Тружда́ющиеся:
1) трудящиеся в исполнении заповедей иудеи (Мф.11:28);
2) род церковнослужителей первых веков христианства – могильщики, гробокопатели, греч. κοπιάται – копитаты, лат. fossores – фоссоры;
3) трудники в монастыре.
Цитаты о труждающихся в Священном Писании
«Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение».
свт. Иоанн Златоуст
«Всех призывает: не только иудеев, но и язычников. Под труждающимися разумей иудеев, так как они проходят тяжелые постановления закона и трудятся в делании заповедей закона, а под обремененными – язычников, которые были обременены тяжестью грехов. Всех этих успокаивает Христос, Ибо какой труд – уверовать, исповедать и креститься».
блж. Феофилакт Болгарский
«Труждающимися Он называет иудеев, которые не смогли понести иго закона, а обремененными идолопоклонников, поскольку они обременены дьяволом и отягчены множеством грехов».
свт. Кирилл Александрийский
Цитаты о труждающихся – могильщиках
«Во II в., в эпоху гонений на христиан, на Западе появляются фоссоры, или копиаты, – труждающиеся. Почитание останков христианских мучеников вызвало стремление противопоставить убийствам христиан и обесчещению их св. мощей заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей. Так возникла особая группа лиц, для которых погребение мучеников и всех усопших в христианской вере стало главной обязанностью».
прот. Владислав Цыпин, ПЭ
«Судя по огромным пространствам, вырытым в окрестностях Рима, можно себе представить, какая оживленная работа происходила тогда в подземном Риме и сколько тяжелого труда было положено на исполнение этого долга pietatis относительно умерших. У христиан эта работа лежала на обязанности особого класса низших служителей церкви, так называемых fossores, κοπιαταί. При каждой усыпальнице, по-видимому, состояло известное число таких лиц, как можно заключать, например, из следующей надписи: Δογγίνφ κοπιάσαντι ισ (= είσ) ταϋτα τα χωρία έπέγραψεν Χρυσής, ή ούμβνος αύτοΰ. Эти χωρία, или участки, отмечались особенными значками, по которым каждый из них узнавал пределы своего района. Есть некоторые основания думать, что все вместе фоссоры составляли правильно организованное учреждение, значение которого усилилось особенно с III века: они причисляются теперь к клирикам низшего разряда – ordinis minoris и заведуют усыпальницами под наблюдением епископа или пресвитеров, им назначенных. На обязанности их лежало не только отведение и приготовление могил на общем участке, но и посредничество между приобретателями и продавцами. [...] Первенствующая церковь поминала фоссоров в своих молитвах под именем труждающихся, а в римских катакомбах память о них до сих пор сохраняется в изображениях гробокопателей на стенах склепов и галерей. Здесь они представлены или в момент работы, или стоящими спокойно с орудиями своего ремесла, между которыми выдаются: топор, кирка, лом и глиняная лампочка для освещения темных коридоров. Замечательно в этом отношении изображение фоссора Диогена в усыпальнице св. Марцеллина и Петра со следующею надписью над ним: Diogenes fossor in pace depositus octabo calendas octobris.».
профессор Александр Петрович Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике
«Под именем труждающихся разумеются здесь копатели могил и погребатели мертвых. Бароний (под 336 годом, §15) пишет: «Константин Великий учредил из разных сословий общество, состоявшее из 88 человек, для погребения мертвых; этих людей он освободить от дани, от городских повинностей и подчинил церковной власти. Сей закон потом подтвердили кесари: Юстиниан и Анастасий». Эти копатели могил и погребатели, ради весьма трудной должности их при церквах, причислялись к церковному причту и были выше певцев; вот почему они и называются труждающиеся. Иероним в послании о семи церковных степенях говорит: «первый чин между клириками есть чин погребателей, которые, по примеру святого Товии, обязаны погребать мертвых. Посему и об них, как о людях отделенных от сословий мирян и возведенных на степень церковную и на служение храму Божию, положено особое прошение к сей ектении, и не только на вечерни и утрени, но Василий Великий и Златоуст определили даже и на литургии, поставив притом их выше певцев"».
архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский). Новая Скрижаль
«К разряду клириков ordinis minoris, несомненно, принадлежат «могильщики», fossores, приготовлявшие в катакомбах ниши в которые полагались тела умерших. Эти «копатели», конечно, существовали уже давно, хотя документально они известны с IV века. В одном официальном документе 303 года (Gesta purgationis Caeciliani) и в письме (49) Иеронима fossores рассматриваются, бесспорно, как клирики. В одной хронике VI века (Mai, Spic. Rom. IX, 133) они ставятся даже выше остиариев (ostiarius, fossorius, lector, subdiaconus, diaconus, presbyter, episcopus) и рассматриваются как богоучрежденная степень клира.– Под именем «трудников», κοπιαται, κοπιώντες (в смысле fossor, бесспорно, с IV в.; намек на это значение в написи III века), fossores являются и на востоке. При Феодосии II их было в Константинополе свыше 1000. В законах Констанция 357 и 360 года κοπιαται прямо называются клириками. В одном прошении сугубой эктении и до нашего времени сохранился след этого церковного положения «копателей» («труждающихся, поющих и предстоящих людех», κοπιώντων, ψαλλόντων и пр.).».
профессор Василий Васильевич Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Том 3
«Фоссоры (Fossores, fossarii, κοπιαται) – так назывались в христианской древности могильщики; трудом рук целых их поколений, сменявших друг друга в продолжение трех веков, были вырыты христианские усыпальницы (coemeteria, катакомбы). Особенно многочисленные надписи с упоминанием о Ф. относятся к IV веку; но появились они очень рано, в силу необходимости, при сооружении мест погребения. Ф. составляли особое братство (каждое кладбище имело, по-видимому, свою отдельную коллегию Ф.), члены которого с благоговением принимали на себя тяжелый труд приготовления гробниц, смотря на него, как на религиозный подвиг. Жили они на средства христианской общины данного города и пользовались большим уважением верующих. Ремесло их сопряжено было с опасностью и само по себе, и в силу гонений, когда труд Ф. объявлялся запрещенным и преступным. Ф. существовали не только в Риме, но и в других местностях, где возникали группы христиан. В катакомбах нередко попадаются эпитафии их, наприм.: «Diogenes, fossor»; «fossor Leo sibi fecit et Virginae suae». Иногда встречаются там же фрески, изображающие Ф. во время работы с их принадлежностями – киркой, ломом, лампой, отвесом, циркулем (таковы изображения в римских катакомбах Петра и Марцеллина и Домитиллы). Когда устроилась церковь, Ф. были причислены к клирикам. Константин освободил их от промыслового налога (lustralis collatio). В IV в. коллегия начала вырождаться вследствие изменившихся условий жизни христиан; Ф. нередко спекулировали местами погребения, продавали локулы в последних катакомбах. См. F. F. Kraus, «Realencyclopaedie der chnstlichen Alterthümer» (под словом fossor) и указанную у него литературу».
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Цитаты о труждающихся в сугубой ектинье
«Так назывались могильщики, из которых Константин Великий составил особую корпорацию, свободную от податей и подчиненную церковной власти, следовательно, некоторую степень клира. Едва ли они разумеются здесь и поставлены ранее певцов, потому что были выше их (Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ. Новая скрижаль: в 4 ч. СПб., 1858. с. 26); скорее здесь разумеются чернорабочие монастыря и поставлены они выше певцов по тяжести службы».
проф. Михаил Скабалланович, Толковый Типикон
«Св. Епифании в кн. о вере, число 21: „Последи (идут) труждающиеся (Κποιαταὶ), тела усопших опрятовающие“. Св. Иероним о седми степенцерковн. 9. „Первый между клириками чин есть погребателей (Fossariorum), которые, по подобию Товии Святого, погребать умерших „увещаемы бывают“. Таковых погребателей Константин Бел. определил в Константинопольской Церкви тысячу сто человек; каковое число их после подтвердили Императоры Анастасий и Иустиниан. Novellae 43 и 59. А по таковому многочисленному и многотрудному их сословию, Церковь в молениях своих воспоминать их не оставила».
И.И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии
Комментировать