Благодарность, благодарить
Благодарность, благодарить: 1) в Библии глагол «благодарить» – одно из ключевых слов. Евр корень йдх означает «благодарить», «восхвалять», «превозносить». Греч. глагол эвхаристео связан с важным библ. понятием харис, «милость», «благодать» (ср. хара, «радость»);
2) Б. в Библии – это ответ, который человек должен дать на деяния Бога: на сотворение мира и людей, обеспечение дарами для тела и души (Мф. 14:19). Человек должен равным образом отвечать Б. и на Господнюю доброту, которая проявляется прежде всего в ⇒ милосердии к грешнику (Пс. 105 и др.), внимающему молитве (Пс. 41:6) и зову «из глубины» (Пс. 129:1), обновляющемся каждое утро (Плач. 3:23), и на Господень гнев и суд, поскольку они способствуют покаянию (Ис. 12:1). Чем больше человек размышляет над тем, как Бог управляет его жизнью, тем больше он приходит в изумление от мудрых предначертаний Господа, Который думает о нас, Который в Своей заботе благословляет нас (Пс. 113:20). От размышления приходят к Б. (Пс. 76:6.14). Христианин также размышляет о путях, которыми Бог ведет других людей, поэтому к просьбам за них присоединяется Б. (2Кор. 1:11; Еф. 1:16; Флп. 1:3);
3) чувство Б. – это настроение сердца, возникающее из Б. за конкретные дела. Оно приводит человека еще ближе к Господу и открывает ему дверь к тайнам небесного мира (Пс. 49:23);
4) укоренив-шаяся в сердце Б. может проявляться в различных формах: насколько многообразны дары и дарования человека, настолько же разнообразны и формы, в которых проявляет себя Б., так что человек участвует в ней всем своим существом: телом, душой и духом (ср. у М.Ринкарта: «Теперь да возблагодарит каждый Господа сердцем, устами и руками!» – Сборник дух. гимнов Евангелич. церкви Германии, гимн 228). Б. проявляется в послушном следовании за Господом (Ин. 14:15). Поэтому ⇒ благодарственная жертва – это не нечто особенное, а само собой разумеющееся (Лк. 17:10). Ср. Исх. 20:2: Израиль должен соблюдать заповеди, поскольку к этому его обязывает Б. Богу. Вступит. фраза к Десяти заповедям звучит так: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Ни одно деяние Господа не должно оставаться без слова, без благодарного ответа, без жертвы уст (Пс. 50:17; Пс. 62:4; Ос. 14:3), без благодарственной молитвы! Дело и слово Б. – это выступление на стороне того, к кому относится Б. Тем самым тот, кто благодарит, отделяет себя от тех, которые не позволяют призвать себя к Б. (Пс. 17:50);
5) существует также возможность ложной Б. При этом основания для Б. ищут в том, что совершили сами, а не в том, что сделал Бог, и Б. уже не является ответом. Такова ложная Б. фарисея в Лк. 18:11. Такая Б. исходит из высокомерного сердца, и ей Бог противится (1Петр. 5:5). Кто не славит Бога своей Б., тот пренебрегает тем, от Кого он все получил и от Кого он зависит. Кто надменно приписывает дары и способности, которыми наделен, себе, вместо того чтобы с Б. принимать их из рук Божьих (1Кор. 4:7), тот забывает Бога и пренебрегает Им (Втор. 32:6; 2Кор. 10:17);
6) в Библии выражение Б. часто имеет характер публичной молитвы (Ин. 6:23; 2Кор. 4:15). Уже в ранний период, на рубеже I и II вв., ⇒ Вечеря Господня именовалась Евхаристией, «благодарением». Она связана с ветхозаветной пасх. трапезой, совершавшейся для того, чтобы каждое новое поколение могло вспоминать великое деяние Бога, выведшего Свой народ из Египта (Исх 12 и след.; Втор. 6:7.20–25). Так и причащение нового народа Божьего должно напоминать об искупит. деянии Бога во Христе, о страданиях и смерти Господа, и тем самым вся жизнь христианина должна быть «живой жертвой» в Б. за жертву Иисуса (Рим. 12:1; 2Кор. 5:15).