Самобичева́ние –
1) глубокое покаянное самоукорение человека за свои грехи перед Богом (и ближними);
2) намеренное причинение себе душевных и/или физических страданий, связанных с сокрушением совести либо с иными причинами;
3) нанесение себе ударов бичом (плетью) в сознательном или экстатическом состоянии, связанное с религиозными практиками.
Всегда ли полезно для духовного делания нравственное самобичевание?
Как известно, все люди, живущие земной жизнью, грешат, даже святые (1Ин.1:8). Некоторые грешат меньше, некоторые больше. Но и большие, и малые грехи, требуют покаяния. Вот почему покаянное укорение себя за грехи является одной из важнейших форм христианского делания.
Некоторые верующие, не осознающие себя погибающими грешниками, каются от случая к случаю. Такое состояние духа можно определить как беспечность.
Некоторые, наоборот, столь неумеренно сокрушаются даже и о незначительных проступках, даже и после их исповедания и прощения в Таинстве Покаяния, что доводят себя (а случается, что и своих ближних) до отчаяния. Такая форма сокрушения может быть охарактеризована не только как самобичевание, но и как самоедство. Как правило, она бывает связана с недостатком веры, недостатком надежды на благость и милосердие Божьи. Отчаяние – страшный грех, и если человек стоит на пороге отчаяния, ему непременно необходимо что-то в жизни менять.
Другое дело, когда сокрушение о грехах хотя и бывает глубоким, но переживается не в отрыве от Бога, а в Боге. Примеры такого рода сокрушения встречаем в псалмах, как то: «Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего» (Пс.37:9).
История монашеской жизни наполнена подобными примерами. Кроме того эта история знакомит нас и с такими случаями самобичевания, когда глубокое нравственное самоукорение сопровождалось физическими самоистязаниями. Однако эти самоистязания осуществлялись не без благословения опытных духовных наставников и имели высокую цель. «Многие отцы-святогорцы, – пишет по этому поводу митрополит Иерофей (Влахос),– измождали тело ударами [только с той целью], чтобы победить страсть и пребыть во Христе» («Знаю человека во Христе...»: жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова).
Комментировать