12

Правило 13

14

О епитимии для утаивших от епископа об отлучении.

Если же он отлученный, то его отлучение да будет продлено, поскольку он солгал и обманул Церковь Божию.

Εἰ δὲ ἀφωρισμένος εἴη, ἐπιτεινέσθω αὐτῷ ὁ ἀφορισμός, ὡς ψευσαμένῳ καὶ ἀπατήσαντι τὴν ἐκκλησίαν τοῦ Θεοῦ.

Толкования

Зонара. Предшествующее правило говорит о недостойном принятия и еще не рукоположенном и не отлученном; а настоящее правило дает определение о рукоположенном и отлученном, который, после отлучения, вознегодовав, пришел к другому архиерею и принят им, по неведению об отлучении. Правило повелевает продолжить отлучение таковаго.

Аристен. Утаивший свое отлучение весьма недостоин принятия. Если кто будет отлучен собственным епископом и отшедши к другому епископу, скроет отлучение и будет им принят, то отлучение ему должно быть продолжено, ибо он солгал пред церковиею Божиею и обманул ее.

Вальсамон. Иное – отлученный, и иное – недостойный принятия, то есть, непринимаемый епископом на какую-либо должность. Ибо отлученному возбраняются церковныя собрания; а недостойный принятия не принимается по многим причинам. Ибо слово: “или” стоит здесь вместо разделительнаго: “или”, как сие подтверждается последующим (13) правилом, которое говорит: аще же будет отлученный и так далее. Итак настоящия (12 и 13) правила говорят, что тот, кто однажды признанного недостойным принятия в какую-либо церковную должность заведомо принял без представительных писем его собственнаго епископа, должен быть отлучен. Вместе с ним должен быть отлучен и сам принятый. Если же будет принят не недостойный принятия, а отлученный, то и принявший таковаго должен подлежать отлучению, а отлученному должно быть продолжено отлучение. Ищи еще 11 правило 4-го Собора, 6 правило Антиохийскаго, и 13 правило Халкидонскаго.

Славянская кормчая. Иже о отлучении солжет, не приятен есть (Никон. 63). Аще кто от своего епископа отлучен быв, и отшед ко иному епископу, утаив отлучение, и прият будет от него, больми да продолжится отлучение его, яко солга, и соблазни церковь Божию.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать