Часть VII. О духовной силе сокровенного сердца человека

В чем состоит сила сокровенного сердца человека удобно заключить из его природы, о которой мы сказали выше. Теперь определим ее отношения: к силе плотской, или диавольской; к силе естественной, умной и видимой, или человеческой; к силе умной, невидимой, или Ангельской; и, наконец, к силе Божественной.

Свойство духовной брани

Чтобы определить отношение силы духовной сокровенного сердца человека к силе плотской, или диавольской, которой она непрестанно противится, нужно определить свойство духовной брани, происходящей даже во внутреннем, новом человеке, как должно то заключить из слов самого апостола Павла: «Вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7:23; см. также Гал. 5:17). Чтобы определить свойство духовной брани, нужно предварительно раскрыть понятие о ней, объяснив необходимость и состояние ее; понятие о врагах внутреннего человека и о тех, кто им противостоит; а также сказать об оружии, образе и цели духовной брани.

Понятие о духовной брани

Брань духовная, о которой многократно упоминается в Священном Писании, есть взаимное противоборство279 силы духовной и плотской, или диавольской. Время такового противоборства называется «днем злым» (Еф. 6:13), «днем и годиной искушения» (Евр. 3:8; Апок. 3:10), а самый образ противоборства – многоразличным искушением, производящим терпение (Иак. 1:2–3).

Необходимость брани духовной

О необходимости брани духовной можно заключить:

а) из свойства силы плотской, составляющей закон, непрестанно «противоборствующий закону ума и делающий пленником закона греховного, находящегося в членах» (Рим. 7:23, 18–22);

б) из свойства духовной силы внутреннего, сокровенного человека, который непрестанно должен расти, проходя определенные степени;

в) из свойства самой брани, предполагающей многообразные препятствия, преодоление которых составляет совершенного, всецелого человека, не имеющего ни в чем недостатка;

г) из свойства диавола, который по зависти и ненависти, ему присущей, непрерывно держит, так сказать, в осаде внутреннего, сокровенного человека280,

д) наконец, из примера Самого Иисуса Христа, Который, подобно нам, «искушен был во всем, кроме греха» (Евр. 4:15) и таким образом соделался «начальником веры и ее совершителем» (Евр. 12:2).

Состояние духовной брани. Искушение

Состояние духовной брани есть многоразличное искушение. Чтобы определить свойство сего состояния обратим внимание на то, что оно означает, как разделяется, откуда происходит, когда начинается, до каких пор продолжается и, наконец, какие имеет последствия. Искушение в Священном Писании означает испытание281 неведомого для испытующего282 или обнаружение сокровенного в сердце тех, которые проходят испытание283, и следствие испытания, т.е. усовершение в добре284 или уклонение ко злу285. Искушение бывает или благое, имеющее хороший конец, или злое, которое происходит от худого намерения и уклоняет человека ко злу. Благое искушение есть или Божественное, когда Сам Бог искушает, налагая на верующего человека крест внутренний или внешний; или человеческое, когда человек искушает или самого себя, как повелевает апостол286, или других287 для усовершения их в вере и принесения обильных плодов. Злое искушение предполагает или действие, по которому люди, не искусные умом и омраченные сердцем, искушают Самого Бога, когда испрашивают у Него удовлетворения собственной воли или похотей288, вместе с тем сомневаясь в Его всемогуществе, премудрости, правде289, кротости и долготерпении290, или страдание, когда человек влечется ко греху как бы невольно – собственной похотью, миром и диаволом. Искушение благое посылается по воле Божией или вследствие прошения самого человека291, или по другим недоведомым нам причинам, в частности, для приведения в пример другим или веры, какова была вера Авраамова; или терпения, каково было терпение Иова; или любви, надежды и сознания собственных немощей, для удаления человека от превозношения, как то говорится об апостоле Павле, и тому подобное.

Напротив, искушение злое никак не происходит от Бога, как сказано: «Бог не искушается злом и Сам никого не искушает» (Иак.1,13). Собственно говоря, оно не происходит ни от человека, поскольку он естественно не желает себе зла и настолько любит самого себя, что любовь, которую он имеет к себе, поставлена мерой любви к другим292; ни от вещей сотворенных, которые подчинены человеку293, но происходит от диавола, который преимущественно называется искусителем (см. 1Фес. 3:5) и который сам первый согрешил (1Ин. 3:8) и человека в грех вводит свойственными ему кознями (см. Еф. 6:11), и прельщает человека – или непосредственно сам, или посредством плоти и мира, как своих орудий, и всего того, что есть в мире. Искушение человека начинается с самого его рождения, поскольку он рождается во грехах (см. Пс. 50:7), и продолжается до конца жизни294, не исключая даже и тех людей, в которых обитает Христос, как то можно заключить из примеров свв. Давида, Петра, Павла295 и других. Потому-то всякому верующему, сколь бы он ни стоял высоко, предписывается трезвение, бодрствование (1Пет. 5:8), предписывается быть верным даже до смерти296, чтобы получить венец жизни (Апок. 2:10).

Враги внутреннего, сокровенного человека

Враги, тайно или явно нападающие на внутреннего, сокровенного человека, – диавол с прочими духами злобы поднебесных (Еф. 6:12); плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24) и мир со своею суетой297. Первый и главный враг, воюющий против внутреннего, сокровенного человека, есть «диавол, человекоубийца искони» (Ин. 8:44; 1Пет. 5:8), который по злости своей противится и Богу, и всякому человеку298, оклеветывая Бога пред человеком299 и человека пред Богом; хитростью вводит человека в сатанинские глубины (Апок. 2:24) и обольщает всю вселенную (Апок. 12:9), по силе же своей уподобляется рыкающему льву (1Пет. 5:8) или великому древнему змию, отторгающему хвостом своим «третью часть звезд небесных» (Апок. 12:4), и называется князем мира (Ин. 12:31), князем власти воздушной (Еф. 2:2–3) и богом века сего (2Кор. 4:3–4). По причине своей дерзости диавол нападает не только на Церковь и сынов ее300, но нападал некогда и на Главу Церкви – Христа301. По причине неусыпности своей он ведет борьбу день и ночь (Апок. 12:10) и, когда люди спят, приходит и сеет плевелы (Мф. 13:25). Второй враг человека внутреннего, сокровенного есть плоть, похотствующая на дух302, под которой, впрочем, собственно говоря, не должно здесь разуметь тело человеческое. Ибо хотя оно и бывает, по слову апостола, причиной отступления от Господа303, но может также соделаться и храмом Св. Духа (1Кор. 6:15), предназначенным для свободы304 и славы (Рим. 8:21; Флп. 3:21). Под именем плоти должно здесь разуметь внешнего человека, или силу плотскую, которая держит в осаде внутреннего, сокровенного человека, возбуждая в нем пагубные похотения305, возобновляя прежние худые привычки306 и приводя мало-помалу в бездну зол и бедственное нерадение307. Третий враг внутреннего, сокровенного человека есть мир, под которым также не должно разуметь мир как совершеннейшее творение Божие308, предмет Его любви309 и средство к Его прославлению310, но должно разуметь мир как образ и выражение суеты311 и злости312, поскольку в нем пребывают или предметы неодушевленные как предметы проклятия313, или существа живые и умные, но отчужденные от жизни Божией, Христовой314, и Духа Истины, «Которого мир не может принять» (Ин. 14:17). Мир, понимаемый в таковом смысле, отводит человека от Бога через многоразличные искушения: через лесть, свойственную предметам троякого похотения315; угрозы бедствиями гражданскими316, домашними317 и иными318; и ненависть, гонения, ругательства, хулы319, осмеяния320 и тому подобное.

Подвизающиеся в духовной брани или защищающиеся против таковых врагов

В продолжение брани духовной проходят известный подвиг и защищаются против таковых врагов собственно те, в ком внутренний, сокровенный человек или зачинается, или уже родился и живет в сердце. Им только и дается победа321 над плотью, миром и диаволом. Прочие не участвуют не только в победе, но и в подвиге, поскольку находятся под властью врагов своих и принуждены исполнять их злую волю.

Оружие брани духовной

Оружие брани духовной двоякого рода, как то можно заключить из противоположности воюющих и защищающихся. Оружие защищающихся, или подвизающихся на брани духовной, – духовно322, Божественно323; напротив, оружие врагов – плотское324, диавольское. Рассмотрим кратко то и другое оружие. Оружие подвизающихся на брани духовной, по описанию св. апостола325, составляют:

а) истина – соответствующая препоясанию, которым препоясуются чресла помышлений326, укрепляется ум и уготовляется на брань;

б) правда – соответствующая броне, каковой защищается грудь и сердце как вместилище духовной жизни327. Таковая правда заключает в себе совокупность всех добродетелей;

в) обутие ног в готовность благовествовать мир – соответствующее готовности евангельской любви и христианского согласия, составляющих и ускоряющих восхождение от земного к небесному;

г) Слово Божие – соответствующее духовному мечу, которым верный воин не только защищается от врагов, но и сокрушает их под ноги свои по образу Подвигоположника Христа328;

д) прочее оружие заменяет молитва, через которую подвизающийся получает от Бога все, чего ни просит именем Христовым (Мф. 21:22).

Оружие врагов, или нападающих, противоположно оружию подвизающихся. Его составляют:

а) Ложь, ереси, предрассудки, суетная философия по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу329.

б) Неправда и нечестие, и все дела плотские, такие, как прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, распри, зависть, ярость, ненависть330 и тому подобное, а также: неверие и легковерие331, свойственные «живущим по обычаям мира сего, по воле князя области воздушной, духа, который ныне действует в сынах противления» (Еф. 2:2);

в) боязнь, отчаяние и прочие образы или виды его;

г) слова или внушения плоти, мира и диавола, противящиеся Слову Божию, уготовляющие неискусный ум, как острый меч, на погубление себя и других;

д) нерадение, которое заключает в себе бездну зол332. Оно всякое оружие духовное исторгает, сокрушает, попирает, а потому и человека делает не способным ни к какому подвигу.

Вождь подвизающихся

Вождь подвизающихся подвигом добрым (2Тим. 4:7) против диавола и дел его есть Иисус Христос, Начальник спасения333, Который во всем, а следовательно, и здесь первенствует334. От Него происходит всякая крепость и сила335, разум и мудрость336, могущие остановить устремления врагов337. Под Его знаменем, т.е. Крестом борются и побеждают врагов духовные подвижники. Он повергает сатану под их ноги338.

Каким образом действовать против врагов

На брани духовной против врагов внутреннего, сокровенного человека должно поступать следующим образом:

а) направлять дух свой, по примеру св. Давида, к заповедям Господним и всякий путь неправды ненавидеть (Пс. 118:128);

б) не пренебрегать никаким нападением вражиим, сколь бы оно ни казалось малозначащим, и не считать никакого греха легким; ибо грех, каков бы он ни был, делает человека, по слову св. Иакова, виновным в нарушении всего закона (см. Иак. 2:10);

в) противиться нападению врагов в самом начале, и подавлять семя греха339; нападения врагов предусматривать и потому непрестанно трезвиться и бодрствовать (1Пет. 5:8);

г) от нападений, которые можно предвидеть, по возможности уклоняться340, а потому и не говорить341 о них и не слушать ничего такого, что может увлечь ко греху; при нападениях нечаянных быть мужественным342, терпеливым343, неутомимым, искусным в вере, надежде и любви344 к Подвигоположнику Христу, Подателю истинной победы;

д) оружия врагов сокрушать, умерщвлять «похоть плотскую, похоть очей и гордость житейскую»345;

е) когда враги по видимости и низлагаются, брани не прерывать, не откладывать оружия, не медлить с победой и, одержав ее, не предаваться праздности.

Конец духовной брани

Конец духовной брани, для которого она производится, есть победа (1Ин. 5:4), одерживаемая добрым Христовым воином над его врагами, при всяких искушениях, какого бы рода они ни были. Она бывает или частная, увенчиваемая при конце жизни, как говорит о самом себе апостол: «подвигом добрым подвизался; течение совершил, веру сохранил. А теперь мне готовится венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия в день оный» (2Тим. 4:7–8), – или всеобщая, т.е. общая для всех истинных подвижников, даруемая под водительством Христовым при скончании века, как то должно заключить из слов Спасителя к ученикам Его: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28; Лк. 22:30).

Отношение силы сокровенного человека к миру вещественному, к миру умному и к силе Божественной

Сила внутреннего, сокровенного человека по отношению к миру вещественному определяется и доказывается властью его над небом и землею346, над телами небесными347, над водой348, воздухом349, огнем350, над зверями351, деревьями и тому подобным. Сила внутреннего, сокровенного человека по отношению к миру умному видимому, или человеческому, определяется и доказывается:

а) властью его над телом, которое он или врачует независимо от внешних, земных средств352 и по частям353, и в целом354; или в наказание за неверие и ожесточение поражает и разрушает одним словом355;

б) властью над душой и душевными болезнями, которая открывается в возбуждении к покаянию356, к новому рождению357 и исполнении полнотою Божией (Еф. 3:14–19). По отношению же к миру умному невидимому, или Ангельскому, сила внутреннего, сокровенного человека доказывается служением Ангелов всем людям, хотящим наследовать спасение358, всем боящимся Бога359 и верующим в Него360. Впрочем, поскольку таковое служение Ангелов сокровенному сердца человеку назначается им от Бога, то они, служа духовному человеку, покоряются собственно не ему, но Богу, повеления Которого готовы всегда исполнять. По отношению к силе Божественной сила внутреннего, сокровенного человека определяется тем, что он имеет возможность и право испрашивать сил духовных от Бога, наследовать их и сообщать другим. Возможность и право испрашивать у Бога Божественные силы доказывается возможностью и правом просить у Него Духа Святого через молитву361 по вере362 и добродетели363, именем Христовым364. Возможность и право наследовать божественные силы явствует из многих мест Св. Писания365, особенно же из Слов Спасителя: «Верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). Возможность и право сообщать божественные силы другим доказывается возможностью и правом сообщаться с другими в вере, благодати366, во взаимном служении367, и тем самым удостаиваться и других удостаивать «честных и великих обетовании, чтобы через них стать причастниками Божественного естества, удалившись от мирского растления похотью» (2Пет. 1:4).

* * *

279

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6, 12).

280

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет. 5, 8–9).

281

«Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками» (3Цар.10,1). «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Пс.94, 8–11).

282

«Верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, египтяне потонули» (Евр.11, 29).

283

«Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин.6,6). «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь мшу твою к искушению, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения» (Сир.2,1 и 5). «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1,12).

284

«Вспоминайте о делах отцов наших, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя. Авраам не в искушении ли найден был верным? И это вменилось ему в праведность. Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта. Финеес, отец наш, за то, что возревновал ревностью, получил завет вечного священства. Иисус за исполнение слова сделался судьею над Израилем. Халев за свидетельство перед собранием получил в наследие землю. Давид за свое милосердие наследовал престол царства навеки. Илия за великую ревность по законе взят даже на небо. Анания, Азария, Мисаил верою спаслись от пламени. Даниил за свою невинность избавлен от челюстей львов. Итак припоминайте от рода до рода, что все, надеющиеся на Него, не изнемогут» (1Мак.2, 51–61). «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1, 2–4).

285

«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6,13). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26,41). «Семя есть слово Божие; а упавшее на камень – это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8,11 и 13).

286

«Испытывайте самих себя: в вере ли вы. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор.13, 5).

287

«Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви» (2Кор.8,8). «Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас» (2Кор. 8, 22).

288

«Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога и сказали: «Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"" (Пс.77,18).

289

«И двинулось все общество сынов Израилевых в путь, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу. И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас, и детей наших, и стада наши? Моисей возопил ко Господу и сказал: «Что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями». И сказал Господь Моисею: «Возьми жезл твой, и пойди. Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ». И сделал так Моисей в глазах старейшин израильских. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: «Есть ли Господь среди нас, или нет?"" (Исх.17,1–7). «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян.15,10). «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня... Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня,– говорит Господь Саваоф.– Не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3, 8–10). «Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет"" (Пс.9, 34).

290

«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2, 4–5).

291

«Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс.25, 2).

292

«Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бою твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя"" (Лк.10, 27). «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19,18).

293

«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» (Быт. 9, 2). «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его; овец, и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс.8, 7–9).

294

«Кто может сказать: «Я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?» (Прит.20, 9). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8). «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом» (Иов. 4, 3–5).

295

«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12, 7–10).

296

«Наставляйте друг друга каждый день, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр.13–14).

297

«Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская,– не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2,15–16).

298

«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руки его, чтобы противодействовать ему» (Зах.3,1). «И сказал Господь сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно"" (Иов. 2,3).

299

«И сказал змей жене: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю»?» И сказала жена змею: «Плоды с деревьев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло"" (Быт. 3,1).

300

«Вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22, 31).

301

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... И говорит Ему: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне"" (Мф.4,1, 9),

302

«Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5,17).

303

«Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7, 24).

304

«Тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21).

305

«Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7,13–14). «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7, 22–23).

306

«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2Петр, 2, 20).

307

«Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием» (3Ездр.7,20). «Так явилась склонность к еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска. Ни во что ставили они отечественный почет; только еллинские почести признавали наилучшими. За это постигло их тяжкое посещение, ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. Когда праздновались в Тире пятилетние игры, и царь присутствовал там, тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями антиохиян из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу» (2Мак. 4,13–19).

308

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31).

309

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

310

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18,2). «Как величественны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Да будет Господу слава вовеки; да веселится Господь о делах Своих! Благослови, душа моя, Господа! Аллилуйя!» (Пс.103, 24, 31 и 35). См. также весь 103 псалом,

311

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,– все суета!» (Еккл.1, 2).

312

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин. 5,19).

313

«Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от древа, о котором Я заповедал тебе: «не ешь от него»,– проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе"" (Быт 3; 17,18).

314

«В мире был и мир через Него начал быть и, мир Его не познал» (Ин. 1, 10).

315

«Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская,– не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2,16).

316

«Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев: ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9,22).

317

«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына, и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10, 21–23). «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10, 35–38).

318

«Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям, земли» (Евр.11,13 и 32–38).

319

«Они послушались его; и, призвав апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5,40–41).

320

«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Итак Павел вышел из среды их» (Деян.17, 32–33).

321

«Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5, 4).

322

«Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12). «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божий – в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2Кор.6,3–4 и 7). «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10, 4–5).

323

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6, 11).

324

«Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием» (Ин. 18, 3). «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк. 11, 21–22).

325

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6,13–18)

326

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными"" (Ин. 8, 31–32). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16, 13). «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине» (Ин.4,24). «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф.4,25). «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» (Еф.6,14). «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2Тим. 2, 15). «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2, 24–26). «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим. 4, 3–5).

327

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4,23). «Иоанн же удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"" (Мф.3,14–15). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся... Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное» (Мф.5,6 и 10). «Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33). «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3,20–21). «Гнев человека не творит правды Божией. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.1,20 и 3,18). «Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин. 3, 10). «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих» (Пс.44, 8).

328

«Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Апок.19,15). «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12).

329

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8). «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет. 2, 1).

330

«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4,1). «И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф.24, 12). «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин. 3,13–15).

331

«Наконец, явился самим одиннадцати, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк.16, 14). «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2,10–12).

332

«Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет» (Притч. 19,16). Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием» (3Ездр.7,20). «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6, 24). «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11, 42).

333

«Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил через страдания» (Евр. 2,10).

334

«И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1,18).

335

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6,10).

336

«Желаю, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2,1–3).

337

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12,1–3).

338

«Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16, 20).

339

«Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся» (Прит.1, 10). «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс.136, 9). «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 4, 23).

340

«Ты же, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим. 6,10–11).

341

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5, 3).

342

«Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет. 5, 9). «Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6, 13).

343

«Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12, 7)

344

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно» (Ин. 10, 27–30).

345

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5).

346

«Илия человек, подобный нам, помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак.5,17–18).

347

«Иисус воззвал к Господу: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Нав.10,12–13).

348

«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону... И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14, 21–22,27–28). «И сказал Иисус: «Из сего узнаете, что среди вас есть Бог Живой». Лишь только несущие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана, вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан» (Нав.3,10–17).

349

«И сказал Господь Моисею: «Простри руку твою к небу, и будет тьма на земле египетской, осязаемая тьма». Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле египетской три дня» (Исх. 10, 21–22).

350

«А сии три мужа: Седрах, Мисах и Авденаго – упали в раскаленную огнем печь связанные. И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки"" (Дан. 3, 23–26).

351

«Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: «Даниил, раб Бога Живого! Бог твой. Которому ты неизменно служишь, мог м спасти тебя от львов?» Тогда Даниил сказал царю: «Царь! Вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления"" (Дан. 6, 19–22).

352

«Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16, 18).

353

«по Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени» (Деян.3, 6–7).

354

«Там нашел он человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: «Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей». И он тотчас встал. В Иоппии одна ученица, именам Тавифа, была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лима была близ Иоппии, то послали просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел; и когда он прибыл, ввели его в горницу. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа! Встань». И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села» (Деян. 9, 33–40).

355

«Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это» (Деян. 5, 4).

356

«Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: «Глас вопиющего в пустыне; приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему"" (Мф. 3, 3);

357

«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4,15).

358

«Но когда он помыслил это,– вот, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, Жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго"" (Мф.1, 20). «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10).

359

«Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их» (Пс.33, 8).

360

«Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранит тебя во всех путях твоих» (Пс.90, И).

361

«Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11,13).

362

«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.11, 22).

363

«Но мы внаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9, 31).

364

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14,13–14).

365

«Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор. 13, 4–5).

366

«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1,3). «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3, 8, 16–17).

367

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4,10).

Комментарии для сайта Cackle