Array ( )
60. Труждающиеся в Церкви

60. Труждающиеся в Церкви

(4 голоса5.0 из 5)

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Продолжая разбирать последнее прошение Сугубой ектеньи, сегодня мы должны выяснить кто такие «тружда́ющихся в церкви»?

Под именем труждающихся сегодня разумеются работающие при храме, наблюдающие за его чистотой, стерегующие его и т.п.

Но если сделать более точный перевод этого слова, то в понятие тружда́ющегося входит какой-то тяжелый труд.

Ранее под этим разумелся труд фоссо́ров… — могильщиков, обязанностью которых было подготовка мест для погребения умерших людей.

Христианство из-за особенного отношения к телу, воскресения которого мы чаем, трепетно стало относиться и к погребению его, стараясь схоронить, т.е. сохранить его.

Вследствие этого, появляется необходимость погребения умерших на специально оборудованных кладбищах. Одним из видов таких христианских усыпальниц становятся катакомбы, которые создавались трудами могильщиков на протяжении первых 3 веков. А поскольку изготовление могил это очень тяжелый труд, то его первые христиане расценивали как религиозный подвиг, молясь за «труждающихся» и обеспечивая их средствами из христианской общины. Кстати, многие «труждающиеся» могильщики одновременно были и «добродеющими», занимаясь не только изготовлением мест для погребения, но и украшением этих мест, выступая в роли художников и скульпторов. Надписи, барельефы и настенные картины катакомб, всё это — плоды их творчества. От первых трёх веков христианства остались в катакомбах и их эпитафии, например: лат. «Diogenes, fossor» («Диоген, фоссор»); лат. «fossor Leo sibi fecit et Virginae suae» («Это сделали фоссор Лев и его Дева»). Иногда встречаются там же фрески, изображающие могильщика во время работы с его принадлежностями — киркой, ломом, лампой, отвесом, циркулем (таковы изображения в римских катакомбах Петра и Марцеллина (итал. Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro) и Домитиллы).

Ремесло могильщиков было очень уважаемым среди верующих, а так же сопрягалось с опасностью как само по себе, так и в силу гонений в первое время, когда их труд запрещался и даже объявлялся преступным. Пока в 336 году имп. Константин Великий своим указом не утвердил общество фоссоров, состоявшее из 88 человек, освободив их от городских повинностей и подчинив их церковной власти. Указ Константина подтвердили впоследствии и другие императоры (Юстиниан и Анастасий). При Феодосии II в Константинополе могильщиков числилось уже свыше 1000 человек.

Когда устроилась церковь, церковные копатели могил стали причислятся даже к церковному притчу. Причем, по статусу своему они были выше певцев, что видно и из последовательности прошения (поющие поминаются после труждающихся) и следующего свидетельства блаж. Иеронима, который в послании о церковных степенях пишет: «Первый чин меду клириками есть чин погребателей, которые по примеру св. Товии, обязаны погребать мертвых. Посему о них, как о людях возвденных на степень церковную, положено особое прошение не только на вечерни и утрени, но и на литургии, притом поставлены они выше певцов».

Но постепенно коллегия фоссоров начала вырождаться вследствие изменившихся условий жизни христиан. Кроме того, стали учащаться случаи спекулирования местами погребения с целью наживы и т.п. безобразия.

Впрочем, не все были такими и должность эта имела место быть и нашей Церкви. Так, мы чествуем св. гробокопателя Марка. Согласно церковному преданию, он был монахом в Киево-Печерской Лавре на рубеже XI – XII вв. На нем в обители лежала обязанность копать могилы для умерших членов братии. Нужно помнить, что Киево-Печерская Лавра расположена над пещерами, и любая работа, связанная с землёй, давалась там очень тяжело. Но Марк, видимо, посвятил ей большую часть своей жизни с таким усердием и смирением, не требуя для себя никакой награды, что столь незамысловатое, на первый взгляд, занятие позволило ему снискать святость. Именно с работой могильщика связаны и чудеса преп. Марка. О них, кому интересно, почитайте в Киево-Печерском патерике.

Сегодня на смену гробовщикам и гробокопателям пришли ритуальные службы. Обязанности у них похожие, хотя в больших городах формы погребения, да и похоронные традиции в последнее время стали меняться.

Так, все больше распространяется практика КРЕМАЦИИ.

В связи с этим возникает вопрос: «Можно ли православному христианину пользоваться такими «услугами» современности»?

До XX века подобный вопрос даже не мог возникнуть, ибо не было такой перенаселенности мегаполисов. Жили в основном в селах и деревнях, и, следовательно, места хватало как живым, так и мертвым. Но не только урбанизация, а и отрыв от церковности привели к тому, что традиционные захоронения в землю сегодня вытесняются новыми, идущими вразрез с нашей культурой. И хотя в Церкви нет запрета на кремацию, однако захоронение в земле более соответствует христианскому мировоззрению.

Вопрос: Не сказывается ли способ погребения на посмертной участи души? Не обрекает усопшего на адские муки сожжение его тела? Можно ли отпевать кремированных? Эти вопросы непраздные. Буквально две недели назад ко мне приходили именно с таким вопросом.

То, что при кремации тело христианина ввергается в пещь огненную, вовсе не означает, что и участь души его будет соответствующей. Как не значит и то, что похороненный по христианским традициям непременно спасется. Если бы так было, то нам не нужно было бы вести праведную жизнь, достаточно создать условия для правильного захоронения. Но мы, конечно, понимаем, что Господь будет судить душу усопшего не по способу его погребения, а по его делам.

Итак, кремацию в принципе никто не запрещает, но это должно быть продиктовано особыми обстоятельствами. Например, не имением возможности купить место на кладбище или дороговизной перевозки умершего и т.п. Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, а на родственниках.

На вопрос: Можно ли отпевать человека, который будет кремирован?

Конечно, Церковь не лишает души усопших своих поминальных молитв из-за того или иного способа погребения! Отпевание – это молитва о душе, и способ погребения в этом случае не имеет принципиального значения. Если случилось (по каким-то обстоятельствам) кремировать близкого, то не надо из этого делать трагедию. Важно то, что стало с душой умершего, а не его телом. Замечательно сказал еще во II веке древнехристианский апологет: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

А чем обычай предавать земле лучше? — В первую очередь, тем, что он более соответствует библейской традиции (Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59-60), более согласуется с взглядом на смерть как на временное усыпление. Таким образом, предание земле укрепляет веру в воскресение мертвых, тогда как сожжение умерших ассоциируется с представлением об отсутствии бытия за гробом. И, следовательно, погребение в земле более назидательно и более утешительно для близких.

А еще это может стать спасительным делом для самих погребающих!

Но… это уже тема для другого разговора. И ее мы запланируем обсудить завтра, тем более, что к тому есть весьма подходящий повод. Так что до завтра!

Комментировать