Сме́ртность —
1) одно из следствий грехопадения, связанное с отчуждением человека от Бога и порчей человеческого естества, проявляющееся в неизбежности физической смерти;
2) подверженность смерти.
Если Христос победил смерть через Воскресение, то почему люди не стали бессмертными и продолжают умирать?
То, что Сын Божий, умерев и воскреснув, победил смерть, — фундаментальная истина христианского учения о спасении. В этом не вправе сомневаться ни один христианин. Однако эта победа не означала сиюминутного, сверхъестественного устранения фактора смерти из области человеческого бытия: человек как был смертным, так и продолжает оставаться смертным до сих пор.
В чём же тогда состояло значение победы?
Во-первых, победа Христа над смертью проявилась в том, что с момента Его чудесного Воскресения смерть не имеет над ним своей власти. Как известно, по Воскресении плоть Спасителя стала нетленной, прославленной.
Во-вторых, победа над смертью выразилась в победе над самим царством смерти — адом, из которого Господь, вывел души всех пребывавших там праведников (1Пет.3:18-20). С того времени ад перестал быть неминуемым посмертным пристанищем человеческих душ (1Кор.15:55). Со времени Искупления человека через Страдания и смерть Христа на Кресте, создания Церкви люди получили возможность избежать адовых мук и наследовать Царство Небесное.
Наконец, победа Христа над смертью выразилась в неминуемости всеобщего воскресения мертвых (1Кор.15:20-23). Это воскресение коснется как праведников, так и грешников, даже самых закостенелых злодеев: одни воскреснут в вечную блаженную жизнь, другие — на вечное мучение.
Цитаты о смертности
«Угодно было: всякому, кто говорит, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что независимо от того, согрешил бы он или нет, он умер бы телом, т. е. вышел бы из тела не в наказание за грех, но по необходимости природы, да будет анафема».
123-й канон Карфагенского собора
«Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, – бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? И этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти».
свт. Феофил Антиохийский
Литература по теме
- Смертность Словарь библейских образов
- Речь к народу о смертности свт. Григорий Великий
- Книга о смертности свщмч. Киприан Карфагенский
- О падении первого человека, произведшем смертность блж. Августин
Комментировать