Акклама́ция (лат. acclamatio, греч. ἡ προσφώνησις, τὸ ἐπιφώνημα – восклицание, возглашение) – словесная (выраженная в тексте или нет) или словесно-мелодическая формула, которая пропевается хором и/или народом в ответ на возглас, благословение, обращение или литургическое действие священнослужителя.
Аккламации довольно часто встречаются в Античности, например, возглас «Io triumphe!» («Да здравствует победа!») – возглашался народом и войском, после возвращения последнего с триумфом и победой из военного похода. Другой пример – «Bene et praeclare» («Отлично и ясно»), «Belle et festive» («Изящно и остроумно»), «Non potest melius» («Нельзя лучше») – возгласы во время публичных выступлений, служащие для одобрения и признания ораторского искусства выступающего.
Большая часть из них представлена в виде респонсория, то есть в виде ответной аккламации (в церковной литургической практике большинство аккламаций являются респонсориями).
Также существовали аккламации для театральных и цирковых выступлений, аккламации в Колизее и пр. Во время бракосочетаний было принято использовать возгласы, которые имели литургический характер: Io Hymen hymenaee! (Ура Гименею и свадьбе!) или Talassio! – так как Гименей был греческим богом свадьбы, в то время как Талассий его римским аналогом.
Также существовала традиция выражения недовольства через аккламацию (acclamatio adversa), которая зародилась в римском сенате. Как правило, через аккламацию выражалось одобрение или неодобрение тех или иных законов и постановлений. В конечном итоге, аккламации стали частью процессуальной практики римского законодательства, так 1 ноября 331 года св. имп. Константин Великий принимает указ, разрешающий городскому населению выражать одобрение или неодобрение действиям наместникам провинций, во время осуществления ими правосудия. Таким образом, норма, зародившаяся в сенате, становится достоянием и политическим инструментом широких масс.
Примеры аккламаций встречаются и в Ветхом Завете, то есть в иудейской культуре («Аллилуия», «Аминь», «Осанна»).
Аккламация в христианстве
Аккламация являлась довольно распространённой античной практикой, а также присутствовала в Ветхом Завете и в литургической практике синагог эллинистического периода. Ранняя Церковь тоже использовала эту литургическую форму (не только через заимствование, но и через сочинение собственных аккламационных формул).
Так ранняя Церковь уже знала ветхозаветные аккламации:
- «Аллилуия» (евр. הַלְלוּ־יׇהּ «Восхваляйте Господа!») – аккламация возглашалась певцом с призывом к народу воздать славу Богу (примеры: Пс.117:1; 135:1,3; 148:1-4).
- «Аминь» (евр. אָמֵן «Истинно так! Воистину!» или «Да будет так!») – аккламационная формула для подтверждения сказанного. В Септуагинте в большинстве случаев передается греч. словом γένοιτο, в Новом Завете – прямой греч. калькой ἀμήν с иврита. Употребляется крайне широко и именно в таком виде и входит в литургическую практику Церкви.
- «Осанна» (греч. ὡσαννά, произв. от ивр. הושיעה נא «о, спаси же!») – восклицание первоначально просительного («спаси! помоги!») или впоследствии хвалебного («слава! хвала!») характера. Ср. в Мф.21:9 «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!»
Также ранняя Церковь использовала аккламации из литургической практики античных эллинистических синагог:
- «Един Бог» (греч. «Εἷς Θεός») – эта фраза встречается в Мк.10:18, Рим.3:30. Эти возгласом подчеркивается идея монотеизма и особого положения Бога относительно творения.
- «Анафема» (греч. «ἀνάθεμα») – провозглашение отлучения от Церкви, со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Анафема» является великим отлучением, то есть подразумевает полный отказ от согрешившего члена общины, в то время как малое отлучение (ἀφορισμός) обычно обозначает временный запрет на участие в Таинствах или, например, временный запрет в служении. В иудейской синагогальной традиции «анафема» (иногда можно встретить иное слово – חרם (herem) использовалось в качестве инструмента дисциплинарного взыскания с тех, кто планомерно нарушал ритуальной распорядок жизни синагоги1.
- «Во веки» (греч. εἰς αἰῶνα) – возглас, служащий утверждением продолжительности того, о чем говорилось в ранее прозвучавшем тексте.
Собственно христианские по происхождению новозаветные аккламации:
- «Господь Иисус [Христос]» (греч. «Κύριος ̓Ιησοῦς [Χριστός]») – эта мысль встречается в Рим.10:9; 1Кор.12:3; Флп.2:11) – возглас подтверждающий божественную природу Господа Иисуса Христа.
- «Маранафа» (греч. Μαραναθά, слившаяся в одно слово из первонач. μαρὰν ἀθά транскрипция арам. выражения מרנא אתה «Наш Господь пришёл», либо, что более вероятно, «Приди, наш Господь!») – встречается в 1Кор.16:22, возглас используется совместно с аккламацией «анафема», чтобы подчеркнуть с одной стороны скорое пришествие Христа, то есть общее эсхатологическое ожидание, а с другой стороны для того, чтобы подчеркнуть неминуемость наказания для нераскаявшегося грешника.
Позже литургическая традиция христианства пополнялась многими новыми аккламационными формулами. Некоторые из них едины для церквей и Запада, и Востока, другие же существуют лишь в рамках славянского и византийского обряда.
К первым можно отнести:
- «Господи помилуй» (греч. «Κύριε, ἐλέησον»);
- «И духови твоему», «И со духом твоим» (греч. Καὶ τῷ πνεύματί σου, Καὶ μετὰ τοῦ πνεύματός σου, лат. Et cum spiritu tuo);
- «Имамы ко Господу» (греч. Ἔχομεν πρὸς τὸν Κύριον, лат. Habemus ad Dominum);
- «Достойно и праведно» (греч. Ἄξιον καὶ δίκαιον, лат. Dignum et iustum est);
- «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (греч. Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος Κύριος Σαβαώθ̇; лат. Sanctus, Sanctus, Sanctus Deus Sabaoth);
- «Аксиос» (греч. Ἄξιος, лат. Dignus est – Достоин).
Для византийского обряда характерны следующие аккламации:
- «Милость мира» (греч. Ἕλεον εἰρήνης...);
- «Тебе поем» (т.е. «Тебя воспеваем…», греч. Σὲ ὑμνοῦμεν...);
- «И всех и вся» (греч. Καὶ πάντων καὶ πασῶν – [Помяни, Господи,] и всех [мужчин], и всех [женщин]);
- «Повели» / «Повелите» / «Восстаните» (греч. Κέλευσον! / Κελεύσατε!)
- «Многая лета» (греч. πολυχρόνιον)2.
Церковная литургическая практика также знает свои примеры acclamatio adversa, то есть выражения неодобрения. Так, возглас «аксиос» исполняемый при рукоположении кандидата в диаконы или священники и означающий одобрение этого кандидата, в редких случаях заменяется церковным народом на «анаксиос» (греч. ἀνάξιος – недостоин).
49 глава Типикона:
Когда же говорит диакон: «Рцем вси..» эти слова не предлагают помнить ни о чем другом, но только о том, чтобы всем вместе молиться, не клиру только одному, но и ВСЕМ НАХОДЯЩИМСЯ в церкви. Потом скажет диакон: «И от всея души, и от всего помышления нашего рцем..» Но что таким образом рцем? Ничего другого кроме этой общей молитвы: «Господи, помилуй». Об этой святой молитве священный Златоуст пишет к коринфяном, в 18 нравоучении: «Ибо о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – молитву, исполненную милосердия», то есть, «Господи, помилуй». Для этого в служебниках пишется, что люди говорят то, или другое, на нихже местах написася. В Святой же Восточной Церкви не иначе делается, но так как написано. Где написано, что говорят люди, то ВСЕ ВМЕСТЕ, ТЕ КТО НАХОДЯТСЯ В ЦЕРКВИ, говорят или «Господи, помилуй», или «Подай, Господи», или «И со духом твоим», или «Отче наш». Если у нас так и не делается, однако следует исполнять. Потому, как сказано выше, когда скажет диакон «Миром Господу помолимся..» или «Рцем вси..», тогда ВСЕМ следует и отвечать: «Господи, помилуй». Если бы одному клиру говорилось отвечать, то бы не написали, что говорят люди. Также и святой священный Златоуст в том же нравоучении снова говорит: «Во время самых страшных Тайн, приветствует иерей людей: «Мир вам». Приветствуют и люди иерея, говоря: «И духови твоему». Это значит ничто другое, как то, что те благодарения тоже общие, потому что НЕ ОН ОДИН благодарит, но и ВСЕ люди. Получает сперва ответ от них, а затем согласившимся что достойно и праведно сие бывает, тогда начинает благодарения. И что удивительного, если вместе со священником взывает и народ, когда он возносит эти священные песни совокупно с самими херувимами и горними силами? Все же это было сказано, чтобы каждый из подначальных бодрствовал в этом поучении, чтобы мы знали, что мы все одно тело, такое имея отличие друг от друга, как один член от другого. И не все на священников возложим, но и сами как об общем теле, о Церкви всей, так да заботимся».
Примеры использования аккламации в целях выражения неодобрения в христианстве
История древней Церкви и современности знает несколько прецедентов исполнения «анаксиос» вместо «аксиос»:
- Поставление Демофила Патриархом Констанстинопольским (370 год)3
- Снятие облачения при извержении из сана Патриарха Игнатия (858 год)4;
- Возведение иеродиакона Игнатия (Тарасова) во иеромонаха в Санкт-Петербургской духовной академии (апрель 2000 года)5. 2 марта 2021 года он, но уже будучи в епископском сане, будет запрещен в служении решением Высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви.
- Возведение в сан архимандрита иеромонаха Владимира Ракка в Токмакском монастыре преп. Амвросия Оптинского (Запорожье) в мае 2013 года6.
Примечания
1 Jacob Voorsanger, Kaufmann Kohler. Anathema (Greek 'Aνάθημα; Hebrew ; Aramaic )
2 По мат. ст. «Аккламация» Православной энциклопедии.
3 Блаженный Феодорит Кирский. Церковная история.
4 Православная Энциклопедия. Игнатий.
5 Собрание студентов Санкт-Петербургских духовных школ от 17 мая 2000 г. Студенты проявляют церковное сознание.
6 Валерий Отставных. Архимандриту кричали «Не достоин», но архиерей не стал слушать народ и возвел ставленника архимандритом.
Литература по теме
- Аккламации Анафоры свящ. Вадим Коржевский
Комментировать