«У вас попы на Мерседесах ездят, а старухи на паперти побираются», «У вас в храмах все за деньги», «У вас в храмах хамят и грубят», «У вас священники какие-то не духовные, нам бы к старцу на прием». Эти и многие другие претензии нередко приходится слышать священникам и церковным работникам. Не рассматривая каждую претензию в отдельности, попробуем дать ответы на них.
- В церковь ходят не к священникам, а к Богу.
Это, пожалуй, самый очевидный и часто высказываемый аргумент. Его не раз слышали те, кому не нравятся «жадные попы и злые старухи». И все же стоит повториться. Храм – это место особого присутствия Божия. Бог, несомненно, Вездесущ, обращаться к Нему можно в любом месте, и нет причин сомневаться в том, что Бог слышит такие молитвы. Но жизнь православного христианина непременно должна включать в себя не только домашнюю, но и совместную с другими христианами молитву. К такой молитве призывает Господь Иисус Христос: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.18:20). Именно храм был, есть и будет тем самым местом, где совершаются богослужения, где можно приступить к церковным Таинствам. Исповедь, причастие, крещение, венчание – все это никак не зависит от личностных качеств священника, совершителем Таинств является Бог. От приступающего к Таинствам требуется вера в Бога, а не уверенность в безусловной праведности, святости священнодейстующего священника. Но именно с этим и возникает проблема, когда человек, не веря «жадным попам и злым старухам», не хочет идти в храм. Вера, может и есть, а участия в Таинствах нет. «Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Всё это оболочка, а сущность Церкви — благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле», - пишет архимандрит Рафаил Карелин. Не ходя в храм, человек добровольно лишает себя той самой благодати, которая могла бы вести его в Царство Небесное. Теми путями, что ведомы только Богу.
- На Страшном Суде поведением других людей будет не оправдаться.
Каждый человек отвечает перед Богом исключительно за свои грехи. Нежелание ходить в храм не должно оправдываться чужими грехами или поведением других людей. Конечно, случаются ситуации, когда человек поставлен в очень стесненные и затруднительные обстоятельства и грехи других людей сильно влияют на жизнь. Но и в этом случае есть выбор грешить или нет. И уж точно, к таким ситуациям не относится обида или недовольство священнослужителями или церковными работниками. Сознательное уклонение от участия в церковной жизни не может быть оправдано перед Богом чьим-то неугодным поведением.
- Церковь - больница.
Людей безгрешных не существует. Грех – это проявление нравственной болезни, которая требует лечения. Проф. Осипов пишет: «Церковь - это не дом отдыха, а больница, в которой страдающий духовными недугами (по словам аввы Дорофея, их три основных: славолюбие, сребролюбие, сластолюбие) может получить соответствующие рекомендации и лекарства». Церковь – это общество спасающихся и жаждущих спасения, а не уже спасенных. Сам Господь Иисус Христос говорил, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные и Он пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк.2:17). Поэтому не удивительно встретить в храме человека, в той или иной степени подверженного страстям. Плохо, когда они выплескиваются на других людей. Но от этого, увы, никто не застрахован. Конфликтная ситуация может произойти не только в храме, но и на улице, в общественном транспорте, в каком-либо учреждении, больнице, школе и т.д. В отличие от многих других общественных мест, храм – то место, где человек, осознающий себя грешником, желает получить исцеление от своих грехов. И получает, если прилагает усилия. В том числе постепенно исцеляется от гордыни, проявлением которой является видение в чужом глазу сучка, при наличии в своем бревна. Господь, исцеляющий всех, обращается ко всем со словами: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк.6:41-42). Итак, в духовной лечебнице каждому стоит заняться лечением своих болезней, а стоя в очереди к Врачу, не тыкать пальцем в такого же больного, каким являешься сам.
- Откуда взяться другим священникам?
Священник, несмотря на высокое призвание – обычный человек. Он, также как и другие люди, имеет свои плюсы и минусы. Нет никакой особой группы людей, избранных от остальных, содержащихся в «стерильных» духовных условиях, из среды которых поставляются священники. Священник – это всегда бывший прихожанин, член общины, не по личным своим заслугам избранный на служение, а по милости Божией принявший священный сан. При этом у священника могут быть разные таланты, которые приходят на пользу его служению. Но при всех своих талантах и призвании, священник – обычный по всем меркам человек. И относиться к его талантам надо с радостью, а к немощам – с пониманием.
- Не нравится батюшка? Голосуйте ногами – идите в другой храм.
Не может быть такого, что все священники – плохие. Если такое «случилось», то это весомый повод заглянуть глубже в себя, потому, что, скорее всего проблема не в священниках.
Хотя и редко, но случается, что отношения прихожанина с батюшкой не складываются. Причины могут быть разные. Как правило, это просто человеческий фактор. Священник – тоже человек, нравиться абсолютно всем он не может. Логика работает в обе стороны – прихожанин тоже может иметь свои «несовместимые особенности».
Чаще бывает, что человеку не нравится, например, как священник ведет службу – торопится или, наоборот, служит очень медленно, как и какие говорит проповеди, как исповедует, как общается с прихожанами. То есть человек полагает, и порой не без оснований, что имеет место «профессиональное несоответствие».
Если все же такое случилось – возникли разногласия и недопонимание, или просто не нравится священник, то это вовсе не повод прекратить посещать храм. Вспомним аналогию с больницей. Если не нравится врач и пациент сомневается в его профессиональной компетенции, то он, без всякого сомнения, пойдет искать другого врача. Ведь никто не хочет подвергать риску собственное здоровье. Никому в голову не придет отказаться от лечения и засесть дома с прогрессирующей болезнью, ссылаясь на то, что все врачи бездари и лечить не умеют. Найти хорошего врача порой бывает сложно. А найдя, мало кто обращает принципиальное внимание на человеческие качества доктора, главное, чтобы вылечил.
Также сложно бывает найти и хорошего духовника, который бы нравился во всем, и при этом соответствовал званию духовника. Нужно понимать, что священник – это своего рода духовный врач, и главное в общении с ним – вовсе не его человеческие качества, а «правильное лечение» - духовное руководство и наставление. Искать такого батюшку, если есть необходимость, можно по разным храмам. Не нравится в одном – надо идти в другой, там не понравилось – в третий. Если уж и там не понравилось, то значит надо остановиться и переосмыслить происходящее, заглянув глубже в себя. Хуже, когда нет выбора и храм в населенном пункте один, и служит там один священник. В этом случае придется проявить смирение, и с благоговением приступать к Таинствам, совершаемым священником, памятуя о том, что это не зависит от личностных качеств батюшки. Вода, как известно, камень точит. Также и готовность смирить свое недовольство творит чудеса, потому как в храм идут к Богу, а не к священнику. Награда от Бога за терпение и смирение может быть неожиданной и необычной. Не говоря уже о награде в Вечности.
- Вы достигли такого состояния, что без наставлений святого старца не можете духовно расти? А сможете ли у него окормляться?
Если так, то это прекрасно! Но в таком случае вам вряд ли мешают в храме «жадные попы и злые старухи». Вы достигли высокой степени духовности, весьма смиренны и чужие страсти вас не беспокоят. На любую грубость отвечаете с любовью и готовы подставить другую щеку. Но, увы, нет вокруг живого примера, взирая на который, хочется еще больше усилить духовные подвиги, поститься строже, молиться чаще и больше, да и вообще уйти подальше от людей, чтобы не искушали ничем. Поэтому надо искать подвижника, старца, имеющего несравненно больший опыт действительной духовной жизни, который может и подсказать, и научить. Так поступали многие подвижники благочестия, святые, о которых мы читаем в древних патериках. Вспомним хотя бы преподобного авву Зосиму, который желал найти опытного духовного наставника, чтобы учиться у него, и нашел в заиорданской пустыне преподобную Марию Египетскую.
Итак, если в этом описании вы узнали себя, то смело закрывайте публикацию, ничего нового для себя Вы не почерпнете. Если же нет, то самое время обратить внимание на приходского священника. Да, возможно, он не старец, не святой, в пустынях не подвизался, в затвор не уходил. Но он есть тут и сейчас. Настоящих старцев, а не тех, кто играет такую роль, совсем не много. А тех, кто при этом общается не только с братией монастыря (или находится в затворе), но и с людьми, приходящими за духовными советами, и вовсе можно по пальцам посчитать. Готовы ли вы ехать на другой конец страны или хотя бы за пару сотен километров за духовным советом? Причем делать это регулярно. Готовы ли вы исполнять в точности все благословения старца, если даже они покажутся вам трудновыполнимыми или вовсе невыполнимыми, а может даже странными? Готовы ли вы услышать от старца отказ быть его духовным чадом? Такое ведь тоже может случиться и это вовсе не редкость. Если нет, то отбросьте все сомнения и недовольство, ваш духовный наставник – в ближайшем храме. У него хватит опыта и знаний, чтобы ответить на большинство ваших вопросов, и духовно расти вы будете на столько, насколько хватит вашего личного усердия. Прикоснуться к святоотеческой мудрости можно через творения святых отцов. Изучение этого богатейшего наследия Церкви может занять всю жизнь, и каждый раз будут открываться новые горизонты и новые пути, которые ведут в Царство Небесное, что есть первостепенная задача для христианина.