Источник

Благодарение

...Насколько человек благодарит Бога и подвизается понудить себя из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает успокоить его и сделать, чтобы он предпочитал безмолвие и нестяжание всем царствам земным, кроме воздаяния в будущем (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 123).

* * *

...Все мы, люди, должны всегда благодарить Бога за общие и особенные Его благодеяния, душевные и телесные. Общие суть четыре стихии и все от них происходящее, и все в Божественных Писаниях изложенные чудные и страшные дела Божии. Особенные же – то, что Бог дал каждому человеку: или богатство для милостыни; или бедность для терпения с благодарением; или власть для правосудия и утверждения добродетели... или здоровье для помощи нуждающимся и трудов по Богу; или болезнь для венца за терпение; или знание и силу для приобретения добродетелей; или бессилие и незнание для повиновения в безмолвии, со смирением и удаления от вещей; или невольное лишение вещей для произвольного спасения и помощи тем, которые не могут достигнуть совершенства нестяжания, или хотя милостыни; или покой и благоденствие для того, чтобы добровольно подвизаться и трудиться в добродетелях, так чтобы сделаться бесстрастными и иные души спасти; или искушение и злополучие, чтобы поневоле спастись тем, которые не могут отсекать своих хотений; или опять для совершенства тем, которые могут потерпеть с радостью. Все упомянутое хотя и противно одно другому, но, по мере надобности, вся добра зело (Быт. 1, 31), а без надобности не есть добро, но скорее вредит душе и телу. Лучше же всего упомянутого – терпение скорбного. И сподобившийся сего великого дарования должен благодарить Бога, как наиболее облагодетельствованный: ибо он сделался подражателем Христа и святых Его апостолов, мучеников и преподобных и получил от Бога большую силу и ведение, чтобы произвольно удаляться от сладостного и более желать скорбного, чрез отсечение своих хотений и отвержение мыслей не по Богу, дабы всегда делать и мыслить угодное Богу (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 166–168).

* * *

...Получивший от Бога дар, но неблагодарный, лишается его, потому что сделал себя недостойным Божиего дара, как говорит Василий Великий, ибо благодарение ходатайствует о нас. Но да не будет благодарение (наше), как того фарисея (Лк. 18, 11), осуждающее других и оправдывающее себя, но скорее как более всех находящееся в долгу и по недоумению <неумению> благодарящее и с ужасом рассматривающее неизреченное долготерпение Божие. И не только это, но и удивляться надобно тому, как препетый Бог, ни в чем не имеющий нужды, принимает благодарение от нас, всегда Его прогневляющих и преогорчающих при стольких и при таковых благодеяниях Его, общих и особенных... (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 192).

* * *

Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека (прп. Антоний Великий, 85, 74).

* * *

Если воины хранят верность царю ради того, что от него доставляется им пища, во сколько больше мы должны стараться, благодаря Бога немолчными устами, непрестанно угождать Ему, все создавшему для человека? (прп. Антоний Великий, 85, 74). Источник.

* * *

Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога, и Ему воздавай благодарность (прп. авва Исаия, 60, 186–187).

* * *

Сперва должно благодарить Бога за самое необходимое для ежедневной телесной потребности, а потом употреблять сие (свт. Василий Великий, 7, 363). Источник.

* * *

Прошел ли день? Благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб (свт. Василий Великий, 8, 62).

* * *

Надеваешь хитон – благодари Давшего; облекаешься в плащ – усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета и сохраняющие жизнь нашу... (свт. Василий Великий, 8, 62). Источник.

* * *

Выказываются и вера наша, и любовь к Богу, когда, не скоро получая <просимое>, пребываем благодарными Ему (свт. Василий Великий, 9, 327).

* * *

Будем же всегда благодарить Господа, чтобы быть нам достойными сподобиться вечных благ Его... (свт. Василий Великий, 9, 327).

* * *

Бог, как врач человеческих душ, по свойству болезней соразмеряет достаточную силу врачеваний, чтобы, когда сие нужно, очистить глубоко вошедшую порчу. Ясно сие зная, всегда будем благодарить, хотя испытаем на себе и сильное врачевание, очищаемые от разных видов нерадения (свт. Василий Великий, 9, 391).

* * *

Душа наша не в состоянии принести Тебе <Господи> столько же великий дар, сколько велик Ты. Да умилостивит Тебя, Господи, чудная смерть Твоя (прп. Ефрем Сирин, 33, 216).

* * *

Принесите, смертные, благодарение Сыну, избавившему нас от рабства, в каком содержала нас смерть за грехи наши. Он запретил смерти, нисшел в шеол, воздвиг умерших из гробов их. И кто в состоянии воздать Ему за благость Его к нашему смертному роду? (прп. Ефрем Сирин, 33, 502). Источник.

* * *

Что дается от Бога, все то должно принимать с благодарением (свт. Григорий Богослов, 16, 210). Источник.

* * *

...По Божией благодати благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за полученное имеем у себя одно – возможность платить долг Благодетелю молитвою и благодарением. Посему рассуждаю, что если и целую жизнь продолжим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы не позаботились еще положить и начала исполнению этой обязанности – чем-либо воздать Благодетелю (свт. Григорий Нисский, 18, 386). Источник.

* * *

Сам ты властен только в настоящем, так что если бы и во всякое время не переставал бы благодарить Бога, то едва мог бы возблагодарить за настоящее, не находя никакого способа воздать должное и за будущее, и за прошедшее. А мы столько скудны в должной благодати, что и по мере возможности не бываем признательны, не говорю – целого дня, даже большей части дня не уделяя на богомыслие. Кто распростер для меня землю? Кто промышлением Своим и влажное естество соделал проходимым? Кто устроил мне небо яко комару (Ис. 40, 22)? Кто носит передо мною светильник солнца? Кто посылает источники в долину? Кто уготовал русла рекам? Кто отдал мне в услужение бессловесных животных? Кто меня – неодушевленный прах соделал причастником жизни и разумения? Кто сие бренное образовал по подобию образа Божия? Кто омраченный во мне грехом Божий образ снова привел в первоначальную лепоту? Кто меня, изгнанного из рая, удаленного от древа жизни, сокрытого в бездне вещественной жизни, влечет к первобытному блаженству? Несть разумеваяй (Рим. 3, 11), говорит Писание. Взирая на это, должны бы мы были во все продолжение времени жизни бесконечное и непрерывное воздавать благодарение (свт. Григорий Нисский, 18, 387–388). Источник.

* * *

...Усердие в благодарности увеличивает милость Благодетеля к приемлющим благотворения с добрым чувством (свт. Григорий Нисский, 19, 86). Источник.

* * *

Будем же благодарить Господа не только за то, что знаем, но и за то, чего не знаем, потому что Бог благодетельствует нам не только когда мы желаем того, но и когда не желаем (свт. Иоанн Златоуст, 45, 176). Источник.

* * *

Ты лишился имущества? Если... будешь благодарить, то ты приобрел душу и овладел большим сокровищем, снискав у Бога большее благоволение (свт. Иоанн Златоуст, 46, 24). Источник.

* * *

Благодарность – великое сокровище, великое богатство, непобедимое благо и крепкое оружие... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 24). Источник.

* * *

Случилось ли хорошее? Благословляй Бога – и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога – и худое прекратится (свт. Иоанн Златоуст, 47, 455). Источник.

* * *

Если мы постоянно будем помнить о благодеяниях Божиих, какие Он излил на природу нашу, то и сами будем благодарны, и это послужит для нас сильнейшим побуждением (идти) по пути добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 48, 124).

* * *

...Если мы... постараемся возносить к Господу благодарения за прежние милости и располагать себя в признательности за последующие, чтобы не оказаться недостойными благодеяний Его, – то будем в состоянии и жизнь вести лучшую, и уберечься от греха (свт. Иоанн Златоуст, 48, 266). Источник.

* * *

...Внимательная и бдительная душа выказывает признательность не тогда только, когда дела идут благоприятно; нет, пусть последует и неблагоприятная перемена обстоятельств – и тогда она возносит к Богу такую же благодарность (свт. Иоанн Златоуст, 48, 266). Источник.

* * *

...Мы не в состоянии достойно возблагодарить <Господа>... Однако ж наш долг приносить посильную благодарность и непрестанно прославлять Господа нашего и словом и добродетельною жизнью (свт. Иоанн Златоуст, 48, 267).

* * *

<Господь> требует от нас благодарности не потому, чтобы нуждался в нашем прославлении, но чтобы вся польза обратилась на нас же, и мы сделались достойными больших милостей Его (свт. Иоанн Златоуст, 48, 267).

* * *

...Будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда, когда получаем <просимое>, но и когда не получаем, потому что и неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение. Мы ведь не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Бог это знает. Следовательно, получим ли или не получим, мы должны благодарить (свт. Иоанн Златоуст, 48, 321).

* * *

Каждый день являя всем нам бесчисленные благодеяния, невзирая на то, желаем ли мы их или не желаем, знаем ли их или не знаем, (Бог) не требует от нас ничего другого, кроме признательности к Нему за все дарованное нам, дабы и за это самое снова дать нам еще большее воздаяние (свт. Иоанн Златоуст, 48, 560).

* * *

Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная (свт. Иоанн Златоуст, 48, 560).

* * *

Кто наслаждается благоденствием и чувствует благодарность, тот исполняет должное, а кто терпит бедствия и прославляет Бога, тот приготовляет себе воздаяние (свт. Иоанн Златоуст, 49, 109).

* * *

Если ты лишишься имущества и будешь благодарить, то потеря не может огорчить тебя столько, сколько радует чувство благодарности. Это – тяжкий удар для диавола, это делает душу любомудрою, это научает нас истинному суждению о вещах настоящих (свт. Иоанн Златоуст, 49, 109–110).

* * *

Если ты не знаешь в точности всех дел Господа своего, то за это... особенно поклоняйся Ему, – за неизреченное Его величие, за непостижимое Его Промышление, за многообразное и премудрое Его попечение (свт. Иоанн Златоуст, 49, 200). Источник.

* * *

Хочешь знать, как нужно выражать благодарность?.. Исповедовать свои согрешения – и значит благодарить Бога; кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он виновен в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то наиболее и благодарит Бога (свт. Иоанн Златоуст, 51, 32).

* * *

Станем же благодарить за благодеяния, не только нам оказанные, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить и зависть, и утвердить любовь и сделать ее искреннейшею. Ты уже не в состоянии будешь завидовать тем, за кого благодаришь Господа... Такое благодарение освобождает нас от земли и переселяет на небо и делает из людей ангелов (свт. Иоанн Златоуст, 51, 289).

* * *

Благодарность ничего Богу не прибавляет, между тем нас приближает к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 51, 289).

* * *

Если мы, вспоминая о благодеяниях людей, большею воспламеняемся к ним любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его (свт. Иоанн Златоуст, 51, 289).

* * *

Если бы мы имели в себе по тысяче душ, не должны ли были бы положить все души за Господа? Впрочем, и таким образом мы не сделали бы еще ничего достойного Его благодеяний (свт. Иоанн Златоуст, 52, 177).

* * *

...Будем благодарить Бога и за чувственные блага, но еще гораздо более – за духовные. Этого хочет и Он, и ради этих-то благ дарует и те, привлекая и научая ими несовершенных, как людей еще сильно привязанных к миру (свт. Иоанн Златоуст, 52, 287).

* * *

Благодарить же должны не только богатые, но и бедные, не здоровые только, но и больные, не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении тогда, когда дела наши направляются попутным ветром; но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности (свт. Иоанн Златоуст, 53, 496). Источник.

* * *

Благодарность тогда бывает совершенною, когда мы исполняем то, что служит к славе Божией, и когда избегаем того, от чего мы освободились (свт. Иоанн Златоуст, 53, 728).

* * *

Хотя бы ты и не понимал причины чего-нибудь, благодари: в том-то и заключается благодарность (свт. Иоанн Златоуст, 55, 159).

* * *

...Как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 339).

* * *

...(Благодарение за прискорбное) происходит от души благородной и сильно преданной Богу. Таковые молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет (свт. Иоанн Златоуст, 55, 339).

* * *

Если мы за то благодарим, за что другие злословят, от чего приходят в отчаяние, – смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, посрамил диавола; в-третьих, показал, что случившееся (с тобою) ничто... Если ты благодаришь, то диавол, как не получивший никакого успеха, отступает, а Бог. как приявший честь, в воздаяние награждает тебя большей честью. И не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастии, страдал. Душа его радуется, делая благое, имея чистую совесть, – она услаждается своими похвалами... Нет ничего святее того языка, который в несчастьях благодарит Бога, он, поистине, ничем не отличается от языка мучеников и получает такой же венец, как и тот. Ведь и у него стоит палач, принуждающий отречься от Бога богохульством, стоит диавол, терзающий мучительными мыслями, помрачающий (душу) скорбью. Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический. Если, например, болит дитя, а (мать) благодарит Бога, это – венец ей. Не хуже ли всякой пытки скорбь ее? Однако же она не заставила ее сказать жестокое слово. Умирает дитя – (мать) опять благодарит (Бога). Она сделалась дщерью Авраама. Хотя она не заклала (дитяти) своею рукою, но она не скорбела, когда брали у нее дар (Божий)... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 426–427).

* * *

В благодарность Богу должны мы приносить все, что имеем, потому что не имеем столько, сколько должны. Что принесем достойного Тому, Кто выше всякого воздаяния? (прп. Исидор Пелусиот, 63, 334).

* * *

Благодетелей надлежит прославлять не только за то, что могли сделать, но и за то, что хотели <сделать>, хотя не могли, и что желали, за то свидетельствовать благодарность, а чего не могли, за то не винить. Ибо кто судит о делах не по намерению, а по окончанию, тот невежественен и не знает сущности дел... (прп. Исидор Пелусиот, 63, 351).

* * *

...Не станем у Бога требовать отчета в том, что делается, но будем прославлять Его за все (прп. Нил Синайский, 71, 193–194). Источник.

* * *

...Стыдно для нас благословлять Бога при добром и молчать при горестном положении дел... паче должно благодарить, когда злостраждем (прп. Нил Синайский, 71, 205). Источник.

* * *

...Благодарение – есть свидетельство о возлюблении Бога (прп. Феодор Студит, 88, 566).

* * *

...Сколько потребно для нас дышать воздухом, столько потребно благодарить Бога, в самых искушениях, скорбях и лишениях, каким подвергаемся, идя путем богоугождения (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 74). Источник.

* * *

Кто уврачеван и оздоровел от великой и неисцелимой болезни душевной, по единому Божию призрению, тот радоваться должен и веселиться, и всею душою и всем помышлением своим благодарить Бога, явившего к нему такую милость и исцелившего его, должен быть кроток и смирен, дивясь явленной ему Богом великой милости, и, преисполнен будучи весь благостью и милосердием, быть всегда к подобострастным себе людям сострадательным и милостивым, никого не презирать, пред всеми вообще быть смиренным, со всякою радостью. Так грешник, силою Христовою избавленный от тяготящих его страстей, должен радоваться и веселиться о спасении Христовом. Если же он, получив такое избавление и исцеление, станет гордиться, то, ведь диавол близ и орудия страстей все еще в нас суть, удалится опять благодать Христова, и диавол, пришедши, возмутит помыслы его и направит его делать телом дела, худшие прежних (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 166).

* * *

Благодарю Тебя, Владыко, за то, что я страдаю более неправедно. Если же праведно, то да будет мне (это), Христе, во искупление грехов и во очищение от бесчисленных прегрешений моих (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 79–80).

* * *

Благодарение за те блага, которые восприняты от Бога, делает благоприятным Ему смирение и отсутствие дерзости в отношении тех, которые не имеют того; а надменность в благодарении, как будто бы благодаря своему тщанию и знанию оно пришло, и осуждение тех, которые сего не имеют, – делают благодарение неугодным Богу (свт. Григорий Палама, 26, 24). Источник.

* * *

...Проводник даров Божиих к человеку есть сердце, непрестанно движимое к благодарению... (натр. Каллист и ин. Игнатий, 89, 330).

* * *

...Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога, и в сердце, пребывающее в благодарении, нисходит внезапно благодать (патр. Каллист и ин. Игнатий, 89, 330).

* * *

Богу не нужны благодарения твои, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния. Приятелище же и хранилище сих благодеяний к тебе есть благодарное сердце (прп. Никодим Святогорец, 68, 229). Источник.

* * *

Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божие и от Бога. Почему на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо, от всещедрой десницы Его получаемое, явное ли то или не явное, за всякое доброе деяние, за всякий добрый подвиг и за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам и заповедано: о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1Сол. 5, 18). Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с первого момента по пробуждении от сна, во весь день, и засыпай со словами благодарения на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, среди которых есть и сам сон (прп. Никодим Святогорец, 68, 229). Источник.

* * *

...Как же возгреть в себе чувство благодарения Богу и всегда хранить его? – Рассмотри все благодеяния Божии к роду человеческому... и к себе самому, и чаще проходи их мыслью своею и вращай в памяти своей, и если у тебя есть сердце, то не возможешь не возносить к Богу благодарных песней. Образцы сему найдешь в молитвах и в писаниях святых (прп. Никодим Святогорец, 68, 230). Источник.

* * *

Чем же прилично нам изъявить пред Богом свои чувства благодарения Ему? Делай то, что хочет от тебя Бог, окружая тебя Своею щедродательностью. Чего же хочет Бог? Окружая тебя Своими благами, Бог хочет, чтобы ты, видя их, непрестанно вспоминал о Нем... хочет, чтобы ты прилепился к Нему всею любовию, – и прилепись; хочет, чтобы ты ни в чем не отступал от воли Его и всем благоугождать ему старался, – и делай так; хочет, чтобы ты во всем на Него единого полагался, – и положись; хочет, чтобы ты, поминая, как многократно оскорблял Благодетеля своего злыми и срамными делами своими, сокрушался о том, каялся в том, оплакивал то, пока не умиротворишься со своею совестью и не примешь удостоверения, что и Бог простил тебе все, – и делай так (прп. Никодим Святогорец, 68, 231). Источник.

* * *

Между людьми неблагодарность обзывается черною. Какое приберешь слово для обозвания неблагодарности к Богу? Возгревай же всегда в себе чувства благодарения Богу, особенно попекись о сем в храме, во время Литургии, на коей приносится Богу Бескровная Жертва, именуемая Евхаристией, что значит благодарение. Не забудь, что здесь ты ничем другим не можешь достойно изъявить благодарение Богу, как полною готовностью все свое и себя самого принести в жертву Богу, во славу всесвятого имени Его (прп. Никодим Святогорец, 68, 231). Источник.

* * *

С благоговейной покорностью воздай славословие суду Божию, и оправдай орудия, избранные Богом для твоего наказания. Мир Христов низойдет в твое сердце (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 176). Источник.

* * *

Слава Богу! Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят и окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольства, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: Слава Богу! (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 389). Источник.

* * *

Достойно и праведно – созданию непрестанно славословить Тебя, Бога Создателя, извлекшего нас в бытие из ничтожества... украсившего нас красотою, славою Твоего образа и подобия, введшего нас в блаженство и наслаждение рая... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 391). Источник.

* * *

Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния, – вводятся помыслы святые, божественные (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 108). Источник.

* * *

Благодарение Бога имеет свое особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 285–286).

* * *

Только тот, кто проводит земную жизнь как странник, по образу мыслей, по сердечному ощущению, по истекающей из них деятельности, может непрестанно славословить и благодарить Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 288).

* * *

Неизреченное славословие и благодарение Бога объемлет христианина среди лишений и скорбей его, которыми Промысл Божий устраняет его от сочувствия и порабощения греху, которыми он сопричисляется к сонму последователей Христовых (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 291). Источник.

* * *

С креста мы способны исповедовать и славословить Бога; в благополучии земном мы способнее к отвержению Его (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 292). Источник.

* * *

...Благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби.,, (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 96–97). Источник.

* * *

...Благодарю Господа... и за то, что дается, и за то, что не дается (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 109). Источник.

* * *

В Печерском монастыре был черноризец, именем Арефа. Много богатства имел он в своей келии и никогда даже хлеба не подал нищему. Так был скуп, что и себя самого морил голодом. В одну ночь воры обокрали его. Арефа от великой скорби хотел себя погубить и многим докучал обвинениями. Мы все молили его прекратить поиски, но он и слушать не хотел. Старцы утешали его, он же досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в лютый недуг, уже был при конце, но и тут не унимался от ропота и хулы. Господь, всем хотящий спасения, показал больному пришествие Ангелов и полки бесов, и он начал взывать: «Господи, помилуй! Господи, я согрешил! Все то Твое, я больше не ропщу!» Освободившись от болезни, он рассказал нам, что было ему такое видение: «Пришли Ангелы, также и бесы, и начали они состязаться об украденном золоте, и сказали бесы: он не похвалил, а похулил <Бога>, и теперь он наш и нам предан. Ангелы же говорили мне: «О, окаянный человек! Если бы ты поблагодарил Бога за украденное, то вменилось бы тебе, как Иову. Великое дело пред Богом милостыня, но кто благодарит за украденное – делает более; диавол желает довести человека до хулы, а благодарением пострадавший передает все Господу – так это более милостыни». Я стал кричать: «Господи, прости, больше не ропщу», – и бесы исчезли, а Ангелы возрадовались». С тех пор Арефа всегда славил и благодарил Бога (97, 51 – 52).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle