Array ( [_gcl_au] => 1.1.829240620.1708666804 [_ga] => GA1.2.988659006.1708666804 [_ym_uid] => 1708666804359258774 [_ym_d] => 1708666804 [PHPSESSID] => 5f1295cd3b8d3083848145a1ae3dded8 [rmcookie] => S:z2MTLza6Cv8e8uumGH-IXQb2m9kOaaYVujJy0gEcf7dcbGr4lbtfpEofQ5AZYbsgvQwjBgW4-wS2IkNk2PlHHRW2-5XqGgd0FTvmSup6Gt44JGppa1Zp0N5e-ipyyAH_PdjQ4aBxfSpQqTVnv-85amncj9Q8LADhtaIYGlc7cBftkgzNQCwWFlA4fSVjml2fXEAi8ZGFMNwN-hhjCaNqTZXqeEDs5uYJANKs2hmrTNeXs3XC65mXYUKjwPkkIB6yeyYZ-acGJBAutPRKRiXt-MuvcsvjjsEsW1Ek24MZOpRTCusknStQXCg0Li9-1qVeY0rPBlXwqnh7Tv_ghbYyqfLVxkqpiebfG8SrZbqvGumjx5E15gbkiZjT0q7NAJOlUU8id17ZsnpUZVTqb71SrV7U2vsrenkR6ZtSZGj3SRgP5l4OPBkoSNptdURhu76lycYkSL-cbOHDumEVv5t5EJezTj6scQzcM0RkD_xgV1PGHGjEljFMIWhQ-nMflIGpSnkwlJDkFv1PSnM1WwjX0MoLvefF8rMGdUyXp_Fj14IlwASBFaaStkx4yjW3K_CUgWIUwphdGd16EOa3fUmWzEbUyf9Mu1me82ZH2CZL5KLuCUkvmkNfRNKGcz_LywtXjou2KsTOWL8JeyGf4hTRibp5Qwwfvt4r27eEKO73Wo66QWf5v6zLRVEEZCLPYzv37EzP0mNJVUzo-EHaLnH5zlcEA6KGUGIdMcD2iP_-uROQelMd [otrid] => S:XnsgrP-rWFWWj6E97Wv7KvouxPDnj4bwcK3-xlAjEfvUasE0u0_ly2uS9VIKGYNvYeAGmFyA8CdOFuBY7L-4XAwEMHyoVwkO-dv69k01yu_P-Wt2Jtm6TK4kj1pW-nNhJh0pqDMIq1suJBKatzfqn_HzJXFTS8B1fELGOwFnLPCPA8Je7gYVpL06VsOH9eKB70OTxwtsJXyMbNfHbD9wOazyOBNcttW8uVk= [DeRikUAuaxN] => @52z0rnQ*Oh7o]3 [PYvBfeGSUVaqEZl] => ki7RsgAOM1SZN [miKnqAlO_ag] => 7.NYu0[vO@DA [_gid] => GA1.2.832292193.1713959572 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [_ym_visorc] => b [_ym_isad] => 2 )

Мечты, мечтательность

Литература по теме

Мечты́ — с аскетической точки зрения — плод игры воображения или особого рода воздействия на душу демонических сил. Мечтательность — склонность к мечтаниям, к воображению; устремленность к созерцанию «духовных» образов и картин.

Способствует ли мечтательность правильному осуществлению духовной жизни?

Мечтательность, как форма чрезмерной расположенности христианина к воображению духовных образов и картин, в целом не только не полезна для духовного преуспеяния, но и опасна. Ибо мечтания могут способствовать формированию ложного отношения христианина как по отношению к себе, так и по отношению к своим ближним, к представителям мира духов, наконец, к Самому Богу.

В своё время получила развитие так называемая ересь массалиан, последователи которой считали, что признаком высокого уровня духовности человека является его способность к чувствованию духовного и созерцаниям. Каким именно способом они достигали способности чувственно ощущать и видеть «духовное», сказать сложно. Вероятно, часть такого рода видений и ощущений можно отнести к галлюцинациям, как следствию состояния, связанного с нездоровыми «молитвенными» практиками, а часть — к последствиям демонических воздействий. Эти еретики полагали, что душа должна ощущать такое общение с небесным женихом, какое испытывает жена при общении с мужем, и ведь «ощущали» же. Также они верили, что «духовным» по плечу видеть благодать, грех внутри и вовне. Ясно, что такого рода мечтания пагубно отражались на адептах.

Частных примеров, когда мечтательность способствовала уклонению подвижников в разного рода заблуждения, разрыву их отношений с монашеской братией, уходу из монастыря, отпадению от веры, от Бога, в аскетической литературе немало. Со склонностью христианина к чрезмерным мечтаниям (в области духовной жизни) нужно бороться. Средствами борьбы могут служить: покаянное настроение, молитвенное делание, послушание, откровение помыслов духовно опытному наставнику и следование его рекомендациям, участие в Таинствах Церкви (прежде всего — в Таинствах Покаяния и Евхаристии).

***

В некотором женском монастыре жила при игумении ее племянница, прекрасная собою по наружности и неукоризненного поведения. Все сестры любовались и назидались ее ангеловидностию и необыкновенною скромностью. Она скончалась. Ее похоронили торжественно, в твердой уверенности, что чистая душа ее воспарила в райские обители. Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве, усиливая эту молитву постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей, какой небесной славы удостоилась ее племянница в лике блаженствующих девственниц? Однажды, когда игуменья, в келейной тишине преполовляющейся ночи, стояла на молитве, внезапно расступилась земля под ее ногами и клокочущая огненная лава потекла пред взорами молившейся. Вне себя от испуга, она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть — и видит среди адского пламени свою племянницу. «Боже мой! — отчаянно воскликнула она. — Тебя ли вижу я?» «Да», — со страшным стоном произнесла погибшая. — «За что же это? — с горестью и участием спросила старица. — Я надеялась видеть тебя в райской славе, в ликах ангельских, среди непорочных агниц Христовых, а ты… За что это?» — «Горе мне окаянной! — простонала мучившаяся. — Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени, непрестанно пожирающем, но не уничтожающем меня. Ты хотела видеть меня — и Бог открыл тебе тайну моего положения». — «За что же это?» — снова сквозь слезы спросила игумения. — «За то, — отвечала мучившаяся, — что я в виду вашем казалась девственницею, непорочным ангелом, а на самом деле была не то. Я не осквернила себя плотским грехом, но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела, я не умела сохранить в непорочности мою душу, мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке. По неосторожности моей я питала в себе чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в моих мыслях и мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним, и, понимая, что это грех, совестилась открыться в нем духовнику при исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей святые Ангелы возгнушались мною и оставили меня в руках демонов. И вот теперь я горю в геенском пламени, вечно буду гореть и никогда, никогда не сгорю, нет конца мучению для отверженных небом!» Сказав это, несчастная застонала — застонала, заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении (Святогорца письмо 16-е). «Должно хранить душу и всячески ее блюсти, — говорит святый Макарий, — чтоб она не приобщалась скверным и злым помыслам. Как тело, совокупляясь с другим телом, заражается нечистотою, так и душа растлевается, сочетаясь с скверными и злыми помыслами и согласуясь заодно с ними».

cвт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka