Источник

Спорливость

В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более чем дев (прп. Антоний Великий, 89, 68). Источник.

* * *

Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву (прп. Антоний Великий, 89, 70). Источник.

* * *

Не люби прений, чтобы не вселилось в тебя вселукавство (прп. авва Исаия, 89, 331).

* * *

Не спорьте друг с другом ни о каком предмете (прп. авва Исаия, 59, 8). Источник.

* * *

Не будь спорлив, чтобы не сделаться жилищем всякого зла (прп. авва Исаия, 59, 64). Источник.

* * *

Все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого (прп. авва Исаия, 59, 136).

* * *

Кто порабощен сей страстию <спорливостью>, тот не хочет нести креста своего, а увлекается тщеславием (прп. авва Исаия, 59, 136).

* * *

Эта страсть <спорливость> ниспровергает все здание добродетели и наводит на душу такой нрав, что она не может видеть света честности (прп. авва Исаия, 59, 136).

* * *

Кто спорит с пустословом, тот обыкновенно сам ему уподобляется (свт. Василий Великий, 7, 30). Источник.

* * *

Будьте уступчивы друг другу и не заводите споров о том, что ни к чему не полезно (прп. Ефрем Сирин, 30, 232). Источник.

* * *

Лучше быть честно побежденным, нежели одержать победу со вредом и незаконно (свт. Григорий Богослов, 12, 76). Источник.

* * *

Лучше, будучи мудрым, уступать по скромности, нежели, будучи невеждою, надуваться по дерзости (свт. Григорий Богослов, 12, 474). Источник.

* * *

И мы, подражая Христу, можем иногда заграждать уста любопытным совопросникам и их неуместные вопросы решать вопросами же еще более неуместными (свт. Григорий Богослов, 14, 218). Источник.

* * *

Не заботься во всем и всегда одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху (свт. Григорий Богослов, 16, 206). Источник.

* * *

Опровержение сильных доказательств обличает вместе слабость и других; так бывает и на войне, что когда сильнейшая всех часть войска падет, то на остальную победители сильной части уже не обращают никакого внимания (свт. Григорий Нисский, 23, 100). Источник.

* * *

Не входи в спор с людьми опасными, но скорее уступай, когда это нимало не вредит добродетели; и злоумышление их вскоре обратится в ничто (свт. Исидор Пелусиот, 61, 62). Источник.

* * *

Не тот, кто остается победителем по немощи сопротивников, но тот, кто по величию собственной своей силы овладевает крепкими, и славен, и достоин провозглашения (свт. Исидор Пелусиот, 61, 97). Источник.

* * *

Как срамно побеждать, в чем надлежит уступать над собою победу; так еще срамнее – оставаться побежденным, в чем надлежит побеждать. Ибо не во всяком случае победа – прекрасное дело; но, если предлог хорош и благороден, то она доблестна; а если предлог гнусен и дурен, то и победа весьма худа (свт. Исидор Пелусиот, 61, 156). Источник.

* * *

Поскольку малые причины воспламеняют нередко великие войны, то советую тебе не ввергать искр любопрительности. Ибо возбужденные споры в душах разногласящих искореняют все прекрасное (свт. Исидор Пелусиот, 61, 382). Источник.

* * *

Кто намеревается поколебать и опровергнуть мнение старое и утвердившееся, которое человек сильно предубежденный признает хорошим, тому так, как намерение его весьма странно, и не может сделаться удобоприемлемым без предварительных объяснений, не вдруг надлежит говорить противное. Он будет смешон, над ним станут издеваться предубежденные противным решением; напротив того, сначала подкопав мнение многим иным, тогда уже должно обратиться к противоположному. В таком случае слово его будет удобоприемлемо и произведет убеждение (свт. Исидор Пелусиот, 62, 348).

* * *

...Не напрягайся, не утверждай, не входи в споры, если когда вознамеришься что доказать, потому что многие имеющие такое расположение духа, если и хорошо будут говорить, воспрекословят. Напротив того, благоразумием, кротостью и вопросом придай доказательству большую силу. В таком случае с победою приобретешь славу, что ты человек кроткий (свт. Исидор Пелусиот, 62, 376).

* * *

Излишние разглагольствия и большая охота спорить о ненужных вопросах производят ссоры и поражают ум слушателей (свт. Кирилл Александрийский, 65, 74–75). Источник.

* * *

Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством любопрения, но тем, чем повелевает и духовный закон – терпением, молитвою и непоколебимою надеждою (прп. Марк Подвижник, 89, 541). Источник.

* * *

Когда хочешь разрешить какое недоуменное (запутанное) дело, то ищи относительно его того, что Богу приятно, и, конечно, найдешь ему полезное разрешение (прп. Марк Подвижник, 89, 557).

* * *

Не имей спора с противящимися истине, которые не подчиняются тебе добровольно, чтобы не возбудить в них ненависти к себе по Писанию (прп. Марк Подвижник, 69, 48). Источник.

* * *

Пусть дело не исполнится так, как вы хотите, но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели, чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и через то теряли многое ради малого. Случается же часто, что иной теряет и то и другое и совершенно ничего не исполняет, ибо таково свойство любящих спорить (прп. авва Дорофей, 29, 69).

* * *

Рассказывали об авве Иоанне, что он, придя в церковь и услышав там, что некоторые из братии спорили между собой, возвратился к своей келье, обошел ее три раза и только после этого вошел в нее. Видели это кое-кто из братии и спросили его, почему он так поступил. Он отвечал: «Мой слух был напечатлен словами спора, я прохаживался, чтобы очиститься и уже в безмолвии сердца войти в келью» (106, 294).

* * *

Рассказывали об одном старце в Келлиях, что он был великий подвижник. Когда он занимался своим деланием, случилось другому, также святому мужу, прийти к его келье и услышать, как старец препирается со своими помыслами: «Доколе я буду из-за одного этого слова забывать все, что знаю?» Стоявший за дверью сначала думал, что старец спорит с каким-либо посетителем. Он постучался в дверь с намерением примирить несогласных между собой. Войдя в келью, видя, что в ней никого нет, и будучи коротко знаком со старцем, он спросил его: «С кем ты споришь, авва?» Он отвечал: «Со своими помышлениями. Четырнадцать книг я выучил наизусть и вот услышал ничтожное слово вне кельи. Когда же, возвратясь в келью, я захотел упражняться в деле Божием, все выученное наизусть как бы перезабыл, и только одно то слово, которое слышал вне кельи, приходит мне на память в час моего служения. По этой причине я препирался со своими помышлениями» (106, 502). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle