Симония

Литература по теме

Симони́я (греч. σιμωνία, лат. simonia) – продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковного имущества.

Термин возник от имени самарянского волхва Симона, который пытался купить у апостолов Петра и Иоанна дар Святого Духа:

«Тогда возложили (апостолы) руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сём части и жребия, ибо сердце твоё не право пред Богом. Итак покайся в сём грехе твоём, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». (Деян.8:17-24)

Симония осуждается в следующих церковных канонах:

Церковные каноны строго запрещают требовать или принимать материальные средства за совершение Таинств: «Никто из епископов, пресвитеров или диаконов, преподавая пречистое причастие, не должен взимать с приобщающегося за это причащение денег или чего-нибудь иного, ибо благодать не продается и мы не преподаем освящение от Духа за деньги, но должны без лукавства преподавать его достойным Дара. Если же обнаружится, что кто-нибудь из числящихся в клире требует какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие, да будет извержен как подражатель заблуждения и злодеяния Симона» (23-е правило Трулльского собора).

Св. Никодим (Милаш) в своем толковании на этот канон, поясняет: «Дары благодати священные лица получают даром, почему даром должны и раздавать их всем, кто их достоин (Мф.10:8). Упоминая о благодати, правило этим показывает, что здесь надлежит разуметь все св. таинства, между которыми таинство св. причащения, упоминаемое в правиле, занимает главное место; следовательно, этим правилом воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег или вообще какого бы то ни было вознаграждения за св. таинство. Священнослужители, конечно, имеют право жить от алтаря, когда алтарю служат (1Кор.9:14), равно имеют право на приношения от верующих, о чем мы упоминали в толковании 4-го Ап. правила: «Следовательно, род и мера приношений в пользу клира, – читаем у архим. Иоанна в его толковании на это правило, – вполне предоставляется добровольному усердию верующих, и ни с духом закона Евангельского, ни со свойством духовных даров благодати было бы не сообразно требовать самим священнослужителям, с вымогательством, воздаяния, или платы за св. тайны, прежде или после их преподаяния. Ничто так не унижает святыни даров и священного сана, как подобные требования». К симонии относится не только взимание материальных благ за духовные, но и оказание какой-либо услуги и любого вознаграждения.

Является ли видом симонии преподавательская деятельность в области богословских дисциплин?

Поскольку преподаватель не продает духовные знания как таковые, а получает вознаграждение за свой труд по систематизации, творческому усвоению и преподаванию информации, на который он затрачивает свои силы и время, то получение материальных средств за это некорректно сравнивать с симонией.

Цитаты о симонии

«Каждый человек по велению своего сердца приходит в храм, его никто не заставляет это делать. Он приходит по своей воле. Если он приобретает свечу, – это его жертва. Но когда над свечным ящиком огромными буквами написана цена на свечи, – нам очень трудно убедить кого-то, что это действительно жертва… Ни в коем случае не следует устанавливать жесткую тарификацию за совершение служб или исполнение Таинств».
патриарх Алексий II

«До моего сведения дошло, что некоторые священники продолжают назначать таксу, и притом высокую, за Таинства и требы. Прошу отцов благочинных строго следить за проявлениями корыстолюбия священников, служащего нередко поводом к переходу православных в секты, и объявить, что уличенные в требовании определенной платы за требы будут запрещаться мною в священнослужении».
свт. Лука Крымский

«Однажды святитель Филарет рано утром вышел в потертом халате в свою гостиную и увидел просителя – сельского диакона, который не признал в этом одеянии митрополита. Завязался разговор, из которого митрополит вызнал, что диакона переводят в другой храм, а у него на попечении пятеро детей, теща, вдовая сестра с ребенком, что за решение его проблемы он уже отдал 25 рублей писарю в канцелярии, столько же – чиновнику из консистории и 75 рублей местному диакону.

Кроме того, ему сказали, что он должен сдать какой-то экзамен. Митрополит признался, что экзаменовать будет он сам.
– Батюшка, пожалей меня! Мне уж тридцать пять годов, что я помню!.. Вот осталось всего двадцать пять рублей у меня, пятнадцать-то я на дорогу отложил, а десять – возьми, батюшка, только сотвори ты мне эту милость!..
– Давай мне свои десять рублей, – велел он, – и приходи завтра к девяти в эту комнату. Дело твое будет решено.

На следующее утро диакон застал в гостиной митрополита в парадной рясе с панагией, лентами и орденами, а также всех взяточников, к которым святитель обратился с такими словами:
– Каюсь перед всеми вами, братие, что вчера взял от этого диакона десять рублей. По словам Священного Писания, «аще дадите, воздастся вам четверицею», я вместо десяти даю ему сорок рублей, – и он протянул обомлевшему от изумления диакону несколько ассигнаций.
– Ты взял двадцать пять рублей – дай ему сейчас сто, то же и ты сделай, а ты, духовное лицо, вместо семидесяти пяти дай ему триста.
А затем к сельскому диакону:
– Ступай, отец, домой. Оставайся на своем месте. Буде нужда какая – относись прямо ко мне… А с вами, – обратился митрополит к взяточникам, – вечером разберусь».
по материалам книги А.И. Яковлева «Век Филарета»

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka