Милосердие
Милосердие: 1) М.Лютер переводит словом «милосердие» различные евр. и греч. выражения, смысл которых связан с такими понятиями, как любовь, верность, добросердечие и милость. М. Божье означает Божью бесконечную спасит. любовь, М. же человеч., в первую очередь, вызвано состраданием (Ис. 49:15). То же ⇒ Внутренности (3). Человеч. М. зиждется на М. Божьем, неоднократно восхваляемом в Библии (Ис. 54:10; Иер. 31 и др.). Особенно отчетливо М. Божье показано в НЗ, в притче о блудном сыне (Лк. 15:11–32). Божье М. обращено прежде всего на избранный Им народ, о чем, касаясь истории спасения, говорит ап. Павел (Рим. 9:23; Рим. 15:8), и оно никак не зависит от человеч. желания (Рим. 9:18);
2) наивысшая милость Божья заключается в прощении грехов (Числ. 14:19; Пс. 24:7; Иер 12:14 и след.) и проявляется в том, что Бог посылает Сына Своего для нашего спасения (Лк 1 и след.; 1Петр. 1:3; см. также Ис. 49:13; Ис. 54:10; Ос. 11:8). Но спасение в Иисусе Христе, милостью Божьей предлагаемое всем без искл. людям, реализуется лишь для тех, кто верует в Господа Иисуса (Еф 2 и след.) и обращается к Нему (Ис. 55:7). Человеку, восклицающему к Сыну Давидову: «Помилуй нас!» (Мф. 9:27; Мк. 10:47; Лк. 17:13), даруется милость Божья, избавление от грехов и воскресение из мертвых (Тит. 3:5; 1Петр. 1:3). Тот же, кто, напротив, «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета», заслуживает наказания от Господа (Евр. 10:28–31; см. также Сир. 16:12);
3) человек, познавший милость и исполнившийся радостью и благодарностью (Быт. 24:27), может и должен быть милосердным к голодным и обездоленным (Ис. 58:7), причем «праведный печется и о жизни скота своего» (Притч. 12:10). Образцом М. для тех, кто следует Иисусу Христу, служит добрый самарянин (Лк 10 и след.). А тех, кто, познав Божью милость, сам не стал милосердным, ждет «суд без милости» (Мф 18 и след.; Иак. 2:13).