Враги человека

Литература по теме

Враги челове́ка

1) диавол и подчиненные ему падшие духи (Мф.13:39);
2) люди, сознательно пребывающие в отношении того или иного человека в состоянии вражды, принципиально настроенные на вражду (2Цар.22:49);
3) люди, формально не расположенные к вражде с тем или иным человеком, но дурно влияющие на него посредством личного примера и увещеваний, препятствующих идти по правильному, богоугодному пути.

vragi chelove ka 1 - Враги человека
Иллюcтpaция Гюcтaвa Дope к издaнию пoэмы Джoнa Мильтoнa «Пoтepянный Рaй» 1866г.

Врагом человека Спаситель назвал дьявола (Мф.13:28). Падшие ангелы, возглавляемые дьяволом, стремятся погубить человека, действуя посредством искушений и (по возможности) внедрения в его сознание греховных помыслов. В случае уловления человека падшими духами он может стать послушным орудием их злокозненных действий, в том числе направленных на уловление в их сети прочих людей.

Несмотря на то, что диавол стремится погубить человека, человек, при содействии Божественной благодати, способен ему противостоять. Более того, в рамках правильно осуществляемой духовной борьбы человек, при помощи Божьей, способен достигать высочайшего уровня духовной стойкости, праведности, святости.

Одно из имен врага человеческого рода, встречающееся в Библии, – сатана́, что в переводе с иврита означает «препятствие» или «противник». По слову Петра Дамаскина, падший ангел «чрез неразумие и гордость лишившись ведения, дарованного Богом, по нужде сделался несмысленным и сам собою не может знать, что должно делать, но смотрит, что делает Бог для спасения нашего, и из этого научается и ухитряется делать подобное к погибели нашей». По слову св. Иоанна Златоуста, он ненавидит Бога, не в состоянии будучи ничего сделать против Него, воюет против нас, созданных по образу Его, думая этим мстить Богу.

Борьба с врагом человека – неотъемлемая часть христианского духовного подвига. Христианская духовная борьба не является бранью против «крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). В этой борьбе человеку помогает Сам Бог.

Как христианину следует относиться к своим врагам из числа людей?

Господь Иисус Христос дал заповедь о любви к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44-45).

На практике это означает не иметь злобы в сердце и быть готовым при необходимости сотворить недоброжелателю милость: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч.25:21). Что касается молитв за врагов и гонителей, они могут произносится и в общем, и за конкретных людей. При этом уровень искренности молитвы может свидетельствовать об уровне духовно-нравственного совершенства молящегося.

В то же время Священное Писание не поощряет таких формблизкого общения с недоброжелателями, которые могут пагубно отразиться на общающемся: «Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими» (Сир.6:13). Требование любви к врагам вовсе не означает необходимости слепого доверия им и сотрудничества с ними: «Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душею твоею и остерегайся его, и будешь пред ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины; не ставь его подле себя, чтобы он, низринув тебя, не стал на твое место; не сажай его по правую сторону себя, чтобы он когда-нибудь не стал домогаться твоего седалища, и ты наконец поймешь слова мои и со скорбью вспомнишь о наставлениях моих. Кто пожалеет об ужаленном заклинателе змей и обо всех, приближающихся к диким зверям? Так и о сближающемся с грешником и приобщающемся грехам его: на время он останется с тобою, но если ты поколеблешься, он не устоит. Устами своими враг усладит [тебя], но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью. Если встретится с тобою несчастье, ты найдешь его там прежде себя, и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу: будет кивать головою и хлопать руками, многое будет шептать, и изменит лицо свое» (Сир.12:10-18). «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании» (Притч.26:24-26).

Следует также различать врагов, стремящихся нанести духовный вред, и тех, кто вредит лишь внешнему благополучию. Прп. Иоанн Дамаскин говорит об этом следующее: «Если кто лишает меня спасения, хорошо разгневаться и возненавидеть, а если огорчает в мирском и доставляет пользу тем, что лишает чего-то вещественного, я скорее буду его любить, чем ненавидеть».

Если Христос заповедал любить врагов, не означает ли это, что нам следует любить сатану и бесов?

Свт. Тихон Задонский трактует слова Христа «люби́те врагов ваших» следующим образом: «Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить. Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть любовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, читатель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повелевает любить: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44)». Что касается демонов, они укоренились во зле, и не желают нам ничего, кроме погибели. Христос, отвечая законнику на вопрос, «какая наибольшая заповедь в законе?», выделил две: о любви к Богу и о любви к ближнему (Мф.22:37-39). И если врага-человека можно соотнести с ближними, то разве можно соотнести с ними демонов и сатану? Итак, нам заповедано любить врагов среди людей, поскольку они не только являются носителями образа Божия, но и имеют возможность покаяться, перестав быть врагами Богу и нам. Заметим, что Церковь Христова открыта для всех людей, в том числе и для врагов каждого из нас в случае их покаяния.

Почему Господь Иисус Христос возвестил, что враги человеку — домашние его (Мф.10:36)?

Собственно, этот тезис был известен человеку с гораздо более древних времён, например, со слов пророка Михея (Мих.7:6). Однако, как в ветхозаветный период, так и в новозаветные времена эти слова, при правильном осмыслении, никогда не воспринимались верующими грубо буквально, в форме безусловного Божественного указания на то, чтобы видеть в лице своих родственников или друзей — непримиримых врагов.

Напротив, как Ветхозаветные, так и Новозаветные Священные Книги свидетельствуют о необходимости любви к своим ближним, призывают оказывать им, по мере необходимости и возможности, посильную поддержку (см: Милосердие).

Скажем, заповедь о почитании отца и матери являлась одним из важнейших Божественных требований, напрямую касавшимся личностных взаимоотношений в семье (Исх.20:12). В ней нет даже и малейшего намёка на уместность какого-либо враждебного отношения сына к родителям и наоборот.

Спаситель же, говоря о братских взаимоотношениях, засвидетельствовал, что даже и беспричинно гневающийся на своего брата подлежит суду (Мф.5:22) (см: Гнев). А, казалось бы, простое, банальное наречение брата «безумным» сулит несправедливому ругателю адский огонь (Мф.5:22). Более того, Новый Завет не только не возводит отношение к домашним, как к врагам, в обязательный принцип, но и учит любить всех своих ближних, включая в это понятие («ближний») самый широкий нравственный смысл (Мф.19:19).

Стало быть, врагами домашние должны признаваться не априори и не огульно, а лишь в особых случаях: тогда, когда они действительно препятствуют человеку жить правильной жизнью, отвлекают или, что хуже, отрывают его от общения с Богом и Его святыми.

Но почему Господь, говоря о врагах, всё же поставил акцент на домашних? — Это связано с тем, что чаще обычного особое влияние на человека оказывают именно домашние, ведь они ему ближе многих других людей, лучше знают его, да и сами, как правило, пользуются большим доверием. Поэтому, если негативное воздействие исходит от домашних, оно, по большей части, бывает гораздо эффективнее и, значит, опаснее, чем воздействие, оказываемое посторонними людьми.

Как научиться любить врагов?

Священник Святослав Шевченко пишет: «Способность любить врагов – «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви Иоанн Богослов в своем послании восклицает: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4:20).

Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов».

Также можно вспомнить совет прп. Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Опыт показывает, что сознательно делая добро человеку, мы постепенно располагаемся к нему, а делая зло – начинаем испытывать недобрые чувства.

Цитаты о врагах человека

«Возможность любви к врагам тотчас становится понятной для нас, когда объясним себе, в чем состоит она и в чем открывается. Она состоит не в том, чтобы не чувствовать наносимого ими вреда и не иметь никакого негодования на их несправедливость, и не в том, чтобы всегда уступать их злобным намерениям, не предпринимать никаких мер к своему защищению от их несправедливых нападений, не требовать удовлетворения за причиненные ими обиды и иметь с ними дружественное общение.
Любовь к врагам состоит в том, чтобы отрицать злобу и неприязнь к ним в своем сердце, иметь к ним уважение как к людям, созданным по образу Божию, и постоянно желать им истинного блага и прежде всего того блага, чтобы они вразумились, покаялись и отложили свои злые свойства, о чем, как мы знаем, христианин обязан даже молить Бога (Рим.12:20; 1Пет.3:9). В этом и состоит истинная любовь к врагам, которая совершенно возможна и вполне обязательна для чистой, верующей души христианина».
протоиерей Николай Стеллецкий

«Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь. Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего».
праведный Иоанн Кронштадтский

«Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное — я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем».
архимандрит Георгий (Шестун)

«Христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которые мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть, чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком. Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: “Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал”. Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, – законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который – пройди он его до конца – заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее».
К. С. Льюис, христианский писатель

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka