителя изменения происходят в нас, а не в Нём. Когда человек правильно благодарит Бога, он настраивается, утверждается в правильном отношении, как и к Господу, и к себе, вступает в молитвенно-благодатную связь с Пресвятой Троицей, что способствует укреплению Бого-человеческого единства.
«Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям, – пишет свт. Николай Сербский. – Благодарность Богу воздвигает нас, смертных, из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной».
За что человеку благодарить Бога, если жизнь тяжёлая?
Ответить на этот вопрос мы можем в том случае, если посмотрим на обстоятельства нашей жизни и её смысл под правильным углом.
Достаточно часто в обыденной жизни мы сами являемся причиной наших бед и радостей (конечно, если речь не идёт об особых событиях, происходящих вне зависимости от наших желаний и предпочтений, например, о стихийных бедствиях и катастрофах, распространении эпидемий и пр.). Надо уметь это видеть и признавать. По большому же счету, распространение зла в мире, случающиеся с нами беды и несчастья связаны с падением в мире ангелов и грехопадением человека. И первое, и второе событие произошло не по инициативе Бога и не по принуждению с Его стороны, а по инициативе денницы-сатаны.
В первом случае и сам денница, и последовавшие за ним ангелы действовали по своей воле, а во втором – по своей воле пошёл против Бога подстрекаемый диаволом человек. Как писал святитель Афанасий Великий, «зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее».
Поэтому основой для нашей благодарности может стать понимание того, что, несмотря на наши грехи и заблуждения, Бог все равно нас любит, желает нам спасения и готов при наличии у нас стремления к изменению дать нам благодатные силы и помочь обрести спасение. А к этому постепенно добавится и остальное – человек начнет видеть руку Божию в самых разных обстоятельствах жизни, там, где ранее этого не замечал: в красоте и величии природы, дыхании теплого ветра, солнечных лучах, улыбке соседа по лестничной клетке.
Так со временем мы научаемся благодарить Бога «за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас», как говорится в молитве, которую священник возносит во время богослужения. Не случайно именно Евхаристия – что в переводе с греческого означает «благодарение» – выступает центральным, самым важным таинством Церкви.
О благодарности
архимандрит Рафаил (Карелин)
Чувство благодарности это одно из естественных и, в то же время, благородных чувств, свойственных человеку. Благодарность это память о полученном добре, которая хранится в сердце, как бы написанная на камне, выражается в желании ответить добром за добро. Можно сказать по-другому: благодарность это теплое чувство, которое создает особое эмоциональное поле между людьми. Благодарность – удел смиренных; гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищение за свои личные достоинства. Благодарность духовно сближает людей, устраняет недоверие и подозрительность, и даже врагов делает друзьями. Однако здесь могут возникнуть неправильности и ошибки, о которых следует помнить.
Основа христианства – любовь. Деятельное выражение любви – жертва. Милостыня – это вид повседневной жертвы, в которой сгорает, как в огне, человеческий эгоизм. Господь сказал: «Лучше давать, нежели брать». Любовь ничего не считает своим. В христианстве дар и милостыня имеют не только нравственное, но и мистическое значение: дать ради Христа или сделать ради Христа – это дать Самому Христу через человека. Слово «милость», прежде всего, это не поступок, а душевное расположение. Милость – это сострадание, сопереживание; милость – это одно из свойств духовной любви, это чувство единства человеческого рода. Для милостивого каждый человек – это его близкий.
Виды и формы милости разнообразны, но основа их одна – уметь видеть себя в другом, заменять другого собой. Поэтому милость расширяет человеческое сознание и бытие, а эгоизм и себялюбие сужает и обедняет жизнь. Милостыня – неразлучная спутница любви, а в любви – великая свобода, покой и «простор» сердца.
Слово «дар» означает «даром», «безвозмездно»; дар это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости. Дар – это посильное для человека подражание Богу, Который все дает человеку даром. Дар и милостыня, как свободное действие человеческого духа, не должны рассчитывать на ответ и отдачу, иначе они превращаются в расчет, взаимообмен, взаимную помощь, услугу и плату за нее. Тогда слова «дар» и «милостыня» перестают отвечать своим названиям и должны быть заменены другими словами: торговля и купля, а иногда выгодное предприятие, от которого ждут отдачу с процентами и лихвой.
Самый худший вид этого ложного дара – когда за него покупается свобода человека, и раб должен работать для своего нового господина. Поэтому тот, кто дает, не должен ничего ждать в ответ от человека. Если он делает действительно ради Христа, то получит от Христа больше, чем даже ожидает. Если это он сделал ради любви, то получит награду в самой любви: иметь в сердце любовь – великое счастье. Если он сделал с тайным желанием выгоды, то благо для него, если он ничего не получит и его хитрость будет посрамлена.
Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. Странное противоречие: ведь то, что сделано в ожидании благодарности уже не добро, а корысть. Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Человек должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти, как письмена, написанные на воде. Этим он положит свое сокровище в надежный тайник.
Обычно люди не могут успокоиться, переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ, как будто их обманули. Схожую ошибку совершают те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными отплатить или отработать за него, как бы закабаленные чужим добром. Они напряженно думают, что сделать или подарить взамен, боясь показаться неблагодарными и этим унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью, то есть расплачиваться своей душой, как разменной монетой. Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя рабская зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал помощь и милостыню: ведь должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит психологический парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро. Поэтому в мире существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом ложная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять цепь с шеи.
Дар и милостыня не должны стеснять свободы человека, тогда у него будет истинная благодарность и истинная любовь не ради дара, а ради самой любви. Любовь, как чувство, отдавая себя, не уменьшается, а увеличивается еще больше. Обычно те, кто хотят перевести благодарность в мелочный счет и расчет, сами в милости небескорыстны. Наша испорченность и ложь спекулируют самыми святыми словами и понятиями, поэтому мы должны следить за тем, чтобы, давая дар и совершая дела милосердия – не покупать, а принимая дар и помощь – не продаваться.
Надо прежде всего и больше всего быть благодарным Богу, без Которого не совершается ничего, а затем человеку – как Его орудию, и этим сохранять внутреннюю свободу, данную Христом.
Цитаты о благодарности
«За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
1Фес.5:18
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!».
1Кор.15:57
«Религиозное воспитание ребенка начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Боге, а тогда, когда мать учит его говорить спасибо за вкусно испеченный пирог».
Г.К. Честертон
«Получивший от Бога дар, но неблагодарный, лишается его, потому что сделал себя недостойным Божиего дара, как говорит Василий Великий, ибо благодарение ходатайствует о нас. Но да не будет благодарение (наше), как того фарисея (Лк.18:11), осуждающее других и оправдывающее себя, но скорее как более всех находящееся в долгу и по недоумению благодарящее и с ужасом рассматривающее неизреченное долготерпение Божие. И не только это, но и удивляться надобно тому, как препетый Бог, ни в чем не имеющий нужды, принимает благодарение от нас, всегда Его прогневляющих и преогорчающих при стольких и при таковых благодеяниях Его, общих и особенных».
сщмч. Петр Дамаскин
«Усердие в благодарности увеличивает милость Благодетеля к приемлющим благотворения с добрым чувством».
свт. Григорий Нисский
«Случилось ли хорошее? Благословляй Бога – и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога – и худое прекратится».
свт. Иоанн Златоуст
«Как же возгреть в себе чувство благодарения Богу и всегда хранить его? Рассмотри все благодеяния Божии к роду человеческому и к себе самому, и чаще проходи их мыслью своею и вращай в памяти своей, и если у тебя есть сердце, то не возможешь не возносить к Богу благодарных песней. Образцы сему найдешь в молитвах и в писаниях святых».
прп. Никодим Святогорец
Литература по теме
- Благодарение Библейский словарь
- Благодарность, благодарить Библейская энциклопедия Брокгауза
- Благодарение Сокровищница духовной мудрости
- Неблагодарность Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
- Благодарение Энциклопедия изречений
- Хвала Богу Цитаты из Библии
- Благодарность свт. Тихон Задонский
- За что подобает благодарть Бога свт. Димитрий Ростовский
- Благодарность (Благодарение) свт. Димитрий Ростовский
- Благодарность свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О благодарении и славословии Бога свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Благодарность
- Образованной женщине, которая жалуется на неблагодарность свт. Николай Сербский
- С благодарностью принимай все, что посылает Господь свт. Лука Крымский
- Благодарность, хвала, славословие митр. Вениамин (Федченков)
- Слава Богу за все! О благодарности Богу еп. Александр (Милеант)
- Благодарность схиархим. Иоанн (Маслов)
- О благодарности архим. Рафаил (Карелин)
- О благодарности свящ. Георгий Максимов
- Благодарение за всякое благодеяние Божие
Комментировать