Венчание в церкви

Литература по теме

Венча́ние

1) основная часть чина церковного благословения брака;
2) название составной части чинопоследования Таинства Брака, в процессе совершения которого благословляется и освящается брачный союз между мужчиной и женщиной во образ союза Христа и Его Церкви (последование включает две части: Обручение и собственно Венчание).

Венчание получило свое название от традиции надевать венки на новобрачных.

venchanie 1 – Венчание в церкви

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем, принято, чтобы совершающий Таинство Брака священник был из белого (немонашествующего) духовенства.

В практике Православной Церкви чин венчания принято совершать после совершения чина.

Венчание разрешается совершать и над лицами, вступающими, при определенных условиях, во второй и третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается в течение четырех постов, в Сырную седмицу, на Пасхальной седмице, на святках. Не принято совершать венчание в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Календарь венчаний.

Краткая история венчания

Христианские авторы I–II века ничего не сообщают о том, что именно совершалось при вступлении христиан в брак. Можно предположить, что христиане, в целом, справляли свадьбы согласно обычаям окружавшего их общества. Однако уже св. Игнатий Антиохийский (II в.) говорит о необходимости получения церковного благословения, желающими вступить в брак: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Указания на участие в церковном обряде здесь еще нет. Венчание (использование венков на голове новобрачных) – это дохристианский свадебный обычай. Священник Михаил Желтов пишет:

«В античной и эллинистической Греции был широко распространен обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а головы молодых – венками, и Церковь восприняла его, очистив от языческих атрибутов и дополнив христианскими элементами, главный из которых – Причащение Св. Таин». Свт. Иоанн Златоуст в IV веке высоко оценивает христианский обряд брачного венчания и объясняет его как символ победы молодоженов над плотскими удовольствиями. К V веку на Востоке совершение венчания (как народного свадебного обычая) при вступлении христиан в брак стало обычным явлением. На Западе в это время аналогом венчания был обряд velatio (заключающийся в возложении на голову особого плата). В дальнейшем развитие чина церковного благословения брака на Западе происходило иначе, чем на Востоке, и венчание не стало основным его обрядом.

Вероятно, сначала венчание вошло как обязательная часть в церковное чинопоследование только при бракосочетании византийских императоров и высокопоставленных чиновников. К IX веку чинопоследование благословения брака, включающее обряд венчания, в Византии уже было широко распространено и, вероятно, совершалось над всеми желающими. 89-й новеллой императора Льва Мудрого (IX–X в.) церковное благословение брака было объявлено обязательным для всех граждан империи. К XI веку чинопоследование венчания брака стало основной формой церковного благословения брака в Православной Церкви, что, в частности, вытекает из 24-й новеллы императора Алексея I Комнина (1084). Согласно 31-й новелле императора Алексея I Комнина (1092), норма обязательности венчания брака распространялась и на рабов. Важно отметить, что хотя чин церковного венчания стал признаваться обязательным для граждан империи только в Средневековье, а в раннехристианский период его не существовало, практика благословения христианских браков священнослужителями установилась уже в раннехристианские времена. Священник Михаил Желтов пишет: «До IV века особого чинопоследования брака в Церкви еще не было; достаточным для освящения брачной жизни христиан было постоянное участие их в Евхаристии. Христиане совершали брачную церемонию в соответствии с античными обычаями, но перед тем испрашивали у епископа его согласие».

В VIII веке в чин венчания брака входило: собственно венчание, Причащение Святых Таин и вкушение от общей чаши (что символизировало начало брачного пира). Совместное Причащение подчеркивает единство супругов во Христе. Известный литургист священник Михаил Желтов пишет: «Исключение к XVII в. Причащения из православного чина таинства Брака нарушило многовековую литургическую традицию Церкви, а связь между христианским браком и освящающим его на протяжении всей жизни супругов таинством Евхаристии для многих перестала быть очевидной. Скорее всего, главная причина исключения Причащения из чина венчания брака – это постепенное охлаждение после XV в. стремления христиан к частому Причащению и одновременно чрезмерное устрожение требований к причастникам-мирянам. <…>Тем не менее, в Церкви не утрачено осознание связи между христианским браком и Евхаристией, и в большинстве храмов желающих повенчаться приглашают причаститься за литургией в день свадьбы; в греческих и славянских балканских Церквах в настоящее время широко распространен восходящий к XVIII в. чин венчальной литургии, где чин венчания брака вообще включен в обычное последование Евхаристии».

Закон об обязательном венчании браков православных христиан перешел из Византии на Русь. Древнерусские памятники канонического права во всем своем многообразии свидетельствуют, что с началом христианизации Руси русские святители насаждали в сознании духовенства, знати и народа, что единственным законным супружеством может быть только брак, венчанный в Церкви.

Так уже свт. Иоанн II Киевский († 1089) в своих канонических ответах всех, кто «без благословенья счетаются», требует признавать «чужим быть нашей веры, отвержены соборной церкви». Кроме того, искореняя мнение, что венчание в Церкви только для бояр и князей, а не для простого народа, святитель дает следующее указание: «Иже кроме божественной церкви и кроме благословения творят свадьбу, таинопоимание наречется (т.е. по греко-римскому праву незаконный брак): иже такопоимаются, якоже блудником епитимию дать».

Свт. Иоанн Новгородский (в монашестве Илия) в своем поучении 1166 года велит священникам тех, кто из их паствы живет беззаконным браком, понуждать венчаться, но между тем и накладывать епитимию «занеже не по закону Божьему сочеталася».

В этом же духе наставляет свт. Максим, митрополит Киевский и всея Руси (1283–1305): «Пишу же и се вам, детям моим, и да все чада мои, порожденные в купели новосвященной. Да держите жены от святой соборной и апостольской церкви, занеже жена спасения ради человеческого бысть. Аще же их держите в блуд, без благословения церковного, то что ти в помощь есть? Но молись им и нуди их, аще и старые суть и младые, да венчаются в церкви».

Примечателен ответ на вопрос, как поступать со вступившим в третий брак, свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1389–1406), который тот дает некоему игумену Афанасию. Святитель таковых настаивает венчать: «Сим заповедуем венчаться, а не блудом житие свое растлевать... Аще ли же венчаться не восхотят, таковых благословию не сподобить, ниже просфоры от них или свечи в церковь не приимать, дóндеже венчаются, или разлучатся».

О необходимости наказывать нежелающих венчаться в Церкви писал в своих посланиях свт.Фотий, митрополит Киевский и всея Руси (1408–1431). Так он велит налагать на живущих с женами «без благословения поповского» епитимию «как блуднику», «и приводить их к православию: со благословлением бы поимались с женами. А не со благословлением восхотят жить, ино их разлучать». Тех же, которые упорствуют в своем нежелании венчаться, святитель Фотий уподобляет «разрушителям и ругателям закона Божьего», подлежащих гражданскому и духовному наказанию, «яко душегублены суще». Священникам же велит таковых «от церкви удалять, и доры не давать, ни Богородичного хлеба, ни святого причастия, дóндеже с покаянием и со слезами законным браком совокупятся».

Свт. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1448–1461), также уподоблял жизнь христиан «с женами незаконно в невенчании», делом «Богу сопротивным и ненавистным», ведущим «к крестьянской погибели». Эти и другие примеры показывают, как строго относились русские святители к вопросу о необходимости церковного венчания. Примечательно, что в это время в народе по-прежнему играли часто свадьбы по-своему, независимо от церковного благословения (что порицалось церковными властями), как это происходит и сегодня.

В синодальный период (XVIII–начало XX века) все вопросы брачного права православных христиан решались Церковью, и заключить законный брак было невозможно без венчания. До XVIII века обручение, предваряющее венчание, совершалось отдельно. В 1775 году Святейший Синод издал указ о непременном совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Этот указ устранил возможность возникновения коллизий, связанных с расторжением обручения. Исключение делалось с тех пор только для лиц императорской фамилии, венчанию которых по-прежнему предшествовало отдельное чинопоследование церковного обручения. Такая ситуация продолжалась до 1917 года, пока советская власть не присвоила себе право свободного заключения и расторжения браков всех граждан, независимо от Церкви. В ответ на это Поместный собор 1917–1918 гг. издал определение, где в частности говорилось: «Запись брачующихся в гражданских учреждениях не может заменить церковного браковенчания, как святого Таинства, освящающего и укрепляющего супружеский союз мужа и жены благодатною силою. Поэтому брачные сожития на основании одной только записи в гражданские книги, или так называемые гражданские браки, непременно должны быть освящаемы церковным венчанием. Церковное же венчание возможно лишь в том случае, если к совершению брака нет канонических препятствий».

В чем важность венчания?

Церковное благословение брака православных христиан является его началом, независимо от государственной регистрации. Предварительно священник выясняет возможные канонические препятствия к браку, делающие невозможным или проблематичным его заключение (что не делают светские чиновники в ЗАГСе). В обряде обручения священник надевает новобрачным кольца, спрашивает об их свободном намерении вступить в брак. В современной практике некоторых Поместных Церквей жених и невеста произносят специальные брачные обеты. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» церковное свидетельство и благословение указывается в качестве необходимого условия вступления в истинный брак: «Согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно (Евр.13:4)» (Ч.1, вопрос 115). Кроме того, в молитвах чина венчания священник испрашивает у Бога благословение супругам на совместную жизнь, деторождение и просит сохранить их в любви и верности до конца жизни. Все это явно демонстрирует важность и приоритетность церковного благословения брака по отношению к светской церемонии, появившейся благодаря секуляризации общества.

Почему перед венчанием требуется официальная регистрация брака?

Такое требование существует в современной практике Русской Православной Церкви. Оно связано, прежде всего, с тем, что в современной России и ряде других стран, венчание брака не влечет за собой гражданско-правовых последствий. Кроме того, в виду невоцерковленности многих пар, желающих венчаться, официальная регистрация брака может быть важным шагом, свидетельствующим о серьезности их намерений. Церковным законодательством предусмотрены исключения из этого принципа. В документе «О канонических аспектах церковного брака» сказано: «Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна».

Почему Церковь не разрешает венчание в некоторые дни и периоды года?

По объяснению канониста епископа Никодима (Милаша), этот запрет связан с тем, что «венчание вообще всегда сопровождается веселием и пиром. Это празднество было бы совсем противно духу христианской Церкви, если бы происходило во дни, определенные Церковью для умерщвления плоти и размышления о грехах, как бывает во дни поста, а также и в те дни, когда христиане должны оставлять все земные дела и проводить время в духовном праздновании и веселии, как во дни некоторых больших церковных праздников. В виду этого, церковным законодательством точно определено, в какие дни не должны происходить такие пиршества и, следовательно, когда не должно совершать венчания. <...> Впрочем, если венчание совершено в запрещенный Церковью день, то брак остается в силе и не теряет своего законного значения, если ни в чем другом не идет в разрез с существующими законами о браке».

Так как у православных христиан брак начинается именно с венчания, то и свадебное торжество неразрывно связано с днём венчания.

Что такое венчальная литургия?

Это чин литургии, в который включено венчание брака. Это относительно недавнее изобретение, связанное с тем, что к XVII веку из чинопоследования обычного венчания было исключено Причащение. В связи с этим, некоторые греческие богословы и подвижники, в т. ч. прп. Никодим Святогорец и равноап. Косма Этолийский осознали необходимость восстановить непосредственную связь между Таинствами Брака и Евхаристии, для чего были предложены различные варианты включения чина Венчания в чин литургии. В XX веке в греческих Церквах получил широкое распространение чин архиерейской венчальной литургии. В Русской Церкви чин не имеет распространения и не опубликован в официальных богослужебных книгах.

  • Если кто-то считает, что «штамп в паспорте» не имеет значения, то ничто не мешает ему вступить в законный брак и взять на себя юридическую ответственность за жену и будущих детей. Если же он отказывается это делать, то значит для него это важное препятствие, а не мелочь.
  • 92% женщин, состоящих в блудном сожительстве, считают себя замужними, а 85 % мужчин, состоящих в нём же, считают себя холостыми!
  • Мужчина традиционно предлагал женщине руку и сердце. Сначала руку – полноту ответственности и только потом сердце – чувства.

Гарантирует ли венчание крепость брака?

В процессе венчания испрашивается благословение Божие на брак, но от супругов зависит, что они будут делать с ним: сохранят или попытаются расторгнуть.

Для венчания необходимо

Кроме того, для венчания потребуется:

  • пара икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) – однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое (но ему на палец надевается серебряное), кольцо невесты – серебряное (но ей на палец надевается золотое). Невеста получает кольцо жениха, а жених – невесты.

«Стоимость» венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Жениху и невесте рекомендуется

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься, во время службы, Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками (как всегда).

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях – в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах – восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей – духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые воцерковлены;
  • свидетелями на венчании неуместно быть разведенным или людям, живущим в гражданском браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: согласно правилам 24-му и 88-му свт. Василия Великого, этот возраст составляет для вдов – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Однако впоследствии Святейший Синод запретил вступать в брак особам старше 80-ти лет. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак должно испрашивать разрешение архиерея.

Церковь не благословляет (запрещает) союзы с …

  • иноверцами– представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Нехристианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
  • некрещеными;
  • атеистами, пусть даже и крещёными;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными(с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии. В особых случаях может быть сделано исключение в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • состоящими: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Венчания

  • Венчание – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течение всего чинопоследования Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просят у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая им иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста – это первые иконы их семейного иконостаса.
  • Если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • Если родители против брака и не хотят давать благословения, то следует обратиться к духовнику и спросить его совета, насколько обосновано мнение родителей, основано оно на эгоизме или жизненном опыте и рассудительности.

Краткое описание Обручения

  • Обряд обручения (предшествует обряду Венчания) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что их Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Обряд начинается каждением. Обручения священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник возглашает благословение, затем – произносится ектения .
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • Затем читается Послание к Ефесянам (Еф.5:20-33), в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви.
  • Читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11) о Божьем благословении супружеского союза и освящении его.
  • Произносится ектения.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя жениться /выходить замуж раньше, чем старшим;
  • нельзя венчаться, будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • чья свеча после венчания окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

Разрушение благословленного Богом Брака – большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6). В Православии вообще нет разрушающих обрядов: раскрещивания, развенчивания, извержения из сана.

Цитаты о венчании

«Гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность таинства брака и связанного с ним благословения».
Документ «Таинство Брака и препятствия к нему» (принят Критским собором в 2016 г.)

«Церковь Восточная, никогда не знавшая и доселе не знающая других браков, кроме заключаемых с ее ведома и совершаемых ею через Богоустановленное для сего Таинство, не может не смотреть со скорбью на появление в христианских обществах, так называемых, гражданских браков, а, вместе с тем, не может не посетовать и о тех, со стороны Западной Церкви представленных поводах, которые послужили к возникновению сего, столь прискорбного, антицерковного явления».
свт. Сильвестр (Малеванский)

«Кроме этого церковного венчания брака, Православная Церковь не считает законною никакую другую форму брака, хотя бы при ней были соблюдены все предварительные условия и отсутствовали бы все препятствия. Поэтому она не признает никакого церковно-юридического значения за так называемым гражданским браком, введенным в некоторых странах государственным законодательством».
епископ Никодим (Милаш)

«Регистрация браков в ЗАГСе имеет только юридическое значение и ни в малейшей мере не может заменить Таинство брака. В каждом случае сожительства без венчания брака священник должен расспросом сожительствующих выяснить, почему они игнорируют Таинство брака, и если окажется, что это только легкомысленное отношение к весьма важному церковному закону, то священник должен серьезно разъяснить сожительствующим вне брака тяжесть их греха и отлучить от причащения Святых Тайн до покаяния в грехе и исправления его».
свт. Лука Крымский

«Мне пришлось слышать такой печальный факт: один интеллигентный человек, православный по крещению и воспитанию, юрист, когда его спросили: в какой церкви венчалась ваша дочь? – ответил удивленно: Что вы? Это теперь не принято, моя дочь венчалась гражданским браком!.. И не хочет понять этот неверующий отец, что юную свою дочь, тоже христианку по крещению, он толкнул на сожитие, но не на брак, потому что по учению Церкви Божией невенчанный церковным браком и живущий плотской жизнью квалифицируется как блудник… Конечно, если ты не христианин, для тебя не обязательны христианские законы и ты живешь, как сам знаешь… Но если ты христианин, то всю свою жизнь ты должен строить по нормам христианским, которые для тебя обязательны, и отказаться от коих ты не должен, даже если угрожает тебе самая смерть».
свщмч. Онуфрий (Гагалюк)

«Для православных христиан законным является только брак, заключенный в церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием, за которое они подлежат, по канонам, отлучению от причащения Св. Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха».
архиепископ Аверкий (Таушев)

«В современной литературе часто встречается мнение, что венчание брака было до выделения в самостоятельный чин соединено с литургией; но из рукописей ясно видно, что изначально чин венчания брака с литургией не соединялся, но к XV в. был специально приближен к ее порядку – в первую очередь, введением в чин венчания брака службы чтений, в ранний период в чине отсутствовавшей».
священник Михаил Желтов

«Общая чаша, со временем ставшая частью церковного брачного чина, изначально не имела ничего общего с Евхаристической Чашей, непосредственно восходя к обряду распития новобрачными первой чаши на брачном пиру».
священник Михаил Желтов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka