Диакон остается на амвоне для произнесения сугубой ектении, а священники мысленно молятся вместе с ним.
Мы привыкли, что во время Литургии диаконы несколько раз призывают народ к молитве, и все их призывы называем ектениями. Но у греков, только эта протяжная молитва, названная нами сугубой, и называется ектенией. Все остальные носят именование диаконик, то есть диаконских молений.
Греческое ектения (от прилагательного усердный, настойчивый) означает усердное моление.
Именно эта ектения появилась в чине Литургии к VIII веку. Ее особенность в том, что прошения обращены непосредственно к Богу, а не являются призывом помолиться, обращенным к народу. В древнейшей ектении было всего три прошения, потом к ним добавились другие. Прошений могло быть очень много, они различались в зависимости от конкретных нужд общины. И сегодня в дни народных торжеств или бедствий именно в эту ектению положено добавлять прошения, относящиеся к происходящим событиям.
После третьего прошения (в первоначальном варианте, как уже говорилось, – последнего), слов, заимствованных из 50-го псалма – «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…», – хор пел 12 или 9 раз Господи, помилуй. Именно эта множественность повторения слов Господи, помилуй дала диаконскому молению имя ектения.
Особенность этой ектении еще и в том, что она, появившись в чинопоследовании Литургии, впервые давала возможность оглашенным (еще некрещеным) молиться вместе с верными. Раньше после Священных чтений некрещеных просили из храма удалиться. Начиная с VIII века, с появлением этой ектении, оглашенные могли, оставаясь в храме, молиться со всеми христианами о нуждах Церкви и отдельных братьев и сестер.
Сегодняшний состав прошений ектении сформировался (с незначительными изменениями) к XV веку.
Давайте вспомним эту ектению.
Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Хор: Господи, помилуй.
Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи, помилуй.
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи, помилуй (трижды).
Это прошение, стих из 50-го псалма, в древности завершало ектению. Как мы сказали выше, именно после него верующие пели 12 или 9 раз Господи, помилуй, тогда как после каждого предыдущего прошения – лишь один раз.
Сегодня эта древняя традиция в некотором смысле сохранилась. Мы также поем после первых двух прошений Господи, помилуй по одному разу, а начиная с третьего –трижды.
Троекратное пение Господи, помилуй – очень древняя практика, которая служит выражением наиболее усердной молитвы.
Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем, Высокопреосвященнейшем митрополите (или: Преосвященнейшем архиепископе, или: Преосвященнейшем епископе) (имя), и всей во Христе братии нашей.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Обратим внимание – сначала мы молитвенно поминаем (так нужно делать и в домашней молитве) священноначалие: нашего Патриарха, нашего митрополита (или епископа), затем иных – по чину. Сначала священнослужителей – от высших к низшим, потом мирян.
Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
Господи, помилуй (трижды).
Еще молимся о братиях наших, священницех, священомонасех и всем во Христе братстве нашем.
Господи, помилуй (трижды).
Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и создателех Святаго храма сего (в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Господи помилуй (трижды).
Создатели (греч. ктиторы) – это те, на чьи средства был воздвигнут храм. За свои труды они прославляются как блаженные и приснопамятные (то есть всегда поминаемые). Св. Иоанн Златоуст так обращается к создателю храма: «Там всегдашние за тебя молитвы, хваления и торжества; за тебя приношение в каждый воскресный день. Помысли, что, поставив Жертвенник Богу, даже до пришествия Христова ты будешь иметь поминовение». Но это не должно вводить в заблуждение грешника, который думает откупиться от Бога строительством храма. Богу, прежде всего, нужна наша душа, кающаяся и изменяющаяся в лучшую сторону, а уже потом все остальное: строгие посты, пожертвования, поклоны, храмостроительство и проч.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих: братии и прихожан святаго храма сего (в монастыре: святыя обители сея).
Господи, помилуй (трижды).
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Господи, помилуй (трижды).
Моление о плодоносящих – одно из самых поздних. В древности была особая молитва за тех, кто приносит для совершения Евхаристии хлеб и вино, а также жертвует другие плоды земные на нужды церковнослужителей. Постепенно эта молитва перешла в виде прошения в сугубую ектению. В современном понимании плодоносящие – это приносящие плоды своего труда в храм.
Добродеющие (греч. каллиергонтон) – дословно, украсители храма. Это те, кто жертвует средства на украшение храма.
Труждающиеся – первоначально в Церкви так называли христиан, занимающихся погребениями. Они составляли особый чин – «первый среди [низших] клириков» (блаж. Иероним). Из могильщиков св. Константин Великий составил особую корпорацию, свободную от податей и подчинявшуюся церковному начальству. Во времена императора Константина их было тысяча сто человек. Однако некоторые подвергают сомнению то, что речь в ектении идет о могильщиках. «Скорее, здесь разумеются чернорабочие монастыря, и поставлены они выше певцов по тяжести службы» (М. Скабалланович). Под труждающимися, то есть несущими особо трудное послушание, следует понимать и сторожей храма.
Литургия оглашенных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Все фотографии галереи