- Чем религиозно-православная живопись отличается от живописи вообще?
- Существовала ли живопись у древних евреев?
- Каковы истоки христианской живописи?
- Можно ли назвать иконами настенные изображения в римских катакомбах?
- Чем обычная картина, на которой изображен, например, святой, отличается от иконы, где изображен тот же святой?
- Как христианство относится к светской живописи?
Жи́вопись –
1) один из основных видов изобразительного искусства, представляющий собой художественные изображения предметов мира в линиях и красках;
2) произведения этого вида искусства.
Чем религиозно-православная живопись отличается от живописи вообще?
Религиозно-православная живопись представляет собой вид искусства, неразрывно связанный с верой в Бога, Священным Писанием и Преданием Церкви, православно-религиозной жизнью, Таинствами, обрядами, православным символизмом и т.д.
Существовала ли живопись у древних евреев?
В иудейской традиции существовал запрет на изображения Бога. Однако, по воле Божьей, Скиния, а затем и храм Соломонов были украшены рядом священных изображений. Так, на покровах и завесе Скинии специально избранными на то мастерами были изображены херувимы искусной работы (Исх.26:1-31). Говорится в Ветхом Завете и об украшении живописными изображениями стен (Иез.23:14-15), которым симпатизировали некоторые представители Израиля, домов (2Мак.2:30), языческих идолов (Прем.15:4), при этом последние названы «лукавым человеческим изобретением», «бесплодным трудом художников».
Каковы истоки христианской живописи?
Истоки христианской живописи следует искать не в иудейской, а в греко-римской и египетской традициях, где изобразительное и пластическое искусство было широко развито. В какой-то мере христианская икона является преемницей античного погребального изображения, что подтверждает сравнительный анализ раннехристианских икон и т. н. фаюмских портретов – египетских погребальных изображений, найденных археологами в Фаюме и других городах Египта.
Можно ли назвать иконами настенные изображения в римских катакомбах?
Данные изображения, датируемые периодом со II по VI век, можно назвать предтечами икон, но не иконами в современном смысле этого слова. Между тем, поскольку икона, в буквальном значении слова, осмысливается как образ, а эти изображения являют либо образы святых лиц, либо образы значимых для Церкви событий, иконами их назвать можно, условно. Все катакомбные изображения можно разделить на несколько категорий:
1) символы и символические изображения;
2) полусимволические изображения;
3) изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе;
4) картины на христианские сюжеты.
Все эти изображения имеют нравственно-дидактический характер и призваны отразить основные истины христианского вероучения. Большинство изображений выполнено в технике фрески, однако встречаются и мозаики.
Чем обычная картина, на которой изображен, например, святой, отличается от иконы, где изображен тот же святой?
Отличий иконописного творчества от светской религиозной живописи множество, назовем некоторые из них:
- икона теоцентрична (во главе всего Бог), а картина часто бывает антропоцентрична (в центре всего человек);
- персонажи, изображенные на картинах, в отличие от иконописных наделены человеческими эмоциями;
- на картинах присутствует хорошо прорисованный пейзаж, а в иконах он не имеет такого значения;
- художники пытаются подражать действительности, а иконописцы «подражать неподражаемому».
Как христианство относится к светской живописи?
Христианство положительно относится к светской живописи в тех случаях, когда произведения живописи не содержат в себе греха и не подвигают человека на совершение оного, но напротив, воодушевляют его на добро.
Литература по теме
- Раздел «Икона. Церковное искусство»
- «Азбука искусства»
- Живопись и рисование Библейская энциклопедия
- Словарь иконописца
- Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом
- Поствизантийская живопись. Иконы XV–XVIII веков
- О древнехристианской живописи проф. А.П. Голубцов
- История древнерусской живописи В.Д. Сарабьянов, Э.С. Смирнова
- Византийская живопись В.Н. Лазарев
- Памятники живописи древнехристианского периода Н.В. Покровский
- Живопись Церковная свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Византийская живопись и ее подлинная ценность Фотий Кондоглу
- Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс иг. Александр (Федоров)
- История христианского искусства А.М. Миронов
- Фотовикторина. Искусство
Комментировать