Это выдержки, которые один христианин делал для себя на случай принятия священного сана. Будем признательны за ваши дополнения.
Благодать
- Почему нежелательно сразу рукополагать в священники? Человек должен получить опыт молитвы в диаконском сане. Эта связь с Богом будет важна в священническом служении.
- В священники идут, чтобы отдавать. А где взять то, что отдавать? У престола.
- Прот. Георгий Бреев: Когда я служил и причащался два раза в неделю, то чувствовал, что у меня восстанавливается баланс внутреннего духовного состояния. Сейчас служу только воскресную литургию и в праздники и ощущаю, как мне не хватает еще одной литургии. Два-три раза в неделю причащусь – и то, что у меня было, снова приходит ко мне – ясность мысли, внутренняя сила. Священники по опыту знают, откуда всё рождается.
- Священник потухает, если перестаёт регулярно исповедоваться.
Доброта и сострадание
- Священник – в первую очередь отец, а не просто «квалифицированный специалист», свысока воздействующий на приходящих. Как говорит один хороший батюшка: «Сделай лицо попроще и люди к тебе потянутся» :)
- О. Г. Митрофанов: Я в приходе ко всем, даже незрелым отрокам, всегда обращаюсь на «Вы».
- Принцип отношения пастыря к прихожанам: я для них, а не они для меня.
- О. Василий Ермаков всем сопереживал, сострадал, принимал всех с радостью; искренне проникался человеком, его жизнью. Молился, поддерживал, учил верить. На прощанье обязательно что-нибудь дарил: книгу, банку варенья, пирог домашний. И человек уходил окрылённый, обласканный, с чувством надежды в сердце.
- Главное достоинство священника — это его доброта. Пастырь должен быть добрым: не обязательно умным, красивым, статным, голосистым — но добрым.
- Мы любим Бога, потому что Он первый нас возлюбил. Наша любовь к Богу всегда ответна, всегда вторична, она рождается от Его любви. Это очень важный момент, который является образцом для жизни в монастыре. Игумен должен первым возлюбить приходящего монаха, дать ему эту любовь, и тогда тот тоже возлюбит. Потому что он ученик, он пришёл учиться, он ещё не знает любви. Он ещё не вкусил её и не познал. Чтобы он её познал, нужно дать ему эту любовь. В этом и состоит монашеское предание по своей сути.
- В несчастье нужно задавать вопрос «зачем это нам дано?», а не «за что?». Т .е. нужно смотреть вперёд, а не бесплодно мучиться прошлым.
- В общении с о. Серафимом (Тяпочкиным) человек постепенно начинал открываться, сам снимал свою маску, потому что с ним можно было только быть, а не казаться. От него люди уходили преображенными его миром и любовью. Исповедуя, батюшка не делал строгих выговоров, не накладывал епитимии, не назначал особых молитвенных правил или постов, но умел дать почувствовать человеку, что необходимо изменить жизнь, возненавидеть грех и следовать воле Божией призывающей грешников ко спасению.
- Надо использовать любой шаг человека к Богу, чтобы подхватить и направить дальше. Помните, как апостол Павел похвалил афинян, что они благочестивые люди? Хотя с точки зрения и правоверного иудея, и христианина это был нечестивый языческий город. Но апостол сначала увидел в них хорошее, а потом начал проповедовать.
- «Образованный, начитанный человек редко бывает добрым», – слова одного экскурсовода. Старайтесь, чтобы Ваши достоинства не заслоняли доброту.
Воспитание ответственности у духовных чад
- Распространенная ошибка в отношениях с духовником на этом этапе. Новоначальный раз за разом приходит к духовнику уже после своего неверного поступка или грехопадения и спрашивает, что ему делать теперь? Таким образом, духовнику предоставляется не направлять жизнь своего подопечного, а только сопереживать его ошибкам и вытаскивать его из трудных ситуаций. «Почему же ты не пришел прежде своего поступка, не посоветовался, не взял благословение?» – говорит он с укоризной. После нескольких подобных случаев, духовник такие отношения прекращает.
- Часто исповедь превращается в разговор о проблемах, сомнениях и прочем. Люди спрашивают священника о каких-то житейских, семейных неурядицах, им хочется услышать какой-то совет, мнение, а еще лучше готовое решение. Что-нибудь вроде: «У меня муж пьет, дочка со мной не разговаривает, сын куда-то в Турцию уехал, соседка сверху залила, и что делать?» Я сперва, когда был чуточку помоложе, честно пытался вникать в ситуацию. Муж пьет — наверное, вам надо обратиться туда или попытаться сделать вот это. Она машет рукой, да всё уже, и это пыталась, и то. И тогда я грустно развожу руками, мол, что я тут могу еще посоветовать… И человек уходит неудовлетворенным. Хотя иногда людям надо просто, чтобы их пожалели, и это тоже важно, конечно. Тем не менее я чувствую, что не смог помочь, хотя человек на это надеялся.
С какого-то момента я стал действовать иначе. Я перестал вникать в суть проблемы, потому что все равно не могу: у меня нет соответствующего жизненного опыта, знаний, умений, связей и так далее. И я иногда стал сам задавать вопросы. А как вы сами видите эту проблему, что вы уже пытались сделать, что вы можете сделать, кто вам здесь может помочь, как вам кажется, куда вы можете обратиться? - Если человек явно не готов к Причастию, но требует его, то можно посоветовать в другой храм обратиться. Так и сказать: Я не считаю возможным для вас сейчас причаститься. Если вы считаете, что я не прав, то попробуйте обратиться в другой храм.
- Был случай, когда ко мне на исповедь пришел один очень известный актер, и сказал: «Очень много гастролей, изменяю жене». Но он уже давно крещеный, и я ему ответил: «Вы можете сейчас причаститься, если дадите Богу твердый обет, что больше это никогда не повторится. Если Вы раскаетесь, то Бог примет Вас, как Марию Египетскую, которая, как известно, на следующий день после покаяния причастилась». «Я не знаю», — ответил он. «Ну, постойте до конца службы. И когда все пойдут к Чаше, Вы к этому моменту должны принять решение».
- Хочу стать монахом! Хорошо, начните с дисциплины, которая строгая в монастырях. Подъем в 6 утра, частые богослужения, день должен быть расписан по минутам, никакого безделья, праздного времяпрепровождения.
- Именно на своей первой исповеди я получил ответ на вопрос, который волновал меня больше всего: «Вера требует изменения. Как я должен изменить всю свою жизнь?» Священник тогда дал мне такое важное наставление: «Церковь не должна превратиться в сегмент. Работа, учеба, семья — а еще Церковь. Церковь должна стать основой жизни, на которой все строится».
Заблуждения пасомых
- Когда освящают офис, люди уверены, что теперь Бог будет покрывать их беззакония и сильно удивляются, когда узнают, что теперь всякое беззаконие будет более тяжким грехом перед Господом.
- Священник не может помочь в вопросах, находящихся вне сферы его компетенции. Если ребенок не спит, ему снятся кошмары, он писается, это не потому, что его редко причащают… Если взрослая дочь ненавидит мать, это не потому, что мать мало молится…
- Значит, 45 лет грешил, а за 45 секунд все изгладить хочешь? Нет, брат, так в жизни не бывает, грешить трудился, так и искупить потрудись. В Церковь походи, помолись, к исповеди подготовься. Господь увидит твою веру, раскаяние — тогда и о прощении грехов говорить можно будет серьезно.
- Не нужно возвращаться туда, где грешил (ответ на желание поехать в город, где прошла буйная молодость).
Исповедь и духовничество
- Батюшка, что мне делать, я не вижу своих грехов? — иди спроси у жены, близких, а потом приходи.
- Если незнакомый человек приходит на исповедь, священник в первую очередь должен выяснить, не было ли у него тяжких грехов.
- Если человек вмести исповеди просто рассказывает случаи из своей жизни и осуждает других. Имеет смысл спросить: Вы хотите покаяться в своих грехах? Если просто есть вопросы, то можем после службы пообщаться.
- Судить по одежке всегда опасно. Формальный поиск — в прическе, в одежде, в музыке, может быть, и отличает именно душу ищущую, мятущуюся, недовольную действительностью.
- - Батюшка, будьте моим духовником!
- Да, без вопросов. Берите тряпку и ведро и начинайте здесь тщательно мыть пол...
- Но...
- Без «но». Вы же сами пожелали быть у меня в послушании. - Когда кто-то просит священника принять его в число своих духовников, можно предложить ему платить десятину, как свой вклад в это общее дело. Таким образом отсеются те, кто не готов к серьёзным отношениям.
- На исповеди просить исповедующихся конкретизировать грехи (кроме половых). Гордость – как конкретно выразилась?... Какой из перечисленный грехов оцениваете как самый тяжёлый.
- Да не о том думай, что спросили, а о том — для чего? Догадаешься — для чего, тогда и поймешь, как надо ответить. М. Горький.
- Знаменитая книжка архимандрита Киприана (Керна) «Православное пастырское служение» – наш учебник до сих пор, лучшее руководство для пастырей. Половина книги – условия рукоположения, каноничность, поведение священника, внешний вид и еще много чего. Вся вторая часть книги – про исповедь. Она и есть точка реализации пастырства как священства.
- Критиковать церковь имеет право тот, для кого она мать.
- Очень трогательно для пасомых, когда священник молится краткими молитвами «Господи, помилуй», «Прости, Господи», в ответ на называемые ими на исповеди грехи.
Пастырские искушения
- Видео о. Георгия Фаста об искушениях.
- Пастырское выгорание.
- Выгорание — термин, которым нередко не только описывают, но и нередко оправдывают многие страсти и грехи, в частности, уныние. Ведь если священник «выгорает», то это не он виноват, а внешние факторы. А если он впал в грех уныния, то это совсем другое дело. Однако, важно понять, что выгорание, пусть и происходит под действием внешних факторов, (например, переработка, неумение отдыхать, завышенные и необоснованные требования начальства и т.д.), часто подпитывается тщеславием, обидами и неумением смиряться. Уныние же является одним из сопутствующих выгоранию факторов. И чем глубже фаза выгорания, тем сильней уныние. Священнику необходимо всесторонне рассматривать свое духовное и психологическое состояние, заручаться поддержкой и советами духовника или опытных собратьев. От правильно поставленного «диагноза» зависит эффективность «лечения». Как бороться с унынием, другими страстями и грехами учат святые отцы.
Церковное пение
- На небольших приходах можно организовать общенародное пение, на других - пение народом некоторых песнопения, на всех - вернуть народу аккламации.
- Народное акафистное пение. Два правила: первое — все молитвословия акафиста мы читаем по очереди; второе — во время чтения запрещается вслух исправлять чтеца.
- Полезно создать детский хор.
Пожертвования
- Приход в США. Принадлежность к приходу определяется членским взносом – 35 долларов в месяц. Студенты, пенсионеры – 15 долларов. Это маленький членский взнос, но он дает возможность видеть, кто реально является членами прихода. Они имеют право присутствовать и голосовать на годовом собрании, избирать членов церковного совета, делать свои предложения, высказывать свои заботы. Председатель – настоятель храма. Сейчас у нас 15 членов приходского совета. Собираемся ежемесячно, обсуждаем текущую жизнь, хозяйственные и административные вопросы.
- Нельзя требовать определенную сумму за требу.
- Хорошо помню, как нам один преподаватель в семинарии настойчиво рассказывал из своего опыта, что если человек дает со словами «это на храм», то надо вернуть деньги и предложить самому отнести в храм. Принимать нужно лишь то, что дается лично тебе.
- - Сколько мы вам должны?
- «По совести и по возможности». - От предложения отказываться не буду, раз уж это Вам не в тягость. Священническая жизнь научила меня с благодарностью и смирением принимать любую милостыню.
Созидание церковной общины
- У нас в храме – Священномученика Георгия в Одинцове есть хорошая практика - «Тетрадь взаимопомощи». Люди записывают свои нужды – самые разные, например, после операции нужна помощь в покупке продуктов, уборке квартиры, или нужен человек, который бы посидел с больной пенсионеркой. А кто-то смотрит и думает: здесь могу принести добро, звонит по телефону и предлагает свою помощь. «Тетрадь взаимопомощи» (с именами, контактами) лежит на видном месте, рядом со свечным ящиком.
- Полезно сделать доску объявлений. Каждый прихожанин имеет какую-то профессию, умение или навык, посредством которой он может быть полезен для других. И я видел на некоторых приходах такие объявления: среди наших прихожан есть врач такой-то специальности. Раз в месяц, в такое-то время он бесплатно принимает и консультирует всех наших прихожан. Один раз я видел, что кто-то в храме предлагал услуги компьютерного мастера – бесплатно в помощь своим братьям и сестрам. А иногда, бывает, человек имеющий машину, начинает подвозить в храм и обратно старых или больных прихожан. Через всё это мы проявляем любовь друг к другу. С другой стороны, и люди, которые ездят на машине такого брата, должны быть чуткими, задумываясь: не напрягает ли это слишком брата? Если кто помог нам в чём-то, надо с усердием молиться за него.
- Большая сложность у священников – отсутствие обратной связи с прихожанами. Все руку целуют и мало кто решится поправить, сделать замечание, обличить. Недовольные просто уходят и причина их ухода неизвестна. Но священников мало, текучка присутствует почти всегда, одни ушли – другие пришли и священник остаётся в неведении обиды человека. Можно сделать подобие почтового ящика: для обращений к настоятелю и клирикам.
- Если у священника остается много времени – значит, где-то что-то кто-то не дорабатывает. Просто невозможно заниматься еще какой-то деятельностью серьезно.
- Священник может многих людей соединить и объединить. Отец Николай Беляев (†2021) создал «Иоанновскую семью», приход, состоящий из более более, чем 30 тематических общин, осуществляющих социальное служение по многим направлениям, от молитвенных до юридической и похоронной. У приходящего к нему человека он узнавал сферу его интересов и компетенции и приглашал войти в одну из общин.
- Внебогослужебная деятельность: совместные паломничества (в т.ч. пешие), сестричества. Важно, чтобы это было не просто развлечение.
Речь
- Полезно использовать пословицы и поговорки. Некоторые священники используют стихи в своих беседах.
- В алтаре лучше говорить шёпотом; в известном нам храме в алтаре принято изъясняться только знаками.
Епитимья
- Прот. Иоанн Миронов. В каких случаях епитимья все-таки необходима? — Тогда, когда человек уже давно живет церковной жизнью, но тяжко грешить продолжает. Он знает, что это — грех, и тем не менее не оставляет его. Иной раз пришедший ко мне на исповедь человек даже просит: «Батюшка, назначьте мне 100 поклонов, мне никак не справиться с собой». И я благословляю ему такой подвиг.
- Это ошибка, если священник принимает исповедь, где присутствуют смертные грехи, слишком легко. Часто случается, к примеру, следующее. Женщина исповедовала грех аборта, но не получила епитимии. И вскоре совесть с новой силой начинает ее «давить». Она вновь и вновь повторяет этот грех на последующих исповедях, не обретая мира. Почему? Смертные грехи — это «онкология», требующая «химиотерапии». Для подлинного исцеления нужно потрудиться. Обычно я в подобной ситуации предлагаю читать небольшую покаянную молитву за совершенные аборты, параллельно — в течение какого-то количества дней — совершать ежедневно поклоны с молитвой о помиловании себя и второй половины, от которой был ребенок (чтобы Господь и его привел к покаянию), и о упокоении нерожденных детей. А еще, может, — пойти в клинику и там подежурить волонтером, чтобы помочь кому-то избежать этого жуткого шага. Можно распространять фильмы против абортов, литературу. Можно просто ходить по вечерам в детский хоспис и читать детям на ночь сказки. И вот тогда, в такой работе и обретется подлинное исцеление и освобождение. Кстати, эта работа как раз и будет свидетельством искренности раскаяния.
Молитва
Один священник приехал к старцу и услышал от него: «Пора тебе начинать молиться». Священник удивился, «я уже 20 лет молюсь перед престолом, что же имеет в виду старец?». А потом понял - речь шла об умном делании, молитве Иисусовой.
Рекомендуем труды Н.М. Новикова, имеющего более чем 40-летний опыт умного делания и обобщивший опыт святых отцов-исихастов.
Церковное богослужение
- Проводить занятия по изучению богослужения. Подробно рассматривать и переводить службы.
- Наличие в богослужении утомительного перечня имен при поминовении живых и умерших и другого словесного балласта — это не только бесплодная потеря времени, но и явный вред для всех молящихся. архиеп. Михаил Мудьюгин
- Проповедь на Литургии именно после Евангелия была особенно важно в древности, когда разделение Литургии на две части – Литургию оглашенных и Литургию верных - было не таким формальным, как сейчас, и на второй части не могли присутствовать некрещёные и отлученные от причастия.
Семья священника
- Приходилось слышать об одном епископе, который просил кандидатов на священство приходить к нему на беседу вместе с молодыми матушками. В случае, если в жене будущего священника угадывалась натура цельная, твердая и простая, владыка рукополагал ставленника, пусть даже тот был «слабоват». Если же сам ставленник был умен и энергичен, но в жене его заметен был нравственный изъян (кокетливость, болтливость, несерьезность), рукоположение откладывалось на неопределенный срок.
Церковный этикет
- Дурным тоном является называть самого себя отцом, батюшкой. Только иереем, священником.
Комментировать