Реце́пция (лат. receptio – принятие) –
1) использование Церковью национальных культурных и иных традиций, не противоречащих благочестию, с целью лучшего осуществления миссионерской деятельности (1Кор.9:20-23);
2) восприятие полнотой Вселенской Церкви определений и правил, связанных с богопознанием и богопочитанием, церковной жизнью и церковным управлением, разработанных внутри Церкви или какими-либо отдельными людьми, или Церковными органами, или Поместными Церквями.
Какие важнейшие определения Поместных Соборов были рецепированы Вселенской Православной Церковью?
Среди воспринятых Церковью определений Поместных Соборов можно отметить следующие:
- Определение Лаодикийского Собора (ок. 360 г.), утвердившего состав священных Книг Ветхого и Нового Заветов (см.: Канон библейский).
- Определение Карфагенского Собора 419 года (против ереси Пелагия и Келестия) о том, что Адам создан Богом не смертным, но сделался смертным в силу того, что согрешил. Правило этого же собора засвидетельствовало мысль о недопустимости отвергать нужду в крещении младенцев (Нужно ли крестить новорожденных младенцев?). Этим же Собором опровергнуто лжеучение пелагиан о том, что нравственное преображение человека, подразумевающее содействие Божьей благодати, в принципе возможно и без такого содействия.
- Определение Константинопольского Собора 1076 года, опровергающее учение философа Иоанна Итала о том, что во всеобщем воскресении души соединятся и будут судимы не со своими телами, а с чужими.
- Определение Константинопольского Собора 1156–1157 гг. о том, что Крестная Жертва принесена не одному только Лицу Бога Отца, но Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единой и Нераздельной (Сын, будучи Богом и Жрецом, Сам принёс Себя в Жертву по человеческому естеству, а по Божественной природе принял эту Жертву наряду с Отцом и Святым Духом). Там же было подчёркнуто: Евхаристическая Жертва приносится Отцу и Сыну и Святому Духу.
- Определения Константинопольского Собора 1351 года, констатировавшего, что помимо сущности и Лиц в Боге усматривается и энергия, которая, как и сущность, имеет вечное, нетварное, происхождение. Различение в Боге сущности и энергий не означает того, что Бог – сложный, и не имеет ничего общего с исповеданием двух Богов (в чём обвиняли Православных богословов еретики Варлаам и Акиндин). (см.: О сущности и энергиях Божьих).
Кроме того Собор зафиксировал положение, что по сущности Бог непричаствуем и непознаваем, но причаствуем и познаваем именно по энергиям. В соборных определениях было также отмечено, что свет Преображения, которым просиял Господь Иисус Христос на горе Фавор, имел Божественное происхождение.
Литература по теме
- Понятие «рецепции» прот. Василий Зеньковский
Комментировать