Сергий Федоров, Наталья Ярасова
Опасность феномена «веры в справедливый мир»

чтец Сергий Федоров, магистр богословия,
и Наталья Ярасова, психолог-консультант
Миссионерского отдела Тульской епархии

«Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех… Когда Господь предупреждал апостола Петра о предстоящем страдании, апостол подумал по естественному порядку вещей (человеческой справедливости), что несправедливо допустить, чтобы жизнь была поругана, а слава обесчещена. Поэтому Господь отвергает его мысль: в сверхъестественном порядке вещей неправильно искать естественную справедливость. Дело в том, что Господь замыслил совершить наше Спасение посредством противоположностей: даровать нам жизнь – через смерть, и славу – через бесчестье. Так вот, Господь, желая показать, что человеческое рассуждение в данном случае неспособно понять Божественный Промысел, ответил Петру: „Иди позади Меня” (Мф.16:23). Это означало: „Следуй Моему замыслу и не пытайся понять его через человеческую справедливость!”» (прп. Максим Исповедник. Три вида справедливости, или справедливость и суд).

Что такое справедливость?

В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как природный, божественный, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. Например, Платон описал человеческую справедливость как совершенство, гармоничное единство трех соподчиненных начал души: когда разумное начало господствует над яростным, и они вместе как союзники управляют вожделеющим началом. Справедливость у Платона соотносится с понятием красоты, здоровья, благоденствия души, по сути, это некий прекрасный порядок во имя блага целого (человека или общества). Несправедливость же, по Платону, «в каком-то раздоре указанных трех начал, в беспокойстве, во вмешательстве в чужие дела, в восстании какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней... Вот что, я думаю, мы будем утверждать о несправедливости: она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество – словом, всяческое зло» (Платон, «Государство»).

В Платоновских диалогах устами Сократа опровергается принцип «справедливо отдавать каждому должное», так как это означало бы необходимость для справедливого человека делать не только добро другу, но и зло врагу. Но «не дело справедливого человека вредить… это дело того, кто ему противоположен, то есть человека несправедливого <…> Справедливо никому ни в чем не вредить» (Платон, «Государство»).

Однако определение справедливости как правила отдавать каждому должное, то есть «делать добро другу, если он хороший человек, и зло – врагу, если он человек негодный», весьма живуче. На протяжении многих веков оно не раз толковалось людьми в свою пользу, вплоть до совершенно эгоистических вариантов. Показателен курьезный пример т. н. готтентотской морали (по названию племени), ставший основой «двойных стандартов» справедливости: зло – это когда сосед украдет у меня жён и скот, добро – это когда я украду у него.

Стоит отметить еще и отличия в понимании справедливости у разных культур. Например, среди народов Африки важной стороной справедливости является уважение к традициям предков, соблюдение обычаев. Индуизм связывает справедливость с принятием естественного порядка вещей и соблюдением правил каст. Китайская философия рассматривает справедливость как следование гармонии. В западной концепции справедливость связана с обеспечением равенства (справедливое распределение благ), возмещением трудовых затрат (справедливая оплата труда) и другими принципами, обеспечивающими правильность в человеческих отношениях.

В христианстве понятие справедливости соотносится не только с понятием правильности, но и с понятием праведности (греч. δικαιοσύνη «дикеосини» – правосудие, праведность, справедливость, правда). Одной из важнейших сторон справедливости с точки зрения Православия является принцип правосудия – справедливого воздаяния по заслугам, охватывающий все стороны жизни человека – от возможности спасения вечной души до повседневных человеческих отношений.

Многие знают, что в Ветхом Завете сказано «око за око», однако даже многие христиане предполагают, что речь здесь идет об одобрении самим Богом возмездия обидчикам. Закон Моисея был направлен, наоборот, на сдерживание жестокости и произвола мстителей, он требует, чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и была справедливой, то есть не превышающей обиды. То есть ветхозаветный закон обеспечивает принцип соразмерности ответственности и восстановления ущерба. При этом в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. «Не говори: «я отплачу за зло» (Притч.20:22). «Не говори: «как он поступил со мной, так и я поступлю с ним» (Притч. 24:29). «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).

Окончательно запретил месть Иисус Христос словами Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:38-39). Господь призывает нас оставить суд над провинившимся Ему: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

В словаре «Азбуки веры» о справедливости написано следующее:

«Справедли́вость – воздаяние Бога людям за их дела в земной жизни. Абсолютная (высшая) справедливость является Божественным свойством, заключающимся в воздаянии праведникам и грешникам за их земную жизнь после смерти и в вечности.

В ограниченном человеческом понимании (юридическом смысле), в земной, временной жизни человека Бог проявляет более милосердия, нежели справедливости, попуская определению свободной воли человека в отношении добра и зла. После самоопределения человека Бог являет Свою справедливость. Христос проиллюстрировал это притчей о пшенице и плевелах (Мф.13:24–30)».

В обыденном смысле под справедливостью чаще всего понимают некое равенство людей и соответствие заслуг и вознаграждения, проступков и наказания.

Упование на человеческую справедливость – путь к разочарованию

Некоторым людям недостаточно верить, что когда-то в посмертии каждому воздастся по заслугам. Они хотят лично видеть, как торжествует справедливость – это позволяет им чувствовать себя уверенно и безопасно в полном тревог мире. Это может быть получение ими (или значимыми для них людьми) различных материальных или моральных благ, или же справедливое воздаяние в важных для них ситуациях: вознаграждение достойных или наказание виновных.

Интересно, что убежденность в необходимости немедленного справедливого наказания чаще касается проступков других людей, редко кто хочет, чтобы наказали его самого. К тому же люди порой склонны не замечать или приуменьшать свою вину. А вот если речь идет о признании и вознаграждении заслуг, то многие в первую очередь обращают внимание на то, что касается их лично.

Однако нередко наказание и вознаграждение не происходят сразу, особенно когда речь идет о божественном воздаянии. И если человек уповает на человеческую справедливость, но недостаточно полагается на Суд Божий, то при отсутствии немедленной расплаты/оплаты он остается с ощущением свершившейся несправедливости и страдает от разочарования.

В попытке защититься от разочарования и боли психика формирует разнообразные защиты. Одна из них заключается в том, что человек не желает или теряет способность признавать возможную или реальную несправедливость ситуации. В жизни немало очевидно несправедливых случаев, но такой человек не в состоянии принять несправедливость как факт. Он словно цепляется за представление, что в мире всё и всегда происходит по справедливости. А сталкиваясь с несправедливостью, он, чтобы избежать разочарований и мучительных переживаний, интуитивно старается привести ситуацию во внешнее соответствие со своими ожиданиями. При этом он может неосознанно подтасовывать факты и даже выдумывать несуществующие подробности.

Например, человек убежден, что всё всегда происходит по справедливости. Следовательно, если есть вина, обязательно будет наказание, и наоборот, если есть наказание, значит, есть и вина. В реальности в эту жёсткую формулу может «вмешаться» покаяние или милосердие, и тогда виновный прощается, а воздаяние, которое по справедливости должно было быть неминуемым, может быть отложено или вообще отменено. А бывает, что жестоко страдают безвинные люди. Но неразумно жаждущий справедливости человек склонен игнорировать и возможность покаяния, и возможность милосердия. Отсутствие наказания он воспринимает как несправедливость, а поскольку в его мировоззрении несправедливости нет места, он начинает преобразовывать в своём сознании картинку реальности, приводит её в соответствие со своими убеждениями. И тогда ему виноватый кажется не таким уж виновным, ведь раз его не наказывают, значит, и вины-то, может, на нём и нет, или же его достоинства начинают перевешивать вину (справедливым будет простить малую вину ради больших заслуг) и т. д. Это называется феноменом «оправдания виновного».

И точно так же он не в состоянии принять возможность страданий невиновного (то есть формально беспричинной агрессии). Он уверен, что если есть признаки наказания (любые страдания, неблагополучия), то обязательно должна быть и вина. То есть любой страдающий человек обязательно виноват в своих бедах сам. Происходит так называемое «обвинение жертвы».

Подобное искаженное представление о справедливости описывается как социально-психологический феномен «веры в справедливый мир», или феномен «справедливого мира», который выражается формулой: «хорошие люди живут хорошо, плохие люди живут плохо».

Феномен справедливого мира – когнитивное искажение (систематическая ошибка мышления)

Социально-психологический феномен «справедливого мира» (a just world) был объяснен американским профессором социальной психологии М. Лернером (род. 1929 г.). Это представление о том, что наш мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие – наказываются. Второе, более точно отражающее суть этого феномена название, – «иллюзия справедливого мира».

С точки зрения психологии иллюзия справедливого мира является когнитивным искажением, то есть шаблонной, автоматической ошибкой мышления. Такие ошибки возникают при обработке человеческим мозгом поступающей к нему информации. Количество данных, которые должен обрабатывать мозг, так велико, что необходимы механизмы, упрощающие восприятие, анализ и использование всего массива сведений, обрушивающихся на человеческое сознание. Такими механизмами являются закономерности восприятия информации – мысленные стереотипы (установки) и шаблонные мыслительные операции, которые дают человеку возможность быстро и эффективно рассортировать поступающую информацию, выработать первичную гипотезу и принять решение. Первичная переработка информации осуществляется обычно почти в автоматическом режиме, без осознанного контроля над ходом мыслей. Подобные функциональные приёмы помогают человеку адаптироваться к ситуации, экономя время и ресурсы мозга.

Однако в норме сознание человека не ограничивается подобной стереотипной обработкой информации. Можно сказать, что это лишь первичная сортировка сведений. Затем начинается углубленная переработка полученных данных и собственных выводов, в работу включается рефлексивное самосознание – человек при этом анализирует не только поступившую информацию, но и свои гипотезы, эмоциональные реакции, сам ход мыслей, который привел его к тем или иным выводам. В ходе глубокой переработки информации многое переосмысливается, часть первичных «вердиктов» подтверждается, часть отвергается. Причем, несмотря на то, что на этом этапе обработки информации уже задействованы логические рассуждения, требующие больших затрат времени и энергии, многие люди не управляют этими размышлениями, не отслеживают причины возникновения тех или иных выводов и т. п. Часто это связано с отсутствием привычки осознанно относиться к своим мыслительным установкам и неразвитостью соответствующих навыков мышления (внимательности, склонности к рациональному анализу и синтезу информации, способности находить адекватные причинно-следственные связи и т. д.).

Когнитивные искажения как стереотипные приемы первичной переработки информации присущи всем людям – это естественные особенности работы человеческого мозга.

Однако если человек не умеет или не хочет осознанно отслеживать свой мыслительный процесс, «плывёт по течению», принимая на веру свои «первичные вердикты», то он становится жертвой этих самых когнитивных искажений. Его мировосприятие подчиняется ложным представлениям об окружающем мире и о себе самом. Навыки, которые при определенных обстоятельствах являются полезными, адаптивными, рациональными, становятся ошибочными, избыточными, иррациональными. Общение с человеком, обладающим малоподвижным, стереотипным мышлением, особенно если его мысленные установки ошибочны и тем более приводят к негативизму и агрессивным реакциям, приносит мало удовольствия. Таких людей обычно стараются избегать. Ложные интерпретации таким человеком поступков других людей, их мотивов, их характеров, а также причин того, что случается в жизни, приводят к тому, что человек начинает жить в каком-то выдуманном мире. Довлеющие, неконтролируемые когнитивные искажения не только мешают адекватному восприятию реальности, но и способствуют возникновению и сохранению психопатологических расстройств.

Феномен «иллюзия справедливого мира» является как раз таким когнитивным искажением, которое, несмотря на, казалось бы, благое стремление, приводит к огромному количеству плохих последствий.

Представление об абсолютной справедливости мира, о неизбежности заслуженного воздаяния уже на земле как о законе природы противоречит реальности. Рациональный анализ многочисленных жизненных ситуаций показывает, что подобная непреложная справедливость в земной жизни – утопия. В мире есть место покаянию и милосердию, которые могут «отменить» справедливое наказание, и есть место незаслуженным страданиям, безропотно принять которые можно, зная об условиях спасения души.

Столкновение с несправедливостью

Потребность человека в справедливости «здесь и сейчас», которую невозможно удовлетворить в силу отсутствия такой справедливости на земле, порождает фрустрацию (негативное состояние, связанное с невозможностью удовлетворить какую-то потребность). Есть несколько как конструктивных, так и деструктивных, вариантов выхода из внутриличностного конфликта, порожденного этой фрустрацией:

  • Здоровое понимание, что в этом мире есть место и справедливости, и несправедливости. Это, в первую очередь, вера в Бога и посмертное воздаяние, переносящая акцент со «справедливости здесь и сейчас» на «божественную справедливость в итоге для всех», призывающая к милосердию и прощению, к оставлению суда Богу.
  • Стремление к справедливости вне Бога с признанием существования в мире несправедливости. Есть люди, которые, не веря в Бога и высшую справедливость, всё же ориентируются на высокие нравственные ценности и стараются сами быть справедливыми несмотря на то, что какой-то общей и непреложной справедливости не наблюдают. Некоторые находят в себе способность быть прощающими и милосердными просто ради того, чтобы не умножать количество зла в мире, «дарить добро». Однако полноценная справедливость-праведность осуществляется в соработничестве с Богом и соблюдении заповеди о любви к ближнему.
  • Принятие несправедливости как жизненной данности, общего человеческого правила. Отсутствие упования на посмертное воздаяние или хотя бы житейского смысла в личной справедливости. Это приводит к обесцениванию и опошлению справедливых ситуаций, циничному отношению к жизни, а также к унынию, депрессивным реакциям. Вера в несправедливый мир также является дисфункциональным когнитивным искажением.
  • Внушение себе убежденности в справедливом воздаянии по заслугам уже в этом мире как неоспоримом законе жизни и подтасовка информации в пользу справедливости всего, что происходит. Это и есть феномен «справедливого мира».

То есть когда человек не уповает на высшую справедливость в жизни вечной или хотя бы не находит лично для себя смысла быть островком справедливости в несправедливом мире и замечать другие такие же островки, ему остаётся либо принять как факт, что справедливости не существует вообще (что чрезвычайно болезненно и даже разрушающе для человеческой психики), либо придумать некую глобальную земную справедливость и «подогнать» под это представление все факты земной жизни (что и происходит при феномене «справедливого мира»). С этой точки зрения поиск всеобщей справедливости уже в этой, земной жизни косвенно свидетельствует о маловерии человека. Вера в то, что воздаяние будет в жизни вечной, позволяет человеку смиренно принимать страдания и случаи отсутствия наказания зла в этой жизни, то есть несправедливость на земле.

Негативные последствия феномена «веры в справедливый мир»

Неверно думать, что раз феномен «справедливого мира» отчасти помогает справиться с психологическими проблемами, вызванными фрустрацией, то он полезен. Большинство когнитивных искажений, и феномен «иллюзия справедливого мира» в частности, лишь частично служат снижению болезненной фрустрации, а их деструктивное влияние на психику в большинстве случаев превышает их «амортизирующее» значение. Одна только присущая когнитивным искажениям склонность к постоянной подтасовке фактов приводит к психологической деформации личности и даже к формированию невротических расстройств.

Когнитивное искажение «вера в справедливый мир» принесло немало вреда и жизни общества в целом, оно сломало судьбы многим людям. Трагичным последствием феномена «справедливого мира» является «виктимблейминг», или феномен обвинения жертвы (и, следовательно, – оправдания преступника и преступления). Формула этого феномена проста: если с человеком случилось что-то плохое, значит, он сам в этом виноват. Ведь с точки зрения справедливости не может ничего плохого случиться с тем, кто ничем не заслужил плохого отношения, плохой судьбы. Это было бы несправедливо. А значит, надо найти (или придумать) вину пострадавшему человеку.

Считается, что цель обвинения жертвы – снятие личной тревожности, ведь если жертва сама виновата, то «раз я ничего плохого не делаю, со мной ничего плохого не может случиться». Заблуждение иррациональное и опасное для самого человека (оно может привести к рискованной беспечности), вдобавок приносящее много страданий жертвам различных бед, получающим вместо сочувствия и поддержки обвинение.

Говоря духовным языком, виктимбейминг – это осуждение жертвы и снисходительное отношение к преступнику. Порой уместно даже говорить о попустительстве греху (если речь идет о причинении вреда человеку другим человеком).

Стремясь обвинить жертву, чтобы подтвердить свою убежденность в справедливости мироустройства, люди зачастую забывают о необходимости самоукорения. Ведь если бы справедливость была в самом деле «здесь и сейчас», то воздаяние должно было бы обрушиться незамедлительно на каждого грешника. И раз «жертва наказана, а я нет, получается – я не так грешен». Получается, что обвинение жертвы тесно связано с душепагубным самооправданием. И всё это – последствия «веры в справедливый мир».

Феномен «веры в справедливый мир» стремится загнать реальность в жесткую схему неотвратимого возмездия и непременной виновности жертвы любых страданий, но при этом не учитывает раскаяние и милосердие.

Притча о Христе и грешнице – прекрасный пример совершенного по уроку Бога отказа людей от такого фарисейского стремления к «справедливости».

Негативные духовно-психологические последствия «веры в справедливый мир» многообразны. Они сказываются:

  1. На самоощущении человека

Если человек внешне благополучен:

– самооправдание в грехах, если за них нет видимого наказания и неблагополучия, лишает человека возможности противостоять страстям, препятствует покаянию: «мир справедлив, за плохие поступки должно быть наказание, раз нет наказания – я не делаю ничего плохого».

Если человек страдает от болезни, жизненных обстоятельств или плохого отношения других, становится жертвой наказания, травли, преступлений:

– ропот «за что?», связанный с неумением видеть свою греховность, приводит к ненависти к обидчикам или к обиде на Бога, отходу от Него;

пустое самобичевание (самоедство) страдающего человека является следствием неверного понимания задач духовной жизни. Неразумное самообвинение «я получаю по заслугам» далеко не всегда сопровождается пониманием своей реальной вины, а значит, оно не всегда способствует покаянию. Бывает, что это просто позиция, вызванная убеждением в том, что не может быть несправедливых страданий: раз я страдаю, значит, виноват, неважно в чём. Но, не сознавая сущности вины, обычно невозможно исправиться. Нередко такая безнадежная позиция приводит к унынию (неврозам и депрессиям). Самоедство – это злость, направленная на себя самого, психологическое самонаказание без учета реальности вины и, главное, без надежды на прощение. Оно разрушительно, даже если человек реально в чем-то виноват, ведь отчаяние – это душепагубная страсть. А обвинение себя в том, в чем нет никакой вины, – это тупиковый путь. Вместо неразумного стремления оправдать некую фантомную справедливость должно быть сокрушенное рассуждение, самоукорение как этап покаяния, признание своей вины в конкретном поступке, если она есть, или виновности в прочих грехах – не ради наказания, а ради исправления.

  1. На восприятии человеком других людей

– обвинение жертв и страдальцев (грех осуждения);

– оправдание благополучных людей и даже преступников (в том числе, самооправдание) – попустительство греху;

– ложные интерпретации чужих мотивов, характеров и т. п. в попытке обосновать справедливость порождают осуждение, гордыню, тщеславие, оправдание греха и другие духовные пороки, связанные с оскудением любви.

  1. На восприятии мира

– поиск иллюзорных, ложных закономерностей, подтверждающих наличие справедливости в этом мире, может привести даже к формированию мыслительных галлюцинаций и психическим расстройствам. Безусловно, всё это препятствует здоровой духовной жизни. Вдобавок, одним из последствий веры в справедливость мира является убежденность, что мир безопасен для того, кто не совершает ничего плохого или неразумного. Ложное чувство защищенности может привести к катастрофическим последствиям.

Вдобавок, феномен «веры в справедливый мир» – основа многих оккультных заблуждений, направленных на достижение житейского благополучия. Например, весьма популярно суеверие «эффект бумеранга» (негативные мысли к тебе вернутся, поэтому надо отказаться от негативных мыслей) и т. п. Казалось бы, у такой коррекции убеждений неплохая цель – отказаться от деструктивного мышления. Однако подобные «упражнения» зачастую служат лишь формальными способами изменения даже не мысленных, а словесных привычек. А изменение используемых словесных формулировок далеко не всегда сопровождается изменением состояния души. Но хуже то, что изменение мышления при следовании таким закономерностям если и происходит, то в сторону эзотерических представлений о мире.

Еще одним оккультным вариантом веры в справедливый мир является вера в карму. Модное ныне эзотерическое понимание кармы довольно далеко от религиозных представлений о карме в восточных религиях. Многие «адепты» кармического воздаяния даже представления не имеют, что такое карма для буддистов или индуистов. Но они категорически убеждены, что если случается что-то плохое, то речь идет о плохой (засорённой) карме, и её надо «чистить», и наоборот – когда всё хорошо, в этот день карма хорошая. А справедливость при этом выражается в очень простом правиле – если поступаешь хорошо, то и дела у тебя должны идти хорошо. А если у тебя проблемы, значит, ты сам и виноват, плохо поступал. Иногда в этом находят прямые закономерности. Например, если тебе нахамили, значит, ты это заслужил – сам кому-то нахамил. Или если у тебя что-то украли, значит, сам до этого воровал. А некоторые «кармисты» особое удовольствие находят в том, чтобы уверенно указать другому, что он сам виноват (увы, история про соринку в чужом глазу основана на реальных событиях).

Безусловно, большинству людей хочется жить хорошо, здорово, счастливо. Но православный человек стремится избавиться от грехов и противостоит страстям не с целью получения земного благополучия или достижения здоровья, а ради вечной жизни с Богом. Настоящий христианин живет постоянным памятованием о посмертном ответе за свои грехи, он ориентируется не на жажду земной справедливости с четкой закономерностью причина-следствие, а на действие Божьего Промысла и понятие Божественной справедливости, которая включает в себя не только непременное воздаяние за грехи, но и возможность исправления, покаяния, прощения.

Увы, но убежденность, что всё происходящее на земле обусловлено некой всеобщей земной справедливостью, приводит к формированию образа жизни, далекого от христианского.

Христианское осмысление феномена «справедливого мира»

На первый взгляд, феномен «вера в справедливый мир» может показаться очень близким к христианскому учению о воздаянии, но при более глубоком ознакомлении с этой концепцией, которую неосознанно разделяют многие люди, оказывается не все так просто.

Такой взгляд на нашу действительность предполагает, что не только за каждый проступок обязательно следует возмездие, но и то, что любая неудача, неблагополучие и жизненные проблемы какого-то человека, необходимо объясняются его виной и порочностью. Отсюда, например, следует, что если кто-то мучительно умирает – это ему «по грехам», если человек подвергается насилию – значит, сам виноват (потому что не бывает «незаслуженных неприятностей»), в общем, если кто-то страдает в той или иной форме, это обязательно указывает на то, что с самой жертвой что-то не так. Как написал сам Лернер: «…один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу». Исследования американских психологов показали, что люди, верящие в справедливость мира, обычно более религиозны, авторитарны и консервативны и проявляют склонность поклоняться политическим вождям, одобрять существующие социальные институции, смотреть свысока на дискриминируемых, бедных и обездоленных.

Можно ли принять эту концепцию как рабочую для православного мировоззрения? Уже в ветхозаветной книге Иова показано, что люди древности мыслили похожим образом. Друзья невинного страдальца видели причину его злоключений в его же греховности: «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца» (Иов.22:5). Но, как известно, Бог оправдал Иова и страдания праведника оказались его проверкой на верность Господу. В Евангелии Христос в ответ на вопрос о причинах слепоты одного несчастного, отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). Комментируя ситуацию с жертвами расправы Пилата, Господь говорит: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:2-3).

Эти и другие примеры из Священного Писания показывают, что обратная причинно-следственная связь «страдание как обязательное следствие личного греха», не является универсальной.

То же самое осторожное отношение мы можем видеть в писаниях святых отцов. Святитель Иоанн Златоуст, который упоминает о неких духовных закономерностях, в результате которых возмездие за прежние грехи приходит неожиданным образом, в то же время предостерегает: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов.33:27(Беседа на псалом 7). В своем первом слове «о статуях» он указывает восемь причин неприятностей, случающихся с праведниками, большинство из которых не связано с их личной греховностью. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи». Прп. Анастасий Синаит говорит о двух общих причинах бедствий, которым подвергаются люди, – это наказание Божье и природные факторы (например, загрязненность воздуха как причина преждевременной смерти). Святой объясняет: «Можно, если есть на то Божия воля, избегать гибели, которую несут тлетворные [движения] воздухов, [и уходить] из одного места, [перебираясь] в другие местности с целебным воздухом. Что же касается пагубы, настигающей нас по причине угрозы Божией, то избегающему [ее], когда он зачислен [Богом в списки] тех, которые должны умереть, невозможно не умереть, куда бы он ни убежал, а с другой стороны, если смерть не назначена ему ныне [Богом], то он и не умрет» (Вопросы и ответы, 66). Говоря о смерти злых людей, прп. Анастасий обращает внимание, что воздаяние находит их в неодинаковое время: «Одни наказываются только здесь, [как это случилось] с Лазарем (Лк.16:20–21); другие караются частично здесь, а частично там, как [это получилось] с содомитами, испепеленными в огне (Быт.19:25); третьи же обретают наказание только там, как [произошло] с богачом, [умершим] после Лазаря (Лк.16:21–26)» (Вопросы и ответы, 29).

Таким образом, некорректно представлять в виде универсальной схемы взаимосвязь между жизненными проблемами и личной греховностью. Ошибка сторонников веры в «справедливый мир» в том, что они не предусматривают существование благого Промысла Божьего, который не вписывается в человеческие схемы, а также того очевидного для православных христиан факта, что в мире, при его нынешнем нахождении во зле, справедливость не всегда осуществляется в рамках земной жизни. Христиане ожидают «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13).

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka