Array ( [rmcookie] => S:-EpoTon33lp79iZJiO1IHMNpaFafw69yjsOntgex6RrbTSG54Kx2LCk10xCuKiHDsHsHwMy3Oape4rQmAtNvBtDdSKNvTZEe5vuJbtyfK-wBA1pKTjkGYBOGt5BaSYHRPcVl2qM-U1aaatSOWhtJHnzFAH5ZUtRudSaQAU97lOim1On5YFC6lL8lQWxIHkwLBfZ-rLmO4Y03sm3RLeth5sJFUD_kZFtGFCcTwbSatYcpnxn24w61ZecnZtXHG_U5KV5kVRxerk0hFco65Wjh1ciV38Wr1EkgJTlhzyJeBOg6bIKCPPt0e7rGB0K_mlylCunjwykD0JHkZ4rD-bxXtlYsN_w9d4BEBear-7s6Kd7eXbSBud3vZdFWrZxRqRe0AmlWsKv-eMiuaxg6EPrGCU5-X4-uiZTJAs69rW-GS4isSWsmRJHbVdRKl87QOt_IdpCg6z72Yzen7K_L19jo-KZtyFcdVFkdAccn3OY6NQW5MwSgL6pjAzNZdRO8-Cdwthok6pq8AfLcWdEtifWRsVK2Irw27hBNdEvrhdnxcsXbAL5Rez3smRfM6L9tmRUWfI1tlZI52qXfn0COfSIgBEjES8ayC3KYy6J-oRA8xqxxiyghLOOvxPjzgXreScmj5MykU7NVMNRG88jU8OTh3WFHa4u5 [otrid] => S:qtsd4hLLjXixbftq3jK0czAaykVOuJro7G5-cGElJ4DJ3PiNHTp4YuHuqbPd7CIQ8i7TTk9EC8dn7deQFTAzJ4cPLNya5BPWWa23TyJNTVJnvIctQYxzmQTmgGeZkboqPbkIUD2Tg3GkUuaxyUdYtuZv8U8k7JZLklfwunNlbhT8xHABN52a42oz9zU1TsHbnzn_HJaRpEqahKs6tAwSZGzsc2tBk_IdSFE= [_gcl_au] => 1.1.65155676.1713861333 [_ym_uid] => 170635295850437038 [_ym_d] => 1713861333 )

Ожесточение

Литература по теме

Ожесточе́ние  —

1) чувство злобы, ненависти, вражды;
2) нежелание человека слушать Бога и исполнять Его волю (ожесточение сердца).

Книги Ветхого и Нового Заветов предоставляют нам множество примеров ожесточения людей или народов.

Достаточно часто в текстах Писания слово «ожесточение» сближается по смыслу с понятием «ожесточенность», «озлобленность», «жестокость». В этих случаях оно указывает на устойчивое греховное качество человеческой личности, греховную страсть или порок.

Жестокие, озлобленные люди противопоставляются в Библии тем, кто исполнен любви и милосердия (Притч.11:17). Поскольку в основе правильных отношений между человеком и Богом, человеком и ближним должна лежать любовь, и это требование напрямую связывается со спасением (Лк.10:27), постольку понятно, что жестокость служит серьёзным препятствием на пути к Богу, Который есть Любовь (1Ин.4:8) и Его Царству, которое есть Царство Любви.

Другое звучание слово «ожесточение» приобретает тогда, когда речь идёт об ожесточении человека (группы людей) в отношении конкретного лица, общества, народа, воспринимаемого им (ею) в качестве соперника, противника или врага. В зависимости от контекста, в котором используется это слово, обозначаемое им состояние может интерпретироваться по-разному.

Например, Писание сообщает об ожесточении язычников по отношению к еврейскому народу (Нав.11:20). Как известно, язычники не желали уступать место  Израилю в земле Обетованной, которую они считали своей, и даже не желали иметь евреев своими соседями. С одной стороны, их реакция может показаться естественной, справедливой. Именно так она нередко характеризуется противниками Библии и Бога. С другой стороны, сопротивление язычников Израилю противоречило замыслу Божьему, и, следовательно, должно оцениваться не иначе как богопротивная попытка воспрепятствовать реализации воли Божьей. Опять же, понятие «ожесточение» иногда прилагалось и к самому Израилю, как к отступившему от условий Завета, от Бога (4Цар.17:14).

Других оценок заслуживают люди, вступавшие в ожесточенные сражения с врагами веры (свв. Александр Невский, Димитрий Донской и др.). Правда и применительно к защитникам веры слово ожесточенность может иметь негативный окрас (положим, если дело касается богопротивного религиозного радикализма).

Как верно понимать слова «Господь ожесточил сердце фараона»?

В ряде случаев даже о Боге говорится как об Источнике ожесточения, например, что Он ожесточил сердце фараона (Исх.9:12; 10:20; 10:27; 14:18). Это выражение нельзя понимать таким образом, будто Бог сделал из доброго фараона жестокого. Сердце правителя ожесточилось потому, что он не желал соглашаться с Божественным замыслом о выведении Израильского народа из Египта, и упорствовал. Не соглашаясь с Богом, но и не имея возможности Ему воспрепятствовать, он, будучи жестоким, встретил серьёзный повод к обнаружению своей жестокости — ожесточился. Поскольку этот повод был связан с Божественным Провидением, постольку и говорится, что его ожесточил Бог.

Это подтверждает и то, что выше по тексту несколько раз говорится о самостоятельном ожесточении сердца фараона (Исх.7:13; 8:32; 9:7; 9:35).

Современный литературный перевод так излагает этот библейский фрагмент:  Но Господь попустил фараону коснеть в своем упрямстве, и он не хотел слушать Моисея и Аарона, как и было то сказано Господом Моисею.

Цитаты об ожесточении

«Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх.8:19; 9:27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог».
проф. А.П. Лопухин

«Слово ожесточает не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости».
свт. Феофан Затворник

«Бог ожесточил сердце фараона уже тем, что послал Моисея просить об освобождении Своего народа. Этим Он вызвал его жестокость. Это аналогично тому, как прийти к злодею и попросить его вернуть часть награбленного имущества. Не сложно представить его реакцию…»
К. Борисов

«Болезнью сердца является ожесточение и окаменение. Не принимая благодать Христову, изменяющую все, сердце пребывает в ожесточении».
митрополит Иерофей (Влахос)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka