Источник

Справедливость

Справедливость есть настроенность души воздать за все по достоинству, а достичь этого трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут понять, как воздать каждому должное, а другие, обладаемые человеческими страстями, нарушают справедливость (свт. Василий Великий, 8, 176).

* * *

Кто предварительно не изучил справедливого, тот не может правильно разбирать сомнительные дела. И сам Соломон, если бы не имел точных понятий о справедливости, не мог бы так правильно и удачно произнести этого известного определения, которым решил спор двух бесчестных женщин о младенце (см.: 3Цар. 3, 16–28). Поскольку не было свидетелей тому, что говорили женщины, Соломон обратился к природе и при ее помощи нашел неизвестное: чужая женщина без сожаления соглашалась на убийство младенца, а мать по естественной любви не могла даже и слышать о его страдании. Поэтому тот, кто узнал истинную правду и через нее научился отдавать каждому должное, может совершать суд. Как стрелок направляет стрелу точно в цель и стрела падает ни дальше, ни ближе, ни по ту, ни по другую сторону цели, так судья отгадывает справедливое, невзирая на лица, потому что иметь лицеприятие на суде – нехорошо (Притч. 24, 23), и ничего не делая по пристрастию, но произнося определения правые и непревратные (свт. Василий Великий, 8, 178–179). Источник.

* * *

Справедливое есть то, что воздается каждому по достоинству дел (свт. Василий Великий, 9, 281).

* * *

Не домогаться того, чтобы иметь у себя больше других, – это справедливость; а выступать из пределов равенства – это несправедливость (свт. Григорий Богослов, 16, 338). Источник.

* * *

...Дело справедливости – воздавать каждому по достоинству (авва Евагрий, 89, 637). Источник.

* * *

...Душа, поступая несправедливо, не должна слишком надеяться, хотя она еще и не уловлена, потому что когда-нибудь она будет уловлена (свт. Иоанн Златоуст, 48, 475). Источник.

* * *

Ничто так не прогневляет Бога, как несправедливость к бедным (свт. Иоанн Златоуст, 49, 21).

* * *

...Ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, когда нет ничего, что бы причиняло мучение и возмущало ум (свт. Иоанн Златоуст, 49, 179).

* * *

Если ты будешь справедлив только между добрыми и не будешь таким между прочими, то справедливость будет отчасти оскорблена (свт. Иоанн Златоуст, 49, 186).

* * *

...<Дело> справедливости – желательную силу направлять к добродетели и к Богу... (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 174).

* * *

Кто не нарушает справедливости ни из милости, ни по неприязни, ни из ожидания даров, тот – превосходнейшее правило справедливости и неподкупный судия в делах спорных (прп. Исидор Пелусиот, 61, 322). Источник.

* * *

Не тому справедливо называться справедливым, кто лишен даже всякого случая сделать неправду, но тому, кто, имея и полную возможность, не подымет руки для неправого дела (прп. Исидор Пелусиот, 62, 377).

* * *

Несправедливым правосудие должно воздать, и непременно воздаст правдивым наказанием, если только не будет несправедливо само правосудие, правдиво всем располагающее и имеющее великое промышление о правде (прп. Исидор Пелусиот, 62, 407).

* * *

Не почитай справедливость неважным добавлением добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто (прп. Нил Синайский, 72, 250). Источник.

* * *

В житии святого Епифания говорится следующее: «Был в его епископской области человек, по имени Савин, диакон, который занимался писанием книг и отличался благочестием и мудростью. Ученостью своею он стал выше всех живших с ним монахов, и Епифаний, вследствие сего, поручил ведать ему церковным судом. И вот однажды пришли к нему судиться двое, богатый и бедняк. Савин стал на сторону нищего и решил дело в его пользу, тогда как на самом деле был прав богатый, а не бедняк. Епифаний, находившийся в сокровенном месте, слышал слова тяжущихся и Савина, миловавшего нищего на суде. Вскоре, когда он увидел неправо суд творившего диакона на чреде служебной, он подозвал его к себе и тихим голосом сказал: «Иди, чадо, и пиши книги и поучайся тому, что в них написано, чтобы через это сделаться мудрым в решении дел тяжебных, но на суде не милуй и нищего, раз он неправ, и не обижай богатого, если он в своем деле чист». С тех пор святой Епифаний отстранил Савина от производства дел судебных и уже всех приходивших к нему сам судил с утра до вечера, соблюдая при этом полное беспристрастие и не нарушая истины» (112, 264).

* * *

Некий великий старец имел двух не всегда послушных ему учеников. Так как они часто смущали его, то он решил оставить их и ушел в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели и там в это время ничего не делал по своей воле, но беспрекословно исполнял все, что ему велели. Через три недели он увидел некоего пришедшего к нему в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один – наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя, насколько ты потрудился, настолько я влил тебе масла». И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за него воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо» (112, 931).

* * *

Брат, воздерживавшийся от пищи и не евший хлеба, пришел к некоему старцу. В это же время зашли к старцу странники, для них он приготовил немного кашицы. Источник.

Когда сели вкушать пищу, брат поставил перед собой один моченый горох и ел его. Когда встали из-за стола, старец отвел брата в сторону и наедине сказал ему: «Брат! Если ты придешь к кому-либо, не обнаруживай перед ним своих обетов. Если же не хочешь нарушать принятых тобою обычаев, то пребывай в келье, не выходи никуда». Брат признал справедливость слов старца и с того дня, когда приходил к братии, уже следовал общему распорядку (106, 497–498).

* * *

Однажды преподобный Нил Постник, бывший сподвижником святых отцов, в Синае и Раифе избиенных, видя избиение и страдания их от варваров, спрашивал себя, за что они страдают. «Где, – думал он, – блаженные отцы, труды воздержания вашего? Где награда за терпение скорбей? Где венец многим подвигам? Это ли воздаяние вашему иночествованию? Или всуе вы текли на предлежавший вам подвиг? Есть ли справедливость в том, чтобы за добродетель принимать скорбь и чтобы убиваемых вас оставил без помощи Промысл Божий? И вот скверна возымела силу над вашими святыми телесами, и злоба хвалится, что одолела вас». Так в глубокой скорби задавал себе подобные вопросы преподобный Нил. Но он, к своему утешению, вскоре получил на них ответ. «Чего ради, – сказал ему и бывшим с ним спасшимся от меча злодеев инокам, израненный и едва дышавший, старец Феодул, – чего ради смущает вас пришедшая на нас напасть? Неужели вы не знаете, для чего Господь предает подвижников Своих супротивным? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца, как и сугубо воздал Иову за то, что он потерял? Но нам, конечно, несравненно больше воздаст, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9) и терпящим до конца» (112, 152).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle