И́го Христо́во —
1) господство Христа над членами Церкви, как её Главы;
2) бремя христианских обязанностей, накладываемых на человека по его вступлении в Церковь.
Почему если под игом, в обычном употреблении этого слова, понимается господство, связанное с угнетением и несением тяжкого бремени, то об иге Христовом говорится, что оно — благо, а о бремени Христовом — что оно — легко?
О том, что иго Христово — благо, и что оно не связано с тяжким угнетением, возвестил Сам Господь: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).
Под игом Христовым святые отцы понимали не только владычество Христа как Главы Церкви, но и евангельское вероучение, и евангельские заповеди, которые, подобно узам, связывают верующих со Христом и друг с другом, как братьев и сестёр по вере, братьев и сестер во Христе.
Под бременем Христовым, в этом отношении, понимается бремя христианского долга. Лёгким оно является прежде всего в сравнении с бременем греха. И это не удивительно, ведь порой на удовлетворение греховных побуждений, греховных страстей и пороков человеку приходится расходовать большую часть своего времени, своих средств и жизненных сил. Освобождение человека от греховной зависимости, при содействии благодати, освобождает его от рабства греху.
Кроме того, легким бремя Христово может называться ещё и потому, что жизнь по Евангелию естественна для человека, тогда как жизнь во грехах противоречит законам человеческого естества. Трудности земной христианской жизни во многом обусловлены именно борьбой со злом и грехом. Сама по себе жизнь в единстве с Богом сулит человеку не тяжкое бремя, но радость, блаженство, мир и покой.
В отличие от ига в мирском понимании, связанного с угнетением, иго Христово накладывается на человека не против его воли. Наоборот христианин принимает его осознанно и свободно, по вере в Бога, по вере во Христа как в своего Спасителя, Искупителя. Опять же, иго Христово всегда направлено на пользу того, кто его принимает, к его вечному счастью и блаженству.
Цитаты об иге Христовом
«Бремя Христово – легкое бремя. Почему? Потому что никто из нас, кого Христос зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами».
митрополит Николай (Ярушевич)
Комментировать