- Пролог
- Глава 1. Происхождение брамина
- Глава 2. Смерть аватары
- Глава 3. Пепел над Гангом
- Глава 4. Карма и судьба
- Глава 5. Пандит Джи
- Глава 6. Молодой гуру
- Глава 7. Шива и я
- Глава 8. Священная корова
- Глава 9. Бедный, богатый
- Глава 10. Неизвестный бог
- Глава 11. «И это ты!»
- Глава 12. Пуджа гуру
- Глава 13. Карма и благодать
- Глава 14. Просветление
- Глава 15. Смерть гуру
- Глава 16. Новое начало
- Глава 17. Встреча и прощание
- Глава 18. Где Восток встречается с Западом
- Глава 19. Умирая мы живем
- Глава 20. «Новая жизнь»
- Эпилог
- Приложение. Краткий справочник по терминам индуизма
- Полный текст
Глава 8. Священная корова
– Раби, у меня есть потрясающая новость! Я буду преподавать в Королевском колледже, в Порт-оф-Спей-не! Почему бы тебе не поступить туда? – сказал дядя Деонарин, показывая мне письмо с приглашением.
– Ты действительно считаешь, что я смогу учиться в таком престижном колледже?
– Ну конечно! Мы будем каждое утро вместе ездить туда на машине. Ну, как? Я любил дядю Деонарина. Ездить с ним – это просто великолепно, у нас будет такая прекрасная возможность обо всем поговорить, И я согласился.
У меня захватывало дух, когда мы ехали по широким улицам Порт-оф-Спейна мимо длинных рядов магазинов, забитых товарами, и больших домов с красными крышами, мимо огромных парков с футбольными полями и площадками для крикета, покрытыми зеленой травой. Наконец, показалось величественное здание Королевского колледжа. Дядя Деонарин был доволен не меньше, чем я, и всем гордо представлял меня как своего молодого племянника-брамина. Потом все собрались в большой аудитории, где ректор колледжа обратился к нам с долгой и абсолютно непонятной для меня речью. Я очень редко слышал, как говорят англичане, и плохо понимал их, но из того, что сказал ректор, я едва разобрал хотя бы одно слово.
– О чем он говорил? – прошептал я студенту, сидевшему рядом со мной, когда ректор закончил свою речь.
Он странно посмотрел на меня.
– Ты что, глухой? – спросил он.
– Нет, я не глухой, но о чем он говорил?
– А, так, всякие инструкции и прочие вещи. А ты, наверное, с юга, откуда-нибудь из деревни?
Я утвердительно кивнул и подумал, что мне было бы лучше поступить в другой институт, туда, где учится Кришна. К концу дня я уже всем сердцем желал никогда в жизни не слышать о Королевском колледже.
В той части острова, где я жил, почти все население состояло из индусов, а подавляющим большинством жителей Порт-оф-Спейна были негры, и это сразу привело меня к внутреннему конфликту. Всю свою жизнь я очень неприязненно относился к неграм, потому что они ели мясо коровы. Я считал их ниже самой низкой касты. И как я смогу сидеть рядом с ними в одном классе, прикасаться к ним, играть в футбол? Но в первый же день моим предубеждениям и моей гордости была дана хорошая встряска. Негры, которых я знал в деревне, почти все были бедными или совсем нищими. Однако здесь студенты и с черной, и с коричневой, и с белой кожей в основном происходили из богатых семей и гораздо лучше меня говорили по-английски. Потешаясь над моим корявым деревенским диалектом с его неправильным произношением и плохой грамматикой, многие хихикали у меня за спиной, когда наступала моя очередь отвечать. Мне стоило огромных усилий научиться говорить правильнее, чтобы избежать насмешек. В течение следующих недель общение со многими неграми, жителями Востока, англичанами и представителями других рас бросило серьезный вызов моим религиозным убеждениям. Кастовая система являлась основой индуизма. Сам Брахма создал четыре касты из своего тела, и никакие постановления никаких правительств не могли опровергнуть то, что написано в ведах. А как же существовали все остальные? Ведь мир был буквально заполнен людьми, не входившими ни в какую касту. Как они смогли появиться на свет? Почему в индуистских писаниях не сказано о пути спасения для них? Ясно, что с точки зрения моей религии у них не было никакой надежды. И они вовсе не собирались мне подчиняться, да и учился я хуже многих из них. Там, где я жил, на меня смотрели с уважением и обожествляли. Я считал это правильным, был уверен, что я действительно Бог. Но эти непросвещенные юноши из Королевского колледжа обращались со мной как с равным, а порой даже и похуже. И все вопросы, которые они мне задавали, - иногда в шутку, иногда всерьез – касались моей религии.
– А правда, что индуисты верят, будто все является богом? Я кивнул, исподлобья глядя на ребят разных национальностей и религий, собравшихся вокруг, чтобы подразнить меня. Это уже становилось обычным делом. Другие индуисты старались не ввязываться в разговор, видимо, стесняясь или опасаясь насмешек.
– То есть ты считаешь, что и муха – это бог, и муравей, и клоп-вонючка? – взрыв хохота раздался среди собравшихся.
– Вы смеетесь, потому что не понимаете, – смело ответил я. – Вы видите всего лишь иллюзию, но не видите единого сущего – Брахмана.
– А ты бог? – с недоверием спросил мальчик из Португалии. Я не посмел уклониться от ответа или колебаться.
– Да, – ответил я решительно, – как и все индуисты. Им просто нужно это осознать.
– Как ты собираешься осознать то, что неверно? Ведь ты же не создавал этот мир! –
сказал один англичанин, который, похоже, что-то знал об индуизме. – Я слышал, что ты вегетарианец - веришь в то, что нельзя отнимать жизнь.
– Я верю в ненасилие. Как Ганди. Его все уважают. Он был великим индуистом!
Нельзя отнимать чужую жизнь.
– Любую жизнь?
Я не заметил в его голосе особых ноток, которые предупредили бы, что он снова пытается заманить меня в какую-то ловушку, и утвердительно кивнул.
– Любая жизнь священна. Так говорят веды, В поисках поддержки я посмотрел на нескольких китайских мальчиков, которые, как известно, были будистами. Почему они не хотели это подтвердить? Я попал в затруднительное положение и очень хотел, чтобы они помогли мне сейчас, хотя я и был их противником по другим религиозным вопросам. Я уже узнал на занятиях по биологии о семи признаках жизни. И я прекрасно знал, что даже овощи соответствуют этим критериям. Следовательно, я отнимал жизнь, когда срывал банан или манго и ел их. Я не мог найти никакого способа опровергнуть тот факт, что вегетарианцы тоже отнимают жизнь, но решил отстаивать разницу между растительной и животной жизнью. Мой противник подмигнул своим друзьям.
– Неужели ты не знаешь, что овощи имеют все семь признаков живого? – спросил он. – Выходит, вегетарианцы тоже убивают.
Я было открыл рот, чтобы попытаться объяснить разницу между животной и растительной жизнью, как услышал другой голос.
– А что происходит, когда ты кипятишь воду для чая? Подумай о тех миллионах бактерий, которых ты при этом убиваешь! Бедные, беспомощные, маленькие животные – вот кто они такие! А ты знаешь, что потом они могли бы воплотиться в коров или даже людей! И все весело рассмеялись.
– Ну и ну! Он же настоящий убийца! – крикнул кто-то.
– И неудивительно, что он такой худой! Ведь он ест одни овощи! Парень, тебе просто необходимо есть мясо!
– Вы ничего не понимаете! – отважно запротестовал я. Мои щеки пылали, и я чувствовал себя сбитым с толку и загнанным в угол.
– Не пытайся смотреть на индуизм с логической или научной точки зрения, -посоветовал мне дядя Деона-рин, когда мы в тот вечер ехали домой. – Религия – это то, во что ты решаешься верить, а не то, что ты будешь доказывать.
– Но истина остается истиной! – настаивал я. – Индуистские писания – это истина.
– Большинство из того, что в них рассказывается, -это чистая мифология, – сказал дядя Деонарин покровительственным тоном. – Ни Кришна, ни Рама никогда не существовали, а рамаяна и бхагавад-гита – всего лишь мифы, красивые истории. Мне стало ясно, что спорить с ним бесполезно. Он никогда не интересовался религией, не занимался йогой, не встречался с богами и не мог понять то, что понимал я. Возможно, его карма не давала ему такой возможности в этой жизни. Но у него будет много других жизней, в которых он познает истину, когда будет готов к этому...
В тот вечер я решил попасти корову и отвел ее под кокосовые пальмы за хижиной Госина. Я был с ними осторожен с того дня, как одна на меня напала. Вряд ли было правильно не доверять такому великому богу, но нужно быть практичным. Этому я научился в колледже. Ясно, что невозможно буквально следовать религиозным правилам в реальной жизни, и я перестал поклоняться корове из практических соображений. Ведь нельзя одновременно поклоняться и защищаться от нападения. Но я никогда не перестану верить, что корова – это бог. К тому же я считал, что для меня будет великим шагом на пути к Брахману стать в следующей жизни коровой, если не получится достичь мокши.
– Ведь ты бог, правда? – спросил я корову очень серьезно. Она продолжала с большим удовольствием поглощать сочную траву, медленно ее пережевывая. Трудно было представить, что корова могла так злобно на меня напасть, но воспоминания об этом были еще свежи.
– Ну конечно же, ты бог! Я это знаю. Неужели это не так? Подняв голову, она уставилась на меня сонными глазами, продолжая жевать свою жвачку.
– Му-у! – сказала она важно. – Му-у-у!