Array ( [_ga] => GA1.2.14046920.1589863797 [_ym_uid] => 1589863798504847581 [wpglobus-language-old] => ru [wpglobus-language] => ru [_ym_d] => 1700719393 [_gcl_au] => 1.1.358679510.1710711225 [_langs] => r [rmcookie] => S:2v4zQfO3veZVLio8c9a0TRJ21CZ59KkGG1zouUWwn6nWnb51vhcQ4jgsAvY8MAXw6rNmEYwS5ma3j2BP_QvboTRdSQCMc8yzlKt7rJq5Flp317TYWT40GanuQGwzE9n46AA4NHXExbFTox11GhocQXCswT7VGaT_QbEHSTLKQFwoTAGhlmsv-jxdGMK-n9FjRo-CuDbSthtKDqs-vn9q-QBdXJc5-06OYdqjUrRuTX3FdmFS6R_4lO2gdHxnlM7kWXdFoxV8bF1T6W_KPZkco6uqT3agAc2zPdn1lsgolh2BzhgFcrQLTlpYAp4kENUMg_6stjeZ8GzWXUnZ0dUYe7nDEOEeakI3OyUccKcJ5r17FuSJ2_MYI00Mu9GSRnMRFLgqxrPHT5HnEw2FrmoFzTlNVHmZn9-MuK0zp9jup35zKaL5FrvZPfdo4pXEWIJ29g_QmrMiA5wlAfss5VZyLsm01zhIDr6cUi5r5i_M-43frxlU7neot0LLDZodC0ymRVyZPi4-evGRSAenMP1DZNDlvy-fEqpNuN7beNTNA1cqFFoLQ0GwtRXEQNoYJFT2_7moVAdxdufhEqmgQZtz-KL9ZpZjBu6P1-T8mzOz7As_khzZE6gDeWakPO5xixYOpDRjpk6nyug7T0P2Ig== [otrid] => S:pqtVQfeGoNzyxP-HicQjnCpgpBXBArSwKdt0MZ8qBPKR8qfV_zgsPsXRjKlC35JJ9n7BExqeqYJ4FBTrWKpfSjZMINKGaCE9H94SxRESDjpTD7EkKW1tUNoQeA3ZurVG0ueqDB3hF7Tv56nmdGCOAxJyYjqPxPTKukPsAUNdGMXitE8emPXOKS2yb9n4s2JZQFjaEkiBYwxZQXrAs3JKr3RUX4aGnMttTsk= [_gid] => GA1.2.339593942.1713761633 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b )

Богооставленность

Литература по теме

Богооста́вленность

1) разлад личностных отношений между человеком и Богом, ощущаемый человеком так, будто Бог отступил от него;
2) скорбное чувство, испытанное Господом Иисусом Христом (по человеческому естеству) на Кресте, в соответствии с Божьим Промыслом (Мф.27:46);
3) кажущееся отступление Бога от человека или общества людей (племени, народа и т. п.), проявляющееся в формальном ослабевании Божественной поддержки (Суд.6:13).

Библейская книга о кажущейся богооставленности — Книга Иова.

bogoostavlennost 1 - Богооставленность

Оставляет ли Бог человека?

Бог никогда полностью не оставляет человека, однако Он может лишить его определенных благодатных даров, определенных форм благодатной поддержки, например, в случае совершения им тех или иных смертных грехов, в качестве наказания или же ради испытания (как это было с праведным Иовом), в педагогических целях. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Бог отвращает лицо Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его. Когда вы простираете, говорит Он, руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои…; потом приводит и причину: ваши руки полны крови (Ис.1:15). Впрочем, это оставление и отвращение лица есть также действие великого по­печения Божия о нас. Он делает это для того, чтобы сильнее привлечь нас к Себе. Так и человек, зараженный страстною любовью, видя невнимание к себе любимого предмета, остав­ляет его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его из души своей, но, желая обратить и привязать его к себе». Святитель обращает внимание на то, что внешние скорби не являются обязательным признаком богооставленности: «Возлюбленный, когда находишься в несчастье, не говори: Бог забыл меня; напротив, – когда ты находишься во грехах и когда все идет у тебя успешно».

Случаи лишения человека, по усмотрению Божию, тех или иных форм благодатной поддержки в результате совершения им тех или иных грехов следует отличать от тех, когда Господь лишь скрывает ее от человека в педагогических целях. Св. Диадох, епископ Фотики, пишет: «Попущение обучительное никак не лишает душу божественного света, бывает же при сем только то, что благодать…скрывает от ума свое присутствие, чтобы горечью бесовской подвигнуть душу со всем страхом и великим смирением взыскать помощи от Бога, испытывая в себе злое действие врага. Так мать дитя свое, бесчинствующее по нехотению подчинятся уставам млекопитания, на краткое время спускает из объятий своих, чтоб оно, убоявшись окружающих его безобразных чужих людей, или зверей каких-либо, в страхе великом и слезах, опять потянулось возвратиться в объятия матери».

Свт. Феофан Затворник также пишет о том, что приписывание себе духовных успехов бывает причиной временного отступления благодати ради научения человека сознанию своей немощи. В том случае, если Бог окончательно оставляет грешника и не дает ему благодати покаяния (ср.: 2Тим.2:25), наступает духовная смерть. Богооставленность является одним из главных аспектов мучений обитателей ада (хотя, конечно же, Бог присутствует и в аду). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Будем страшиться не геенны, а оскорбления Бога, потому что когда Бог, в гневе Своем, отвратится от нас, то это будет тяжелее геенны, хуже всего, страшнее всего».

Цитаты о богооставленности

«Есть четыре главных вида оставления Божия: иное оставление промыслительное, как то было с самим Господом, дабы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, дабы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, дабы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все сии виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия».
преподобный Максим Исповедник

«Мнение об оставлении Богом не только неправильно, но и сопряжено с хулой. Если мы не видим, то этим обличается не несуществование Промысла Божия, но тупость нашего зрения. От этой тупости зрения то спасительное обучение скорбями, которое попускается нам Божественным Промыслом, называем мы – оставлением. Кажется, по попускаемым тебе скорбям и различным затруднениям, надо бы тебе радоваться и утешаться, ибо попускаемые тебе скорби суть свидетельства не только призвания, но и избрания Божия».
свт. Игнатий (Брянчанинов)

«Всякому человеку, подлинно взыскавшему спасения, необходимо пройти чрез опыт богопокинутости. Умеренная степень сего испытания может сопутствовать нам долгие годы во втором этапе духовной жизни христианина, т.е. когда промыслительно он претерпевает ослабление и даже удаление первой благодати. В этом неизбежном ослаблении есть глубокий смысл: дать человеку проявить свою свободу и верность Богу».
архим. Софроний (Сахаров)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka