Своеволие

Литература по теме

Своево́лие

1) склонность решать и действовать, руководствуясь собственным разумением, собственной волей;
2) обусловленные этой склонностью: решение, действие, поведение;
3) пренебрежение чужой волей (желанием, рекомендацией, требованием и т. п.);
4) то же, что самочинство.

Cвоеволие — то же, что своевольство. Своеволие может быть обусловлено: гордостью, самомнением, жестокосердием, эгоизмом, упрямством, чванством и самодурством, влиянием падших духов.

Проявление своеволия первыми людьми в отношении Божественного запрета на вкушение плодов с дерева познания добра и зла привело к нарушению ими этой запретительной заповеди, что, в свою очередь, повлекло за собой тягчайшие последствия, отразившиеся как на них самих, так и на их потомках, и на окружавшем их мире. Важнейшая задача христианина (но, собственно, к этому призваны все люди вообще) – согласовывать свою волю с волей Творца.

Воля — способность человека действовать в направлении поставленных целей, сознательно управлять своими действиями, преодолевать препятствия для достижения целей. Но она — и дар Божий, одна из характернейших черт образа Божия в человеке. Проявление воли часто зависит от сердечного порыва. Сильная воля, ориентированная на Добро, может служить знаком внутренней чистоты, причастности Богу и Божьего водительства. Ведь не безвольными же были такие великие праведники как Моисей; царь Давид; Божьи пророки, апостолы, исповедники, мученики. Таким образом, сила воли не является безусловным признаком того, что обладаемый ею человек склонен своевольничать.

Несмотря на то, что наши прошения и мольбы отражают наши собственные желания, лейтмотив всех богоугодных молитв: торжество именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36). Не случайно, предоставляя нам образец христианской молитвы, Господь Иисус Христос заповедовал просить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10).

Своеволие и решимость

Своевольных людей не следует путать с людьми сильной воли. Так, если о первых священнописатели отзываются в негативном ключе (Суд.9:4; 2Пет.2:10), то о вторых — в зависимости от того, с чем именно было связано и на что было обращено их произволение.

В нравственном отношении своеволие интерпретируется как грех по причине предпочтения человеком своей воли (вместо) Божественной. Стало быть, в строгом значении слова своевольный — не тот, кто способен на решительные поступки, а тот, кто сознательно или из прихоти налагает на себя узы непослушания Богу. Такое расположение воли ведёт к самоугождению и, как результат, к вечной погибели: чем больше человек утверждается в своеволии, тем больше отдаляется от Владыки владык, лишается благодатного покрова и вязнет в объятиях демонических сил.

Послушание, как средство борьбы со своеволием

Проверенным средством борьбы со своеволием является послушание. В наиболее резком выражении послушание сопоставляется с оставлением или отсечением собственной воли. «Оставь волю свою позади себя, — наставляет по этому поводу прп. Варсануфий Великий, — и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься… Кто умрет в смирении и послушании, тот спасается Христом».

Однако послушание послушанию — рознь. В древности послушание встречалось в рабовладельческих обществах, а ныне — в тоталитарных религиозных общинах, криминальных сообществах. Но это не служило и не служит залогом спасения.

Под отсечением воли через послушание следует разуметь не подавление воли как способности стремиться к каким-либо целям вообще, а отсечение воли греховной и самостной. Духоносный и богомудрый наставник знает, в чём состоит воля Божья и что для послушника лучше. Поэтому можно сказать, что вверяясь воле такого наставника, послушник вверяется Богу. Совсем другое дело, если в качестве душеспасительного наставника выбирается недостойный человек. В этом случае результат может оказаться трагичным: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

«Надобно смотреть, — говорил прп. Антоний Великий, — на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, — прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтеся друг другу в страхе Божии (Гал.5:13; Еф.5:21). Напротив, если кто укажет тебе что, противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя слушать паче нежели Бога? (Деян.4:19)».

Преподобный Иоанн Лествичник подтвердил эту мысль: «Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному; то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

Послушание духовному наставнику – не единственный вид отсечения своей воли. Один из основных библейских принципов взаимоотношений между верующими, определил апостол Павел, заповедав повиноваться «друг другу в страхе Христовом» (Еф.5:21). Конечно, речь идёт об отношениях между христианами, а не про всех людей. Взаимно повиноваться в страхе Христовом могут только те, кто верят во Христа и признают Его закон. Важно то, что богоугодное повиновение – это всегда покорение Богу, в том числе через людей. Исполнение воли другого человека оправдано, если это соответствует воле Бога. Соответственно, такое повиновение будет всегда руководствоваться общей пользой, а не быть банальным исполнением чужой прихоти.

Если своеволие может оцениваться как одна из форм проявления зла, то не следует ли из этого, что нужно всегда поступать наперекор своим желаниям?

Как уже было сказано, важно исполнять волю Божию и избегать того, что ее нарушает. Воля Божия выражена для нас, прежде всего, в заповедях Евангелия. Св. Августин пишет: «Люди поступают по своей воле, а не по воле Бога, когда делают то, что желают они, а не то, что повелевает Бог. Когда же они делают то, что желают, но с той целью, чтобы следовать воле Бога, тогда они не поступают по своей воле, хотя и делают то, что желают. Делай, желая, то, что тебе приказано; таким образом ты и будешь делать то, что желаешь, и станешь поступать не по своей воле, а по воле повелевающего». Это поучение позволяет понять, что наши желания могут совпадать с волей Божией, если мы добровольно будем уклоняться от всякого греха. Главной целью всех наших поступков должно быть исполнение воли Бога с готовностью корректировать свои желания в случае необходимости.

Цитаты о своеволии

«Старающийся умертвить свою волю должен творить волю Божию, – вместо своей воли вводить в себя волю Божию, насаждать и внедрять ее в сердце свое».
прп. Симеон Новый Богослов

«Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают: можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое легкое для напечатления, ибо дети и так большею частию обращаются с расспросами к взрослым, сознавая свое неведение и слабость; стоит только возвысить это дело и поставить его им в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность во всем воле родителей, наперекор своей, расположение во многом отказывать себе и навык к этому, или уменье; а главное, опытное убеждение в том, что не должно слушать во всем себя. Это всего понятнее для детей из их же опытов, что они многое желают, а между тем это желаемое вредно для их тела и души. Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро».
свт. Феофан Затворник

«Бог не отвергает наших молитв о погашении гееннского огня и готов погасить его, только требует от нас отвержения нашего своеволия: прекратится своеволие – искоренится и геенна. Но кто принудит всех людей, чтобы каждый отвергся своей воли (то есть самого себя), если она противна воле Божественной? Каждый из нас это может сделать порознь над собой, если только он разумно рассудит: как скоро он перестал следовать своеволию и начал жить согласно воле Божией, он уже и истребил то место в аде, где мог бы мучиться в преисподней, как бы ад был уже разрушен для него и пламя его погашено».

«Пока не отвергаемся мы пристрастия к самолюбию и к своеволию, сопротивляясь событиям, бывающим по воле Божией, до тех пор мы не можем совершить ничего доброго и благоприятного Богу: ни дары, ни обеты, ни молитвы, ни жертвы и приношения Богу неприятны, когда они совершаются противниками воли Божией».
свт. Иоанн Тобольский

«Смотрите, сколь многие прекословят Богу, как многим неприятны дела Его? Если Бог творит что-либо против воли человеческой, то Он есть Господь и знает, что творит; Он обращает большее внимание на пользу нашу, чем на наши пожелания; желающие же следовать более своей воле, нежели Божией, хотят склонить Божию волю к своей воле и отказываются исправить собственную волю по образу Божией воли. Правым подобает похвала (Пс.32:1). Кто – эти правые сердцем? Это те, которые волю свою, свое сердце, предают Божией воле, и если смущает их человеческая немощь, то поддерживает и ободряет Божественная Правда. Иногда их смертное сердце скрывает в себе тайное пожелание, более подходящее к их обстоятельствам и делам: но как скоро уразумеют они, что Бог хочет иначе, то предпочитают Высочайшую волю своей воле, Всемогущую и лучшую волю – своей немощной и ошибочной и охотнее следуют совершеннейшей Божественной воле, чем воле человеческой».
блж. Августин

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka